Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении проводки 2017

Кредиторская задолженность в бухучете и финотчетности

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении проводки 2017

Дебиторская и кредиторская задолженность: учет и списание

Бюджетное учреждение берет на себя обязательства перед различными поставщиками и подрядчиками относительно уплаты им средств за предоставленные товары, работы, услуги. Однако не всегда выходит рассчитаться за них. Рассмотрим, что делать учреждению в случае возникновения такой задолженности.

Нормативно-правовая база

Основными документами, на основании которых бюджетные учреждения отражают в учете и отчетности информацию об обязательствах, являются:

Определение обязательства

По определению, приведенному в ч. 1 ст. 509 Гражданского кодекса (далее – ГК), обязательством является обязанность одной стороны (должника) совершить в пользу второй стороны (кредитора) определенное действие. Это может быть передача имущества, выполнение работы, оказание услуги, уплата денег и т. п. Кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязанности.

На основании норм ч. 1 ст. 509 ГК и п. 7 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса обязательства разделяют на бюджетные финансовые обязательства и обязательства.

Так, согласно п. 1.

4 Порядка № 309 бюджетным финансовым обязательством является обязательство распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств) уплатить средства за какое-либо осуществленное согласно бюджетному ассигнованию размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода.

Обязательством является любое размещение заказа, заключение договора или выполнение других аналогичных операций, осуществленное распорядителем или получателем бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с нарушением норм бюджетного законодательства.

Пункт 4 разд. І НП(С)БУГС 134 определяет финансовое обязательство как контрактное обязательство:

  • передать денежные средства или другой финансовый актив;
  • обменяться финансовыми инструментами на потенциально невыгодных условиях.

Финансовые обязательства относят к финансовым инструментам (п. 1 разд. ІІ НП(С)БУГС 134).

Виды обязательств

В целях бухучета п. 2 разд. ІІ НП(С)БУГС 128 делит обязательства на следующие виды:

  • долгосрочные;
  • текущие;
  • непредвиденные обязательства;
  • доходы будущих периодов.

Текущим является обязательство, на которое начисляют проценты и которое подлежит погашению в течение 12 месяцев с даты баланса.

Долгосрочным считают обязательство, если срок его погашения – более 12 месяцев и до утверждения финотчетности существует договор о переоформлении этого обязательства на долгосрочное (п. 3 разд. ІІ НП(С)БУГС 128).

Для отражения в учете кредитов и займов, полученных субъектами госсектора согласно законодательству, обязательств по долгосрочным ценным бумагам, по операциям по аренде, другим долгосрочным финансовым обязательствам Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов № 1203), предназначен счет 60 «Долгосрочные обязательства». Текущую задолженность отражают на субсчетах счета 61 «Текущая задолженность по кредитам и займам».

Обязательство, которое не соответствует критериям признания, является непредвиденным обязательством, и субъекты госсектора его не признают, а отражают на забалансовых счетах 053 «Непредвиденные обязательства распорядителей бюджетных средств» в сумме ожидаемого погашения (п. 6 разд. ІІ НП(С)БУГС 128).

Доходы, полученные в отчетном периоде, которые подлежат включению в доходы в будущих отчетных периодах, относятся к доходам будущих периодов.

К таким доходам относятся, в частности, доходы в виде полученных авансовых платежей за переданные в аренду основные средства и прочие необоротные активы (авансовые арендные платежи), подписка газет, журналов, периодических и справочных изданий, абонентская плата за пользование средствами связи и т. п. Учет таких обязательств ведут на субсчете 6911 «Доходы будущих периодов».

Кредиторская задолженность

В случае невыполнения бюджетными учреждениями своих обязательств у них возникает кредиторская задолженность (далее – КЗ).

Такая задолженность может быть:

  • за материальные ценности, выполненные работы и полученные услуги;
  • по всем видам платежей в бюджет, в частности налогам с работников;
  • по оплате труда, включая депонированную зарплату;
  • по внутриведомственным расчетам;
  • прочая задолженность по текущим обязательствам.

Сумму КЗ, возникающую на 30-й день после истечения срока обязательного платежа согласно заключенным договорам или если дата платежа не определена, – после получения подтверждающих документов за полученные товары, выполненные работы, предоставленные услуги, считают просроченной КЗ (п. 1.2 Порядка № 372).

КЗ, срок исковой давности которой истек, является просроченная КЗ, относительно которой кредитором утрачено право обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.

Важно! КЗ с истекшим сроком исковой давности перечислению в бюджет не подлежит.

Напомним, что согласно ст. 257 ГК общая исковая давность установлена продолжительностью три года.

Списание КЗ

Как правильно списывать КЗ с баланса бюджетных учреждений, прописано в разд. IV «Бухгалтерский учет обязательств» Порядка № 372.

КЗ, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) списывают ежеквартально (п. 4.2 Порядка № 372).

Для определения такой задолженности комиссия, назначенная распорядительным документом руководителя учреждения, проводит инвентаризацию расчетов.

Проверки может осуществлять как отдельно созданная комиссия, так и инвентаризационная комиссия при проведении инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации КЗ, равно как и ДЗ, определен в п. 7 разд. ІІІ Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).

Обычно учреждения проводят одновременно инвентаризацию ДЗ и КЗ. Также следует обратить внимание на некоторые нюансы инвентаризации и списание именно КЗ.

По результатам проверки составляют акт инвентаризации, в котором указывают:

  • наименование проинвентаризированных субсчетов;
  • суммы выявленной несогласованной КЗ;
  • суммы безнадежных долгов;
  • КЗ, относительно которой срок исковой давности истек.

По результатам инвентаризации составляется Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (см. фрагмент1).

К Акту инвентаризации расчетов прилагают Справку о дебиторской и кредиторской задолженностях, относительно которых срок исковой давности истек, с указанием наименования и места нахождения таких кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности (см. фрагмент3). Типовая форма справки утверждена приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572.

Акт инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию, составляют отдельно (см. фрагмент). В бюджетных учреждениях такой акт утверждается руководителем бюджетного учреждения.

По результатам актов инвентаризации главные распорядители средств отражают в бухучете списание КЗ, срок исковой давности которой истек, на основании распорядительного документа руководителя учреждения.

Распорядители средств нижестоящего уровня передают утвержденный акт учреждению вышестоящего уровня для принятия решения относительно целесообразности списания.

После рассмотрения представленных актов учреждение вышестоящего уровня принимает решение о списании с учета подведомственного учреждения КЗ, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам соответствующего бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений), и издает соответствующий распорядительный документ.

Этот документ является основанием для списания КЗ и отражения в бухучете операций по списанию для распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.

КЗ по собственным поступлениям, срок исковой давности которой истек, бюджетные учреждения списывают ежеквартально. Решение о списании принимает руководитель учреждения самостоятельно. Списание проводят на основании распорядительного документа руководителя учреждения.

Информацию о списании с учета КЗ по собственным поступлениям, срок исковой давности которой истек, бюджетные учреждения доводят до сведения учреждения вышестоящего уровня (п. 4.6 Порядка № 372).

Суммы КЗ по депонированной зарплате, стипендиям, пенсиям, пособиям и другим выплатам населению, срок исковой давности которых истек, списывают по общему порядку. Средства по этим выплатам, которые учитываются на депозитном счете в органах Казначейства, учреждение должно перечислить в соответствующий бюджет.

Бухгалтерский учет

Для учета текущей КЗ Планом счетов № 1203 назначены следующие счета:

  • 60 «Долгосрочные обязательства»;
  • 61 «Текущая задолженность по кредитам и займам»;
  • 62 «Расчеты за товары, работы, услуги»;
  • 63 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • 64 «Прочие текущие обязательства»;
  • 65 «Расчеты по оплате труда»;
  • 66 «Обязательства по внутренним расчетам».

Расчеты за выполненные работы, расчеты по налогам и сборам, расчеты по страхованию, расчеты по оплате труда, расчеты по другим операциям с кредиторами и внутренние расчеты отражают развернуто: кредитовое сальдо – в составе обязательств, а дебетовое – в составе оборотных активов.

Согласно п. 6.5 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.15 г.

№ 1219, списание КЗ, срок исковой давности которой истек, показывают по кредиту субсчета 5512 «Накопленные финансовые результаты исполнения сметы».

То есть на сумму такой задолженности увеличивают результат исполнения сметы предыдущих отчетных периодов.

Учет расчетов с разными предприятиями, учреждениями и организациями, которые являются кредиторами субъекта госсектора, ведут в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с кредиторами», типовая форма которого утверждена приказом Минфина от 08.09.17 г. № 755. Ведомость составляют отдельно по каждому кредитору и в разрезе кодов экономической классификации расходов. Записи в накопительной ведомости осуществляют по каждой операции, подтвержденной первичным документом.

Отразим в бухучете списание КЗ по результатам инвентаризации.

Пример

Во время проведения инвентаризации расчетов на балансе учебного заведения выявлены:

1) КЗ по депонированной стипендии студенту Скачко П. И. в сумме 825 грн, срок исковой давности которой закончился в марте 2019 года. КЭКР 2720 «Стипендии»;

2) КЗ, срок исковой давности которой истек в мае 2019 года (образовалась вследствие неуплаты за ремонт оборудования электротехнической лаборатории ООО «Сич»). КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Сумма долга составляет 6 132 грн.

3) КЗ, срок исковой давности которой еще не истек (образовалась вследствие неуплаты средств за оказание услуг по теплоснабжению КП «Энергия», предельный срок оплаты истек в апреле 2019 года). КЭКР 2271 «Оплата теплоснабжения». Сумма начисленной платы за теплоэнергию составляет 87 520 грн.

Мероприятия по погашению задолженности были проведены. Установлено, что предприятие ликвидировано. Поэтому в июле 2019 годе было принято решение о списании задолженности.

В бухучете указанные выше операции отражаются так:

(грн)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/47903-0

№ п/п операцииБухгалтерский учет
ДтКтСумма
12345
1.12016 год. Начислена стипендия студенту Скачко П. И.801662825
1.2Отнесена на счет депонентов не полученная в срок стипендия662671825
1.3Перенесен остаток кредиторской задолженности на 01.01.17 г.6716412825
1.42019 год. Списана задолженность по депонированной стипендии, по которой истек срок исковой давности64125512825
2.12016 год. Выполнены работы по ремонту оборудования электротехнической лаборатории8116756 132
2.3Перенесен остаток кредиторской задолженности на 01.01.17 г.67564156 132
2.42019 год. Списана сумма кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, на основании приказа руководителя учреждения641555126 132
3.1Получены услуги по теплоснабжению в 2018–2019 годы8013621187 520

1 из 21 из 11 из 1

Источник: https://uteka.ua/publication/budget-13-byudzhet-buxgalterskij-uchet-otchetnost-i-kaznachejskoe-obsluzhivanie-52-kreditorskaya-zadolzhennost-v-buxuchete-i-finotchetnosti

Порядок списания задолженности

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении проводки 2017

ISSUES OF ACCOUNTING RECEIVABLES IN BUDGETARY INSTITUTIONS

Olga Mazunina

Master student of the 2nd course of the faculty of Economics, St. Petersburg State University of Economics

Russia, Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

Настоящая статья посвящена изучению проблем учета дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях. В ходе изложения статьи рассматривается понятие дебиторской задолженности, ее классификация, а также особенности учета в бюджетном учреждении.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, учет, контроль, бюджетное учреждение.

Keywords: accounts receivable, accounting, control, budgetary institution.

В настоящее время к точности и достоверности бухгалтерской отчетности, в которую включается и дебиторская задолженность, относятся требовательно, контролируют, отслеживают сроки ее пога­шения и списывают безнадежную задолженность.

Понятие дебиторской задолженности занимает исключительно важное место в определении финансового состояния организации, а также в оценке правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Дебиторская задолженность (от лат. слова debitum – долг, обязанность) – это совокупность долгов, которые принадлежат организа­ции, от физических и юридических лиц в итоге финансово-хозяйственных взаимоотношений.

Дебиторская задолженность может рассматриваться в нескольких значениях:

  • как средство для погашения кредиторской задолженности;
  • как часть продукции, которая продана покупателям, но ещё не оплачена;
  • как элемент оборотных активов, которые финансируются за счёт собственных или заёмных средств.

Кроме того, дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям:

  • по срокам поступления ожидаемых платежей: долгосрочная и текущая;
  • по статьям бухгалтерского учета: задолженность покупателей и подрядчиков, задолженность на налогам и сборам, задолженность по оплате труда, авансы выданные, задолженность по социальному обеспе­чению, задолженность подотчетных лиц, задолженность персонала по прочим операциям, задолженность учредителей и участников, прочая дебиторская задолженность;
  • по причинам образования: оправданная и неоправданная.

Особенности учета дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях связаны с четкой регламентации учета задолженности по конкретным видам операций, что выражается в применении бюджетной классификации расходов.

Выделяют следующие расчеты:

  • с дебиторами по доходам, которые осуществляются на счете 020500000;
  • по выданным авансам – счет 020600000;
  • для учета задолженности по предоставленным бюджетным кредитам, государственным кредитам – счета: 020701000, 020702000, 020703000, 020704000, 020705000;
  • с подотчетными лицами – счет 0 208 00 000;
  • по ущербу имуществу – 0 209 00 000;
  • по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам – 0 210 01 000.

Нельзя не отметить, что дебиторская задолженность требует к себе особого внимания в плане осмотрительности: показатель дебиторской задолженности в бухгалтерском учёте и отчётности должен соответ­ствовать действительности. Именно поэтому дебиторскую задолженность также классифицируют в зависимости от вероятности её погашения.

«Реальность» дебиторской задолженности должна проверяться отдельно по каждому долгу организации по таким показателям как время и вероятность её погашения. Именно по этим критериям дебиторскую задолженность принято разделять на нормальную и просроченную.

Нормальной считается та задолженность, по которой срок оплаты ещё не наступил, но право собственности на ТРУ уже перешло к покупателю.

Задолженность за ТРУ, срок оплаты по которым уже истёк, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность, которая в свою очередь разделяется на сомнительную и безнадёжную.

Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность учреждения, не погашенная в определенные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями. Величина резерва опре­деляется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Согласно ст. 266 НК РФ просроченную задолженность можно включать в резерв в зависимости от срока ее возникновения следующим образом :

  • свыше 90 дней – полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • от 45 до 90 дней (включительно) – 50 % от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва.

С 2015 г. в связи с изменениями Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.

2010 № 157н (далее – Инструкция 157н) бюджетные учреждения могут создавать резерв по сомнительным долгам по желанию.

При поступлении от покупателя суммы ранее списанной задолженности сумма задолжен­ности списывается с забалансового учета и отражается в составе прочих доходов организации .

В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ: «Безнадежным долгом (долгом, нереальным к взысканию) признаётся тот долг перед налого­плательщиком, по которому истёк установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым согласно гражданскому законодательству обязательство прекращено ввиду невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации предприятия» .

В части определения безнадежной дебиторской задолженности ссылаются на нормы ГК РФ, так согласно ст. 196 которого общий срок исковой давности устанавливается в три года и начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Для выявления остатков просроченной, безнадежной задолжен­ности, а также задолженности с истекшим сроком исковой давности учреждение не реже одного раза в год должна проводить инвентари­зацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами.

В п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.

1995 № 49, регламентируется общий порядок проведения инвентаризации, согласно которому инвентаризационная комиссия устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской и других видов задолженности.

Результат инвентаризации оформляется актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Таким образом, в ходе проведения инвентаризации устанавливаются и суммы дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Однако Инструкция 157н не устанавливает порядок списания задолженности с истекшим сроком исковой давности и других нереальных долгов для взыскания (погашения), что вызывает некоторые трудности при ведении бухгалтерского учета бюджетными учрежде­ниями.

Поэтому списание дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, согласно ст.

158 БК РФ осуществляется в порядке, уста­новленном главным распорядителем бюджетных средств (далее – ГРБС), который в рамках своих полномочий вправе установить порядок согласования подведомственными бюджетными учреждениями списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности в качестве одного из мероприятий предварительного ведомственного финансового конт­роля. Проведение данной процедуры определяется и согласовывается с ГРБС по следующим направлениям: определение критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, т. е. нереальной к взысканию и согласование перечня документов, на основании которых задолженность подлежит списанию .

Такие образом, дебиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации и письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

Однако следует отметить, что в соответствии с Приказом ФНС России от 13.02.

2014 № ММВ-7-6/51@ «Об утверждении форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме» бюджетное учреждение даже после признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета должны ее отражать в отчетности, а именно на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников согласно п. 339 Инструкции № 157н.

На счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» долг будет учитываться с того момента, когда комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов примет решение списать задолженность с баланса.

Сейчас списанная с баланса задолженность учитывается на счете 04 с момента, когда она признана нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета (приказ Минфина России от 01.03.2016 № 16н).

Списать задолженность с забалансового счета 04 можно будет по решению о признании ее безнадежной к взысканию. Комиссия учреждения принимает это решение при наличии документов, подтверждающих смерть или ликвидацию дебитора.

Списать долг можно и в иных, предусмотренных законодательством случаях, в том числе, когда прошел срок возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.

Если нет оснований возобновить такую процедуру, то задолженность к забалансовому учету не принимается.

Кроме того, в соответствии с положениям ст. 242 БК РФ в текущем финансовом году суммы, поступающие в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета.

Соответственно, у бюджетного учреждения возникает обязанность по перечислению в бюджет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период его деятельности в качестве получателя бюджетных средств.

Таким образом, любое учреждение должно следить за дебиторской задолженностью, контролировать сроки её погашения, своевременно списывать безнадежную задолженность. Что касается бюджетной организации, то здесь может возникать ряд сложностей.

Во-первых, учет дебиторской задолженности связан с четкой регламентацией учета задолженности по конкретным видам операций.

Во-вторых, ежегодно специальная комиссия бюджетного учреждения должна проводить инвентаризацию расчетов для выявления остатков задолженности и устанавливать правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности.

Кроме этого, при выявлении задолженности с истекшим сроком исковой давности и других нереальных долгов для погашения возникает сложность списания, так как четко не установлен порядок данной процедуры. Также следует отметить, что бюджетное учреждение даже после признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета должны ее отражать в отчетности

Cписок литературы:

  1. Белоусова М.В., Бюджетные учреждения : — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.intercomaudit.ru/ (Дата обращения 16.04.2018) — Загл. с экрана.
  2. Маслова Т.С., Маслов Р.О., Казенные учреждения: корреспонденция счетов бюджетного учреждения: учеб. пособие: Магистр: Инфра-М, 2017. – 232 с.

Источник: https://daniladunaev.ru/poryadok-spisaniya-zadolzhennosti/

Как списать нереальную к взысканию дебиторскую задолженность

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении проводки 2017

Как отразить в бухгалтерском учете организации госсектора ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно вернуть? Рассмотрим в статье.

Программы повышения квалификафии и профпереподготовки для бухгалтеров госсектора:
1. Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)
2.

 Бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А)В первую очередь разберем основные понятия.

 Кто такой дебитор, что такое дебиторская задолженность и когда она становится нереальной к взысканию?

Дебитор – юридическое или физическое лицо, которое имеет задолженность по отношению к учреждению.

Дебиторская задолженность – это денежные средства или имущество, которые должны учреждению. Долг перед учреждением мог появиться из-за невыполнения условий контракта, гражданско-правового договора с физическим лицом, излишней выдачи денежных сумм подотчет, ошибки в расчёте заработной платы и т.д.

Просроченная дебиторская задолженность – задолженность, которая не погашена в установленный срок, например, в срок, определенный контрактом. Такая задолженность числится на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной, нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством.

В каких случаях можно признать задолженность нереальной к взысканию

В бюджетном законодательстве такие нормы закреплены в ст. 47.2 Бюджетного Кодекса РФ. Учреждения госсектора при принятии решения о признании задолженности безнадежной могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства. Итак, дебиторская задолженность может быть признана безнадежной (нереальной к взысканию) в случае:

1. Истечения срока исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ).

Срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). При этом Гражданским кодексом РФ предусмотрены случаи приостановления и перерыва срока исковой давности.

Он может прерываться с даты предъявления иска к должнику. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Течение прерванного срока исковой давности по дебиторской задолженности, взыскиваемой по решению суда, вновь начинается с даты вступления решения суда в силу.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления требования об исполнении обязательства.

2. Прекращения обязательства вследствие невозможности его исполнения, например, при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (ст. 416 ГК РФ).

3. Прекращения обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ).

Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

4. Смерти гражданина-должника (ст. 418 ГК РФ).

5. Ликвидации юридического лица-должника (ст. 419 ГК РФ).

Если законом исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо, то такая задолженность не может считаться безнадежной к взысканию.

Данный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной, учреждение вправе прописать в учетной политике.

Как учитывать задолженность, нереальную к взысканию

В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается с балансового учета и учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». На этом счете задолженность, по которой еще остается возможность возобновить процедуру взыскания, числится для наблюдения в течение пяти лет.

Но есть исключение: если основания для возобновления процедуры взыскания задолженности отсутствуют (например, смерть должника), списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с забалансового учета и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется в следующих случаях (обязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства):

  • истек установленный срок исковой давности (подтверждаем ежегодной инвентаризацией 205 счета, оформляем Инвентаризационную опись расчетов по доходам ф.0504091)
  • организация ликвидирована (отсутствие в Реестре юридических лиц подтверждаем выпиской из ЕГРЮЛ)
  • вынесено решение суда (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства)

Списание задолженности сначала с балансового учета, затем с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Рассмотрим несколько практических примеров:

Пример 1. Автономное учреждение физкультуры и спорта в рамках приносящей доход деятельности предоставило услуги по прокату спортивного оборудования и инвентаря. Был заключен договор.

Цена по договору составляла 35 000 руб. Учреждение выставило счет на оплату услуг. Услуги учреждением были оказаны, а их оплата не получена, т. к.

на счета и имущество должника наложен арест и у него нет возможности расплатиться.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отражаются в соответствии с п. п. 96, 97 Инструкции № 183н следующим образом:

операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выставлен счет на оплату услуг по договору (возникла дебиторская задолженность перед учреждением)2 205 20 0002 401 10 12035 000
Списана с балансового учета задолженность неплатежеспособного дебитора2 401 10 1732 205 20 00035 000
Дебиторская задолженность неплатежеспособного дебитора принята к забалансовому учету0435 000

Пример 2. Бюджетное учреждение культуры заключило договор на поставку новых музыкальных инструментов на сумму 500 000 руб.

Поставка по условиям договора должна была произойти после внесения аванса в размере 30% от стоимости. Оплата осуществлялась за счет приносящей доход деятельности.

По причине ликвидации поставщик условия договора не выполнил, инструменты учреждение не получило, не возвращен и перечисленный аванс.

Данные операции в бухгалтерском учете учреждения отражаются в соответствии с п. п. 73, 97, 98 Инструкции № 174н таким образом:

операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс на поставку музыкальных инструментов по договору (у поставщика возникла дебиторская задолженность перед учреждением) (500 000 руб. x 30%)2 206 31 5602 201 11 610150 000
Списана с балансового учета задолженность неплатежеспособного дебитора2 401 20 2732 206 31 660150 000
Дебиторская задолженность неплатежеспособного дебитора принята к забалансовому учету04150 000

Пример 3. В казенном учреждении украдены строительные материалы на сумму
70 000 руб. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было приостановлено. Через год следствие по делу возобновили. Виновные лица были установлены, дело направлено в суд. По решению суда виновные лица обязаны возместить причиненный ущерб.

В соответствии с п. 86 Инструкции № 162н сумму ущерба и возмещение его виновным лицом в учете казенного учреждения нужно отразить следующими проводками:

операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена сумма причиненного ущерба1 209 74 5601 401 10 17270 000
Списана нереальная к взысканию дебиторская задолженность после приостановления уголовного дела1 401 10 1731 209 74 66070 000
Дебиторская задолженность принята к забалансовому учету04
Восстановлена в балансовом учете дебиторская задолженность после возобновления следствия по делу и установления виновных лиц1 209 74 5601 401 10 17370 000
Дебиторская задолженность списана с забалансового учета0470 000

В настоящее время момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса и принятия ее к забалансовому учету учреждения определяют самостоятельно.

Для списания дебиторской задолженности комиссия по поступлению и выбытию активов готовит документы:

  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности
  • документы, свидетельствующие о невозможности взыскания задолженности
  • документы, подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора
  • судебное решение, подтверждающее невозможность взыскания суммы задолженности
  • справку о смерти дебитора и др.

В завершение статьи напомню, дебиторская задолженность, не погашенная на конец отчетного периода, должна быть отражена в отчетности учреждения согласно Инструкции № 191н (ф. 0503169) и Инструкции № 33н (ф. 0503769).

Кроме того, увеличение в течение отчетного года дебиторской задолженности относится к существенным событиям. Информацию об увеличении дебиторской задолженности или работе, проведенной по ее сокращению нужно отражать в Пояснительной записке к отчетности. Об этом говорится в письме Минфина России от 22.07.2016 № 02-06-10/43336.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1560

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении проводки 2017

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении (БУ) происходит по причинам, общим как для государственных организаций, так и для негосударственных. В этой статье мы расскажем, когда можно списать дебиторскую задолженность (ДЗ) и как это отразить в бухучете бюджетного учреждения.

Определение дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать

Основания для списания ДЗ

Бухгалтерский учет списания ДЗ

Итоги

Определение дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.

5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п.

3.48 приказа № 49).

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

В БУ могут образоваться следующие виды просроченной ДЗ:

  • по расчетам с покупателями товаров, работ, услуг;
  • по выданным поставщикам авансам;
  • переплата заработной платы;
  • по выданным займам;
  • по расчетам с подотчетными лицами;
  • по расчетам с лицами, которые должны компенсировать ущерб.

Просроченной ДЗ становится, если должник не погасил сумму, подлежащую уплате, в сроки, оговоренные договором или другими документами. В свою очередь, просроченная ДЗ может стать безнадежной.

Это значит, что долг получить невозможно. Отражение безнадежной задолженности на счетах учета и в отчетности ведет к некорректности предоставляемой информации о деятельности организации.

Такая задолженность не является активом и должна быть списана.

В выявлении проблем с оплатой ДЗ также может помочь ее анализ. Читайте о нем в статье «Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)».

Основания для списания ДЗ

Законодательством оговорены следующие случаи, при которых ДЗ может считаться безнадежной:

  • при наступлении события, не зависящего от сторон, которое делает исполнение обязательства нереальным (ст. 416 ГК РФ);
  • в соответствии с решением государственного органа, подтвержденного актом (ст. 417 ГК РФ);
  • при наступлении смерти должника (ст. 418 ГК РФ);
  • при ликвидации контрагента (ст. 419 ГК РФ);
  • при прошествии срока исковой давности (гл. 12 ГК РФ).

Событиями, не зависящими от сторон, могут быть чрезвычайные ситуации, катастрофы, военные действия, стихийные бедствия.

Актом государственного органа, в соответствии с которым ДЗ может быть списана, является, например, решение суда о том, что долг взыскан быть не может. Если организация подала в суд на своего должника и суд обязал его погасить задолженность, то исполнительный лист, выданный в суде, перенаправляется судебным приставам.

С этого момента взыскание проводится согласно закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Если служба судебных приставов, произведя все положенные действия, вынесла решение о невозможности взыскания долга, выдается соответствующее постановление об окончании исполнительного производства.

Причиной, указанной в постановлении, может быть:

  • ликвидация организации;
  • невозможность определения фактического нахождения контрагента;
  • отсутствие имущества и денежных средств у должника.

Смерть должника является причиной признания задолженности безнадежной, если обязательство может быть погашено только при его участии или напрямую связано с его личностью.

Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении.

Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.

По общим правилам, срок исковой давности составляет 3 года, однако по некоторым отношениям в соответствии с законодательством он может быть другим. Началом срока исковой давности по ДЗ является первый день просрочки исполнения обязательства.

Если должник осуществляет какие-либо действия, указывающие на признание долга, то срок исковой давности начинают отсчитывать заново со дня совершения таких действий.

Так, должник может подписать акт сверки, выдать гарантийное письмо, перечислить какую-то часть долга и т. д.

Задолженность признается нереальной к взысканию на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Бухгалтерский учет списания ДЗ

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.

Проводка по счету 04 делается, когда комиссия по списанию ДЗ принимает соответствующее решение.

Суммы на счете 04 отражаются в течение всего времени, пока еще может снова начаться процедура взыскания задолженности или у неплатежеспособного должника могут появиться средства для возврата долга.

Планом счетов для организаций, отличных от кредитных и государственных (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н), например, предусмотрен пятилетний срок для отслеживания возможности возврата ДЗ.

Служба приставов может снова начать действия по взысканию, например, если истец повторно передал им выданный судом исполнительный лист, который уже был на рассмотрении приставов, но по каким-либо причинам исполнительное производство было завершено. В случае возобновления процедуры взыскания или возврата долга неплатежеспособным должником ДЗ списывается со счета 04 и отражается на соответствующих балансовых счетах.

Окончательное списание ДЗ с забалансового счета должно быть одобрено комиссией на основании законодательно установленных причин: смерть должника, ликвидация организации и т. д.

Аналитика по счету 04 ведется в разрезе видов приходов/расходов, по которым учитывалась ДЗ, и дебиторов с указанием всех их данных, необходимых для возврата долга. Ниже указаны основные проводки по отражению списания ДЗ. Больше типовых проводок можно найти в инструкции к плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Описание проводки

Дт

Кт

Списание ДЗ, которую нереально взыскать

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020500000 «Расчеты по доходам»

Списание безнадежной ДЗ по авансовым платежам

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020600000 «Расчеты по выданным авансам»

Списание безнадежной ДЗ по выданным кредитам

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020700000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)»

Списание безнадежной ДЗ по взаиморасчетам с подотчетными лицами

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Списание ДЗ в связи с тем, что суд не признал вину причинившего ущерб либо виновный признан неплатежеспособным

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Списание ДЗ в связи с невозможностью установить виновного в причинении ущерба, а также если ущерб был возмещен в натуральной форме

040110172 «Доходы от операций с активами»

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Восстановление ДЗ по ущербам в случае, когда виновное лицо покрыло причиненные расходы, в то время как ДЗ уже была признана безнадежной

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также списывается с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Итоги

Учреждение может списать ДЗ, нереальную к взысканию, только по законодательно установленным причинам. Однако после списания необходимо делать периодическую проверку изменения статуса должника, для этого ДЗ продолжает числиться за балансом.

О списании ДЗ в негосударственных организациях читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Участвуйте в конкурсе на нашем форуме!

Подробнее

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/spisanie_debitorskoj_zadolzhennosti_v_byudzhetnom_uchrezhdenii/

Императив
Добавить комментарий