Сур понятие цели создания

Система управления рисками в ФТС РФ. Вопросы: Понятие, цели и принципы системы управления рисками Этапы становления и развития управления рисками. – презентация

Сур понятие цели создания

1 Система управления рисками в ФТС РФ

2 Вопросы: Понятие, цели и принципы системы управления рисками Этапы становления и развития управления рисками

3 Особенности СУР Глобализация Технология совершенствования таможенного регулирования

4 Таможенный контроль – совокупность мер, осуществленных таможенными органами, в том числе с использованием СУР, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств-членов ТС, контроль за исполнение которого возложен на таможенные органы (ст. 4 ТК ТС)

5 Управление рисками – это систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершенствованием таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации (ст. 4 ТК ТС)

6

7 Цели применения СУР: Обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды; Сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов Ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу (согласно ст. 128 ТК ТС)

8 Задачи СУР: 1. Формирование информационной базы данных СУР таможенных органов; 2.

Анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение: Объектов анализа риска Индикаторов риска по объектам анализа рисков, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков; Оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков. 3.

Разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом вероятности возникновения рисков и возможных последствий и анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

9 Принципы построения СУР Принцип целевой направленности – подчинение всех задач таможенной службы и способов их решения целям обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ; Принцип целостности – разработка и использование подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками как элементов единой системы таможенной службы РФ Принцип информационного единства – совместимость информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования Принцип законности – соответствие мер по предотвращению или минимизации риском действующему законодательству РФ; Принцип единства управления рисками – определение единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков Принцип выборочности

10 Этапы становления и развития управления рисками

11 Этапы развития 1. Управления рисками в условиях философии «тотального контроля» (1990-е) 2. Внедрение элементов системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля. (2000–2003 гг.) 3.

Становление системы управления рисками в соответствии с требованиями Киотской таможенной конвенции (2004–2009 гг.). 4.

Развитие системы управления рисками в условиях интеграции, стандартизации и модернизации таможенной службы (2010– по настоящее время)

12 Первый этап «никому не доверяй» – «доверяй, но проверяй» Нормативно-правовая основа Нормативно-правовая основа – ТК РФ 1993 г. при проведении таможенного контроля таможенные органы РФ используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства

13 Второй этап Нормативно-правовая основа: г. приказ ГТК России от «О создании отделов контроля за таможенным оформлением» Управление рисками: аналитические группы и группы фактического контроля г. приказ ГТК России 155 «О проведении согласования решений при выпуске товаров в свободное обращение» Формирование перечня рисков

14 Второй этап 3. Приказ ГТК России от «Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска»; 4. Приказ ГТК России от «Об усилении таможенного контроля за достоверностью сведений, заявляемых при таможенном оформлении товаров».

Перечень критериев отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска 5.

Приказ ГТК России от «Концепция СУР в таможенной службе РФ» Организационные вопросы возложены на Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТК) Отдел координации и применения системы управления рисками при ГУОТК

15 Третий этап Нормативно-правовая основа: 1.ст. 358 ТК РФ «Принципы таможенного контроля» Общие начала управления рисками с учетом положений стандартных правил гл. 6 Киотской конвенции (ред г.) 2.

Приказ ГТК России от дсп «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками» Разработка проектов профилей рисков, их утверждение, отмена и особенности действий должностных лиц таможенных органов при применении профилей рисков

16 Третий этап 3.

Приказ ФТС России от «Об особенностях действий должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками» новые положения об отделах таможенного контроля таможен и РТУ

17 Третий этап 4. приказ ФТС России от «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при формировании и применении перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме» Осуществление принципа выборочности при проведении таможенного контроля товаров

18 Третий этап Регламентация вопросов взаимодействия в рамках применения СУР В 2008 г. ФТС России впервые делегировала полномочия по утверждению профилей риска на уровень РТУ В 2009 г.

наряду с Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля (далее – ГУОТОиТК) функция координации применения СУР на уровне ФТС также была передана Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР)

19 Четвертый этап Глобализация мирового хозяйства – рост региональной интеграции Нормативно-правовая основа: Гл. 18 ТК ТС, ст. 127, 128, 129, 130. ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» ст.

162 Приказ ФТС России от «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене».

20 Четвертый этап 2011 г. функция утверждения отдельных срочных профилей рисков и ориентировок делегирована с уровня центрального аппарата ФТС России на уровень РТУ (приказ ФТС России от ) Приказ ФТС России от «Об утверждении Порядка разработки и утверждения региональных и зональных профилей риска региональными таможенными управлениями».

21 Четвертый этап Приказ ФТС России от «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории РФ моторных транспортных средств и другой сопутствующей продукции»;

22 Четвертый этап Приказ ФТС России от «Об утверждении Временного порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности»

23 Четвертый этап Приказ ФТС России от «Об утверждении временного порядка Действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз товаров, классифицируемых в группе 03, товарных позициях 1605, субпозиции ТН ВЭД ТС».

24 Четвертый этап Приказ от «Об утверждении перечня критериев, характеризующих участников внешнеэкономической деятельности, для использования при применении системы управления рисками и порядка их разработки и (или) актуализации» Приказ ФТС России от Порядок категорирования участников ВЭД на основе критериев, характеризующих участников ВЭД Приказ ФТС России от Порядок формирования «Электронного досье» участника ВЭД

25 Четвертый этап Субъектно-ориентированный подход Приказ ФТС России от «Об утверждении Положения об Управлении рисков и оперативного контроля»: служба анализа и управления рисками, служба оперативного мониторинга и служба оперативного контроля. Функция координации у ГУОТОиТК и ГУФТДиТР – отменена

Источник: http://www.myshared.ru/slide/940210/

Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 18. Система управления рисками

Сур понятие цели создания


Оглавление

Согласно ст.

94 комментируемого Кодекса при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств – членов ТС, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками. Комментируемой главой определены термины, используемые при управлении рисками, цели применения системы управления рисками, объекты анализа рисков, а также деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками, которые аналогичны российскому таможенному законодательству. В соответствии с п. 1 ст. 128 комментируемой главы таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Стратегия и тактика применения СУР определяются законодательством государств – членов ТС.

Нормативно-правовым источник применения СУР в РФ является ст. 358 ТК РФ.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Киотской конвенции:

– таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства; – при выборе форм таможенного контроля используется СУР; – таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки; – таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

Основные задачи системы управления рисками:

– создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР; – разработка методик (программ) по выявлению рисков; – определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков; – выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений; – оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках; – определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению; – разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер; – разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков; – контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков; – оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений; – накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля. СУР невозможна без отлаженной системы обратной связи. Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам – их корректировку. При подготовке и выборе мер по предотвращению или минимизации рисков необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта. Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля. В настоящее время существует проблема различия в СУР таможенных администраций государств – членов ТС: технологии и методы управления рисками, степень автоматизации процессов, специфика и объем товарооборота, поэтому необходимо выработать единые подходы к осуществлению процедур таможенного контроля с использованием СУР на всей территории ТС. Для реализации единой СУР необходимо создать коллегиальный орган по СУР, который организует мероприятия, необходимые для обеспечения ее функционирования, т.е. участие экспертов в области СУР, увеличение оперативности принятия решений, а также возможность коллегиального обсуждения актуальных проблем ее реализации.

Статья 15 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов (Соглашение от 21.05.

2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан “О взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза”) установила порядок использования информации о рисках нарушения таможенного законодательства ТС и (или) законодательства государств – членов ТС в рамках СУР.

ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК Министерства финансов Республики Казахстан вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного законодательства ТС и (или) законодательства государства – члена ТС, т.е. таможенные службы государств – членов ТС могут взаимодействовать в целях координации системы управления рисками на территории ТС.

Таможенный союз, Таможенный контроль, Таможенное право

Источник: http://www.brokert.ru/material/kommentariy-k-tamozhennomu-kodeksu-soyuza-sistema-upravleniya-riskami

Система управления рисками при таможенном контроле перемещаемых товаров

Сур понятие цели создания

Система управления рисками (СУР) основана на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу. Под риском понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза.

К нарушениям законодательства при перемещении товаров через таможенную границу относится перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля (недекларирование, контрабанда), а также перемещение товаров с недостоверным декларированием, использованием документов, содержащих недостоверные (ложные, неполные) сведения о товарах, или с использованием поддельных средств идентификации.

Четырехуровиевая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной СУР.

Цель СУР — создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочное™, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

  • — имеющих устойчивый характер;
  • – связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • – подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей ;
  • – затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Положительный результат применения в деятельности таможенных органов СУР подтверждает опыт работы таможенных органов зарубежных стран.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.) Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls.

«Управление рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля.

Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню». Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls, p.

36.

СУР является одной из основных составляющих в работе по проведению таможенного контроля в соответствие со стандартами Всемирной торговой организации (ВТО):

  • – сокращение времени осуществления таможенных операций;
  • – прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Основные понятия, применяемые в системе управления рисками:

Риск — вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Анализ риска — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т. е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

Потенциальный риск — это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

Товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.

Объекты анализа:

товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории;

  • – транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;
  • – сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;

сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок — иных документов, выражающих содержание таких сделок;

– деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

деятельность таможенных представителей, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

результаты применения форм таможенного контроля; таможенные органы.

Область риска — отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.

Индикаторы риска — определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

Оценка риска — систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

Профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.

Управление риском — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Основные задачи СУР:

– создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

разработка методик (программ) по выявлению рисков;

определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

– оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

  • – контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
  • — оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

Принципы построения системы управления рисками

СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост);

– принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочное™.

Это позволит таможенным органам:

  • – сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
  • – увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

  • – ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • – сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

Источник: https://studme.org/107918/ekonomika/sistema_upravleniya_riskami_tamozhennom_kontrole_peremeschaemyh_tovarov

Цели и задачи управления рисками

Сур понятие цели создания

При определении цели и задач управления рисками, компанию нельзя рассматривать как нечто монолитное. Это прежде всего набор отношений как внутри организации, так и с внешней средой. Это означает, что компания представляет собой объект заинтересованности многих сторон, таких как акционеры, менеджеры, кредиторы и инвесторы, персонал и пр.

Все эти заинтересованные стороны имеют свое понимание целей и задач компании, и, соответственно, имеют собственное представление о рисках, характерных для этой компании.

Причем, говоря о персоналиях, всегда следует помнить, что помимо рисков собственно организации, они всегда буду оценивать собственные риски, связанные с принятием тех или иных управленческих решений.

Для различных категорий заинтересованных лиц можно сформулировать различные цели, преследуемые при реализации в компании функции управления рисками:

ü Акционеры – рост стоимости организации, уверенность в стабильности и предсказуемости денежных потоков и результатов деятельности компании

ü Инвесторы – снижение рисков банкротства и видение компании как надежного и эффективного инструмента вложения денежных средств

ü Руководители компании – дополнительный инструмент контроля над деятельностью компании и уверенность в отсутствии излишнего риска при принятии управленческих решений

ü Персонал компании – уверенность в стабильности работы компании и отсутствии угроз, которые через дестабилизацию компании могут отразиться персонально на них

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что основной целью управления рисками в промышленной компании является обеспечение непрерывности производственного процесса и стабильности деятельности компании, путем ограничения степени воздействия на деятельность компании внешних и внутренних негативных факторов.

При достижении этой цели, в конченом итоге, система управления рисками, должна способствовать увеличению стоимостикомпании за счет улучшения корпоративной системы управления, снижения вероятности банкротства, повышения прозрачности деятельности компании и более адекватного восприятия инвесторами рисков, присущих деятельности компании.

Цель управления рисками должна быть точно соотнесена с общими целями предприятия.

К сожалению, многие компании до сих пор рассматривают риск-менеджмент как некий дополнительный элемент издержек, который должен присутствовать, чтобы обеспечивать компании ее запланированные доходы.

Истинная суть управления рисками лежит в несколько иной плоскости. Цель управления рисками не только предотвращать возможные убытки и негативное воздействие на компанию, но и помочь организации достичь целей, которая она перед собой ставит.

При построении системы управления рисками на определенном этапе неизбежно возникает противоречие между необходимостью принимать коммерческие решения, сопряженные с риском, и стремлением к минимизации рисков компании.

Каждая компания самостоятельно решает данный вопрос исходя собственной толерантности к риску.

В качестве общего аргумента можно сказать, что при построении системы управления рисками промышленной компании главным является не 100% покрытие рисков, а контроль над рисками, который подразумевает наличие некого приемлемого уровня риска, который не оказывает существенного воздействия на компанию, либо который компенсируется дополнительной доходностью операций. В противном случае, во избежание рисков можно было бы дать совет о прекращении компанией своей работы, в результате чего большинство рисков отпадет само собой.

Именно поиск оптимального соотношения риска и доходности является одной из главных целей деятельности риск-менеджера в промышленной компании.

Система управления рисками позволяет прогнозировать возможные риски и потери, исключив тем самым фактор неожиданности, а также позволяет разрабатывать эффективные методы минимизации таких потерь.

Исходя из рассмотренных нами целей управления рисками и возможностей для системы управления рисками по созданию дополнительной стоимости, главными задачами управления рисками можно назвать:

1) обеспечение полного контроля над рисками за счет описания и оценки всех рисков компании, эффективной системы мониторинга рисков и своевременного выявления новых рисков;

2) внедрение принципов учета рисков при принятии управленческих решений на основе четких процедур их выявления и оценки;

3) анализ воздействия рисков на ключевые показатели деятельности компании, включая ее стоимость;

4) обеспечение прогнозируемости рисков, которым подвержена компания и, соответственно, страхование от потерь;

5) возможная минимизация рисков и потерь при условии соблюдения экономической целесообразности;

6) обеспечение эффективной связи между стремлением компании зарабатывать прибыль и стремлением сделать это с минимальными потерями, т.е. обеспечение оптимального сочетания доходности и риска.

При этом стоит отметить, что управление рисками – это не только гарантия прогнозируемости деятельности компании, но и гарантия ее стабильности для акционеров, инвесторов, клиентов, а также других контрагентов и персонала.

Функция управления риском имеет целью решение следующих задач:

1. Выживание. Удержание издержек и других параметров (например, моральных, экологических, юридических) организа­ции в границах, которые позволяют сохранить фирму как работа­ющую и прибыльную.

Принято считать, что все параметры в конечном счете сводятся к издержкам. Но это не всегда так.

На­пример, утрата банкиром доброго имени и доверия клиентуры иногда может привести к невозможности дальнейшего ведения бизнеса, даже очень хорошо организованного и потенциально высокоэффективного.

2. Приемлемый уровень беспокойства. Иногда эту задачу назы­вают еще «обеспечением покоя и нормального сна», добавим, что эта задача ставится, как правило, с точки зрения высшего руководства или владельцев фирмы. На наш взгляд, вопрос стоит бо­лее широко.

Все, кто так или иначе заинтересован в судьбе фир­мы, должны спать по возможности спокойнее, что в конечном счете гарантирует социальный мир.

Поэтому задача риск-менеджмента в ее полноте довольно сложна: чувство безопасности, вера в устойчивость достигнутого благосостояния и в возможность его улучшения — это базовые потребности человека.

Чело­век спокойный обычно лучше работает, ему гарантирована хоро­шая жизнь, однако и он начинает расслабляться. В формулировку этой задачи можно было бы добавить слово «оптимальный»: «оптимальный по заданным критериям уровень беспокойства».

3. Стабильность доходов. Нанаш взгляд, следует трактовать эту задачу широко, как, например, стабильность благосостояния всех сторон, заинтересованных в фирме.

4. Приемлемая непрерывность работы. В любой организации возможны сбои в работе. Задача риск-менеджмента — не допус­тить сбоев и остановок, которые чреваты гибелью фирмы.

Иног­да эта задача ставится жестче, как предотвращение некоторых специфических потерь: например, не гибель госпиталя как организации, а недопущение смертности в госпиталях из-за перебоев в работе (другой подобный пример – аэропорты).

5. Целесообразный темп устойчивого роста фирмы. Как и в предыдущем пункте, для выполнения этой работы требуются подготовленность к риску срыва роста и ситуационное обеспече­ние возможных потерь, которые могут замедлить рост или сделать его неустойчивым.

6. Социальная ответственность. Любая организация в той или иной мере несет ответственность перед обществом за то, чтобы помогать в решении задач, делающих общество более гуман­ным и цивилизованным.

Прямого отношения к бизнесу данной фирмы это может и не иметь, но любой член общества должен вносить свою лепту в благосостояние общества. Некоторые виды потерь могут подорвать способность фирмы быть достойным членом сообщества.

Риск-менеджмент обязан защищать эту спо­собность организации.

7. Удовлетворение ограничений внешнего характера. Таких как юридические, регуляторные, традиционные и т. п.

8. Экономичность. Удержание себестоимости риск-менедж­мента на уровне, минимально достаточном для нормальной рабо­ты фирмы.

Все эти задачи имеют разную окраску и должны по-разному планироваться в контекстах «до потерь», «во время кризиса» и «после потерь».

Задачи риск-менеджмента существенно различ­ны в превентивном режиме (до потерь), ситуационном режиме (во время кризиса) и в режиме постфактум (после потерь).

Четкое определение задач очень важно при организации службы управ­ления рисками, а также при согласовании деятельности ее раз­личных компонент.

Источник: https://studopedia.su/15_153445_tseli-i-zadachi-upravleniya-riskami.html

Общая схема управления рисками

Сур понятие цели создания

Рассмотрим логическую схему построения и работы системы управления рисками (см. Рис.3.1). Она состоит из нескольких шагов (этапов).

Рис.3.1. Общая схема системы управления рисками организации.

Шаг 1. Определение целей организации

Управление рисками – составная часть общего планирования организации.

Как было отмечено при анализе определения риск-менеджмента, он носит вспомогательный характер и направлен на обеспечение возможности достижения организацией своих целей в условиях неполной определенности.

Поэтому, прежде, чем приступать к созданию системы управления рисками, руководству следует четко определить цели самой организации.

Шаг 2. Осознание необходимости управления рисками и принятие решения о создании системы риск-менеджмента

Система управления рисками в любой организации, будь то государство, фирма или отдельная семья не будет создана до тех пор, пока лица, принимающие в ней решения, не осознают, что:

во-первых, цели организации могут быть не достигнуты из-за существования рисков;

во-вторых, рисками можно и нужно управлять.

Решение о формировании системы управления рисками являются закономерным следствием понимания указанных обстоятельств. Оно же обеспечивает правильное отношение руководства к затратам на создание и поддержание данной системы

Шаг 3. Определение целей и требований к системе управления рисками

Коммерческая организация создается для получения прибыли. Целью некоммерческой организации является осуществление определенной деятельности. Система управления рисками должна обеспечить достижение этих целей.

Но в зависимости от установленных руководством конкретных целевых показателей, отношения к риску в организации и располагаемых ресурсов, перед риск-менеджментом могут быть поставлены разные задачи, которые условно можно разделить на две категории:

  1. требования к системе управления риском, пока риск не реализовался;
  2. цели риск-менеджмента, которые он должен обеспечить на этапе после реализации риска.

Шаг 4. Определение ограничений для системы управления риском

Любая организация действует в условиях определенных ограничений. Они могут быть обусловлены характеристиками внешней среды, либо самой организации.

Некоторые из ограничений существуют и в отношении деятельности организации по управлению рисками. Риск-менеджерам приходится их учитывать в работе при достижении поставленных целей.

Поэтому необходимо представлять источники и характер возможных ограничений.

Первые четыре шага (1-4) можно объединить понятием “постановка задачи”, которая определяет:

  • необходимость решения;
  • цели;
  • требования;
  • ограничения.

Подробнее эти аспекты управления рисками рассматриваются в Главе 4.

Шаг 5. Идентификация рисков

После постановки задачи начинается сбор необходимой информации. И первое, что надо собрать – это информация о том, какие риски действуют на объект. Делать это достаточно сложно, потому что риски очень многообразны по своей природе и характеру влияния на различные ценности. К наступлению опасного явления могут привести разные причины.

Одно опасное явление, как правило, обладает несколькими вариантами влияния на объект. Объект по-разному реагирует на эти воздействия. Кроме того, весь процесс реализации риска во многом зависит от наличия или отсутствия многочисленных факторов риска. Поэтому процесс идентификации, т.е.

выявления и описания рисков, является творческим и плохо поддается формализации.

Результатом данного этапа является максимально возможный перечень рисков, действующих на объект.

Шаг 6. Измерение (количественная оценка) рисков

Выявленные на предыдущем этапе риски требуется количественно измерить, чтобы появилась возможность сравнить их между собой и оценить их приемлемость или опасность для организации. Основные сложности измерения рисков связаны с необходимостью оценки вероятности и последствий событий, которые еще не произошли.

А в ряде случаев речь идет о явлениях, которых вообще никогда не происходили с данным объектом. При этом объем доступной информации для измерения чаще всего очень ограничен. Поэтому достаточно сложным является поиск подходящих методов расчетов и исходных данных, а также оценка надежности полученных результатов.

По итогам выполнения данного этапа для каждого идентифицированного риска определяются численные значения вероятности, последствий и иных показателей, характеризующих степень опасности.

Идентификация и измерение рисков (Шаги 5 и 6) в совокупности составляют “анализ риска”.

В процессе деятельности появляются новые данные, существующая информация пополняется и уточняется, поэтому процесс анализа – непрерывный. В результате создается информационная основа управления риском.

Чем надежнее основа, тем более взвешенные и эффективные решения сможет принять руководство.

Шаг 7. Определение критериев значимости рисков

Все выявленные и измеренные риски несут в себе разную угрозу для организации. В условиях ограниченных ресурсов важно грамотно распределить их.

Поэтому необходимо провести ранжирование рисков по степени опасности и наибольшее внимание уделять самым критичным из них. Для этого следует установить некоторые критерии, которые позволят разделить все риски на группы по их значимости для организации.

Эти критерии в значительной степени зависят от отношения руководства к риску, поэтому не всегда являются объективными.

Шаг 8. Ранжирование рисков по значимости

Идентифицировав риски и применив к ним выбранные критерии, получают перечень рисков, сгруппированных по степени значимости.

В нем, как правило, различают категории критических (неприемлемых), допустимых и пренебрежимо малых рисков.

В результате, сразу становятся видны те из них, которые требуют особого внимания и те, обработку которых можно производить в зависимости от наличия возможностей и ресурсов.

Определение критериев и ранжирование вместе составляют так называемое “оценивание риска”.

Данное название нельзя назвать удачным с методической точки зрения, поскольку в процессе управления риском слишком часто приходится сталкиваться с терминами, образованными от слова “оценка”.

Тем не менее, данное понятие определено в ГОСТ Р 51897-2002, поэтому его употребление нормативно обосновано.

В свою очередь, в том же ГОСТе вводится также понятие “оценка риска”, которая согласно данному стандарту объединяет этапы анализа и оценивания риска, охватывая тем самым всю область подготовительной работы перед началом выбора и реализации мер по обработке риска.

Шаг 9. Анализ возможных мер управления рисками

Большое количество видов рисков влечет и многообразие мер управления ими. Также как и при идентификации рисков важно структурировать все множество вариантов. У организации, подверженной какому либо риску, есть четыре принципиальных пути:

  1. полностью избежать риска;
  2. изменить риск до приемлемого уровня;
  3. передать риск кому-то другому;
  4. принять риск на себя.

Эти подходы могут применяться обособленно или комбинироваться между собой. Все возможные меры управления конкретными рисками могут быть сгруппированы в зависимости от того, какой из указанных принципов лежит в их основе.

Лица, ответственные за управление рисками в организации, обязаны провести анализ вариантов обработки идентифицированных рисков, оценить их достоинства и недостатки, а также возможность применения в существующих условиях.

Шаг 10. Выбор мер обработки рисков

С теоретической точки зрения выбор организацией методов управления риском – это задача оптимизации в условиях ограничений. Кроме ограниченности ресурсов сложность выбора заключается в необходимости сопоставления реальных затрат и возможных событий.

В обработке рисков, которые могут вообще не наступить, должны быть задействованы конкретные трудовые силы и материальные средства. При этом результат подобных усилий далеко не всегда можно объективно измерить. Поэтому данный процесс также очень плохо поддается формализации и требует творческого подхода.

По окончанию этапа должен быть сформирован план мероприятий по управлению рисками и предусмотрены соответствующие ресурсы для его исполнения.

Шаг 11. Реализация выбранных мер обработки рисков

Утвержденный руководством план является основным документом, определяющим участие каждого сотрудника в управлении рисками организации. Выполнение всех мер осуществляется всеми подразделениями предприятия, а лица, ответственные за управление рисками, координируют их действия.

Шаги по анализу, выбору и реализации мер обработки рисков представляющие собой принятие и реализацию управленческих решений в отношении риска, объединяются понятием “обработка риска”. Их надлежащее выполнение собственно и обеспечивает достижение поставленных перед риск-менеджментом задач.

Шаг 12. Мониторинг результатов управления рисками

После реализации выбранных мер всегда необходима проверка полученных результатов.

Далеко не всегда это легко сделать, поскольку отсутствие аварий и несчастных случаев не обязательно является следствием хорошей работы риск-менеджеров, а может объясняться просто благоприятным стечением обстоятельств.

В случае наступления нежелательных явлений об эффективности системы можно, в частности, судить, сопоставив возможные неблагоприятные последствия при условии отсутствии риск-менеджмента с фактическими убытками.

Проверки, как и действие всей системы управления рисками, должны осуществляться на регулярной основе, поэтому данный процесс обычно называют “мониторингом”.

Шаг 13. Корректировка системы управления риском

Если мониторинг результатов выявил их несоответствие поставленным требованиям, то необходима корректировка на всех или отдельных этапах управления рисками. В тяжелых случаях, когда картина не ясна, может потребоваться дополнительный более глубокий анализ тех или иных шагов. В ряде случаев возможен пересмотр целей и требований к системе.

Часто мониторинг и корректировку на схемах риск-менеджмента объединяют в один этап, подчеркивая тем самым их неразрывность. По-существу с точки зрения всей системы они обеспечивают “обратную связь”, позволяющую правильно реагировать на изменения во внешней среде и в деятельности самой организации.

“Управление риском в социально-экономических системах”
© Богоявленский С.Б., 2010

< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >

Источник: http://www.znay.ru/risk/03-07.shtml

Императив
Добавить комментарий