Социальные нормы потребления электроэнергии в городе москве

Нормы потребления электроэнергии на человека в 2019 году – без счетчика, Москве

Социальные нормы потребления электроэнергии в городе москве

Какие нормы потребления электроэнергии на человека в России в 2019 году? Основные понятия, размер показателя, нормативы потребления и способы уменьшения расходов – данные вопросы затронуты в предложенной статье.

Электроэнергия считается одним из важнейших видов жилищно-коммунальных услуг (ее относят к первой категории), поскольку подавляющая часть современного оборудования не может работать без данного вида энергии.

В нашей стране несколько лет назад были установлены нормативы потребление электрической энергии, которые с каждым годом претерпевают изменения.

Важная информация

С начала 2019 года для граждан, проживающих в собственном жилом помещении, начали действовать обновленные нормы потребления электроэнергии на одного человека. При сравнении с прошлым годом они возросли на 10%.

Правительство, таким образом, подталкивает людей к приобретению и установлению счетчиков в квартирах. Наличие счетчика гарантирует экономию ресурсов и средств граждан.

Нормы потребления различны в зависимости от региона проживания гражданина, для многоквартирного дома они также зависят от площади недвижимости, нагрузки электрических приборов и количества квартир.

Кроме этого на нормы потребления влияет количество комнат в определенной квартире и количество проживающих в ней людей.

Определения понятий

ЭлектроэнергияЭто количество электрической энергии, которая выдается генератором в сеть и предоставляется потребителю
Социальный норматив потребленияЭто определенная величина потребления электричества на одного человека, установленная на законодательном уровне
Киловатт-часПоказатель количества потребленной энергии, который используется в быту
Базовый тарифЭто тариф, установленный в городских домах с газовой плитой и центральным отоплением

Зачем нужен данный показатель

Показатель норматива потребления электрической энергии необходим для достижения следующих целей:

  • уменьшение расходов на электроэнергию;
  • возможность подотчетной оплаты для населения;
  • повышение ответственности управляющих компаний.

Норматив потребления касается абсолютно всех граждан Российской Федерации, независимо от целей использования электроэнергии (коммунально-бытовые нужды или коммерческие цели).

Социальный норматив необходим в следующих случаях:

  • электрический счетчик вышел из строя;
  • сведения с прибора передаются с опозданием;
  • сотрудник учета расходов электроэнергии не получает нужные сведения;
  • обнаружена порча прибора (преднамеренная);
  • не обнаружен узел учета.

Правовая база

Нормы потребления электроэнергии и сопутствующие вопросы регулируются несколькими законодательными актами:

  1. Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении» рассматривает вопросы экономии энергии и увеличения эффективности.
  2. Федеральный закон № 190 «О теплоснабжении».
  3. Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии» регламентирует норматив потребления для граждан РФ.
  4. Распоряжение Правительства РФ №1650 «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в РФ».

Кроме этого, дополнительные положения предусматриваются в субъектах РФ и регулируются местными органами самоуправления.

Основные положения

Правительство призывает граждан своей страны экономить электроэнергию и, как следствие, природные ресурсы. Для достижения данной цели предусматриваются социальные нормы, которые должны про стимулировать население. Нормативы потребления энергии на федеральном уровне впервые введены в 2013 году.

В субъектах РФ могут вноситься некоторые изменения в существующие нормы. Региональным властям разрешается рассчитывать стоимость услуг электроснабжения в пределах 40% от общепринятой цены.

Размер данного показателя

Методика расчета тарифов потребления электроэнергии разработана на законодательном уровне. На территории России установлен норматив потребления электроэнергии. Он составляет 350 киловатт в час на одного человека в семье. Тогда стоимость 1 кВт достигает цены 3 рубля.

Правительство придерживается мнения о том, что социальные нормы ниже среднего значения стимулируют потребителей к экономии.

Данный показатель был внедрен в систему оплаты услуг ЖКХ в 2013 году только в некоторых регионах. На данный момент он действует по всей России.

Размер норматива устанавливается в зависимости от нескольких факторов:

От группы потребителейНаличие социальной нормы
Географический факторСельская местность или город
Вид плитыГазовая или электрическая
Суммирование нескольких тарифов

Москве

В Москве установлены специальные нормы потребления для одиноко проживающих граждан, они зависят от имеющегося в жилом помещении оборудования.

Так, в случае наличия в жилом помещении газовой плиты потребление электроэнергии не должно превышать 50 кВт/час. В случае установки электрической плиты данное значение увеличивается до 80 кВт/час.

Для граждан, проживающих с семьей или занимающихся воспитанием ребенка с инвалидностью, показатели норматива потребления для газовой и электрической плит соответственно равны 45 и 80 кВт/час.

Орловской области

В Орловской области норматив потребления находится на достаточно низком уровне. Здесь показатель составляет 190 кВт/час на одного человека. Также в случае проживания в квартире более 5 человек каждому из членов семьи положены дополнительные 89 кВт/час в месяц.

Кроме этого в случае приобретения гражданином дополнительного оборудования (электроплита, бойлер) социальный норматив остается на прежнем уровне, а потребление электроэнергии, как правило, возрастает.

Нормативы потребления электроэнергии на человека без счетчика

Для экономии природных ресурсов законодательством Российской Федерации предусмотрена особая система оплаты. Она заключается в следующих положениях:

Социальная нормаЗа основу принята определенная величина потребления электричества на одного человека, который зарегистрирован в жилом помещении
Выше среднегоВ границах данной социальной нормы оплата за услуги ЖКХ проводится по одному тарифу. Вся использованная энергия сверх нормы оплачивается по другому тарифу. Данная мера принята для стимулирования населения к экономии

Величина нормы потребления зависит в первую очередь от количества проживающих в жилом помещении человек.

По данному параметру домохозяйства делятся на пять групп:

Для одиноко проживающего человека96 кВт/час
Для двух человек156 кВт/час
Для трех человек206 кВт/час
Для четырех246 кВт/час
Для пяти286 кВт/час

Предусматривается также ряд дополнительных условий:

В случае одинокого проживания пенсионераЗа первый год он должен оплатить все расходы электроэнергии по пониженному тарифу. А со следующего года – по социальному нормативу
Для жителей сельской местностиПредоставляются дополнительные 90 кВт/час
Электроэнергия для дачного участкаРассчитывается как для одного человека
В случае установки в жилом помещении газовой плитыНорматив потребления увеличивается на 43 кВт/час для одного человека
В случае установления электрического счетчикаВ отопительный сезон предоставляется надбавка на норму в размере 3000 кВт/час

Как можно уменьшить расход

Каждый гражданин России заинтересован в экономии своих средств, вследствие этого большая часть населения старается снизить норму потребления энергии.

Для экономии достаточно придерживаться нескольких бытовых правил:

  1. В случае приобретения бытовой техники, работающей на электричестве, нужно обращать особое внимание на уровень потребления электроэнергии. По международным стандартам они подразделяются на классы от А до G. Самый экономичный из них – класс А, класс с наибольшим потреблением энергии – G.
  2. Следить за тем, чтобы кондиционер работал исключительно при плотно закрытых окнах.
  3. Следить за тем, чтобы в электрическом чайнике не образовывалась накипь. В противном случае время нагревания воды существенно увеличивается. Наиболее экономным вариантом в данном случае будет пользование газовой плитой для нагревания воды.
  4. Холодильник и другие подобные установки следует размещать в темном месте, вдали от воздействия нагревательных и осветительных приборов.
  5. В жилом помещении лучше использовать энергосберегающие лампы.

Следуя данным правилам, можно существенно сэкономить бюджет семьи. Процент потребления энергии в этом случае сокращается на 35%.

Таким образом, государство заинтересовано в сохранении природных ресурсов и старается установить законы, направленные на экономию энергии. Одной из принятых мер является установление социального норматива потребления электрической энергии.

Она заключается в наличии определенного количества потребления энергии на одного человека. В России на 2019 год норматив на потребление электроэнергии установлен на значении 350 киловатт в час на каждого человека, проживающего в квартире.

В случае использования большего количества ресурсов, оплата будет происходить по увеличенному тарифу. Каждый субъект Российской Федерации вправе устанавливать индивидуальный норматив потребления электроэнергии.

Главное условие — он должен отличаться от общепринятого на федеральном уровне значения на 40 % (не более). Для того чтобы узнать нужную информацию по месту проживания гражданам необходимо обратиться к поставщику данных услуг.

: основные моменты введения социальных норм потребления электричеством

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://posobieguru.ru/lgoty/normy-potreblenija-jelektrojenergii-na-cheloveka/

Социальная норма потребления электроэнергии пройдет тщательную проверку

Социальные нормы потребления электроэнергии в городе москве

Москвичи смогут выслать показания счетчиков электроэнергии по SMS.

Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Итак, ожидаемое свершилось: федеральное правительство подписало постановление о повсеместном введении так называемой “социальной нормы потребления электроэнергии”. С 2014 года плата за электричество существенно возрастет.

По новой схеме, часть потребляемой электроэнергии – в пределах “социальной нормы” – будет оплачиваться по низким тарифам, все остальное – по рыночным ценам. В знаковом документе правительства обязанность устанавливать социальную норму для каждого субъекта федерации делегирована руководству регионов.

Поэтому на практике размер социальной нормы потребления будет сильно различаться.

Для Москвы это непростой вопрос: население столицы сильно разнится, как по уровню доходов, так и, соответственно, по потреблению электроэнергии. В каждой московской семье есть такая норма. Одинокие малообеспеченные пенсионеры и малоимущие вполне могут уложиться и 50 киловатт.

Средний работающий москвич потребляет в пределах 100-150 киловатт. Бизнес-сообщество использует значительно больше всякой техники и приборов, работающих на электричестве.

Поэтому у представителей этого слоя потребителей электричества и объемы его больше: от 200 до 400 киловатт на человека…

Поэтому, прежде чем приступить к введению общей социальной нормы потребления электроэнергии, надо разобраться (причем очень тщательно, детально), кто и сколько уже потребляет в месяц. Не исключено, что в таком большом городе как Москва будет не одна, а несколько социальных норм потребления.

Как сообщили корреспонденту «Вечерки» в Департаменте топливно-энергетического комплекса Москвы, работу над вычислением социальной нормы электричества пока не начинали.

Такое решение, по мнению чиновников, требует тщательной проработки, чтобы в результате введения нами нормы потребления электроэнергии (раз уж правительство страны дало нам такие полномочия) не понизился социальный уровень жизни москвичей. Москва справедливость не нарушит.

Социально ориентированная политика правительства города не претерпит никаких изменений в худшую сторону. При этом было заявлено, что приучать себя к разумному потреблению и уходя из дома, гасить свет, москвичам все-таки придется.

Пора такая пришла в жизни нашего города, страны, всех народов планеты: все ресурсы, в том числе энергетические, истощаются. Надо начинать их разумно экономить.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Лев Минуллин, директор по развитию производителя оконных систем PROPLEX:

– Честно говоря, сложно назвать конкретную цифру. Норматив зависит от типа дома, оборудования, которое в нем используется, и общей площади жилья. Житель квартиры с газовой плитой в многоквартирном доме потребляет меньше, чем владелец, например, таунхауса с электроплитой.

Главное при расчете ориентироваться на реальный быт горожан, а не на сухие цифры. В прошлом году, помнится, называли средний общероссийский норматив электропотребления 70 кВт•ч на человека. Но это очень мало – чтобы соблюсти такую норму, надо реже пользоваться бытовой электротехникой. В Москве, на мой взгляд, норма не должна быть ниже 150 кВт/ч на человека.

СЧЕТ НАСЧЕТ СЧЕТА

Социальная норма в 100 кВт/ч в месяц на квартиру будет едва покрывать потребности в освещении квартиры обычными лампочками, работе одного телевизора и не слишком частом использовании пылесоса.

ЦИФРА ДНЯ

За последние 10 лет стоимость электроэнергии для бытовых потребителей в России поднялась почти в 4 раза и вплотную приблизилась к общемировым ценам на электричество. По данным Института проблем естественных монополий, ежемесячный объем потребления электричества в России равняется 80 кВт/ч на человека, по другим оценкам – до 120 кВт/ч.

Бытовое потребление электроэнергии в миреРоссия………………..935*Германия……………1730Великобритания…..1878Франция…………….2486Финляндия………….4261США…………………..4587* – в кВт/ч в год на человека

(по данным Института проблем естественных монополий)

КСТАТИ

С 1 сентября этого года пилотные проекты по внедрению дифференцированных тарифов стартуют в семи регионах России — Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской и Самарской областях. Разброс уровня норм в разных регионах значительный: например, в Нижегородской области социальная норма равняется 50 кВт/ч, в Красноярском крае – 110 кВт/ч, а в Орловской области – 200 кВт/ч в месяц на человека.

Общим для всей территории России новый порядок расчета оплаты электроэнергии станет с 1 июля 2014 года.

МАЛЕНЬКОЕ УТЕШЕНИЕ

В первый год тариф за сверхнормативное потребление будет не более чем на 30 процентов выше, чем плата по социальной норме. Стоимость электроэнергии, по расчетам Минэкономразвития, для населения до 2015 года останется на 20 процентов ниже, чем для промышленных потребителей. К 2020 году цены сравняются, а к 2030 году электроэнергия для населения будет уже в 1,7 раза дороже.

Источник: https://vm.ru/moscow/596859-socialnaya-norma-potrebleniya-elektroenergii-projdet-tshatelnuyu-proverku

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?

Социальные нормы потребления электроэнергии в городе москве

15.10.2018

Свет / Тарифы на электроэнергию

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.

2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день/ночь) или трехзонному (пик/полупик/ночь) тарифах.

Для каждой из этих «зон» суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы.

И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать» новую схему расчета на пилотных регионах.

Опыт «пилотов» оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям.

Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят.

Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется.

Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки» — по другом.

А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам.

И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно) и ночного (отдельно) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Источник: http://energovopros.ru/issledovania/2322/2323/50437/

Нормы электропотребления на человека – На обе руки мастер

Социальные нормы потребления электроэнергии в городе москве

Какие нормы потребления электроэнергии на человека в России в 2019 году? Основные понятия, размер показателя, нормативы потребления и способы уменьшения расходов – данные вопросы затронуты в предложенной статье.

Электроэнергия считается одним из важнейших видов жилищно-коммунальных услуг (ее относят к первой категории), поскольку подавляющая часть современного оборудования не может работать без данного вида энергии.

В нашей стране несколько лет назад были установлены нормативы потребление электрической энергии, которые с каждым годом претерпевают изменения.

Нормы потребления электричества: что об этом следует знать

Социальные нормы потребления электроэнергии в городе москве

2018-10-08T08:00Z

2018-10-08T11:01Z

https://ria.ru/20181008/1530155833.html

https://cdn25.img.ria.ru/images/153017/21/1530172193_0:405:3888:2592_1036x0_80_0_0_3fc5a7d8cb8093f2ab302f6487551570.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Сергей Савчук

https://cdn24.img.ria.ru/images/152519/18/1525191854_0:236:1817:2054_100x100_80_0_0_7491563546ce9fad5a24456f304276b4.jpg

Современное информационное пространство настолько спрессовано и подается под таким эфирным давлением, что все происходящие в современном мире события сливаются в одну бесконечную ленту, которая, размываясь, несется сквозь наше сознание.

Что сегодня вызывает колоссальный отклик, послезавтра будет забыто и станет никому не интересно. В этой мелькающей последовательности событий крайне занятно наблюдать, как самая пассионарная часть нашего общества перепрыгивает с одной “жизненно важной” темы на другую.

Еще два месяца назад все небезразличные граждане, разрывая на груди различные предметы одежды, страдали по поводу передачи китайским горнодобывающим компаниям старого рудника в Забайкалье.

Затем на медиаарену, казалось бы, навсегда вышел сибирский лес, практически полностью и бесповоротно вырубленный китайцами.

Лес сменился озером Байкал, где те же самые азиаты в колоссальных объемах выкачивают и бутилируют воду (в реальности на том же Байкале русские параллельно умудряются строить второй кластер нейтринного телескопа, который лежит на дне и покрыт толщей вроде бы уже вывезенной в Китай воды).

На текущий момент безусловным лидером по частоте и ярости обсуждения стала инициатива правительства России о вводе социальных норм электропотребления.

Тема обросла невероятным количеством слухов, баек и фантазий, ограниченных только степенью нелюбви авторов к “этой стране”.

Некоторые предсказуемо пророчествуют, что правительство будет массово грабить бабушек-пенсионерок и отключать свет сиротам.

Что же на самом деле взбудоражило активно-прогрессивную общественность?

Сама инициатива не нова: впервые о ней во всеуслышание заговорили почти четыре года назад. Тогда (просто напомним) планировалось ввести три нормы потребления электроэнергии на домохозяйство: менее 150 киловатт-часов в месяц, 151-600 и более 600 киловатт-часов.

По данным Минэнерго, которое тщательно отслеживает колебания потребления электричества, на тот момент в первую категорию попадало подавляющее большинство россиян, владеющих недвижимостью, — более 73 процентов. Во вторую — около 25 процентов, в третью — менее двух.

Подразумевалось, что первая (базовая и льготная) квота обеспечивает все потребности условного среднего домовладения, будь то квартира или частный дом. В данном диапазоне цена на использованные киловатт-часы была минимальной.

При потреблении в рамках второй квоты стоимость электричества повышалась на 12 процентов, а в том случае, если вам и 600 киловатт мало, цена подпрыгивала сразу на 52 процента.

Подобная инициатива даже была реализована на практике — сразу в семи пилотных регионах нашей страны.

В них на каждого человека устанавливалась норма в 50-190 киловатт-часов в месяц. Так, например, в Красноярском крае соцнорма потребления была введена вообще в 2005 году, согласно ей каждый отдельно проживающий россиянин мог без увеличения стоимости использовать до 110 киловатт, а в семьях норма на каждого члена составляла 75 киловатт-часов.

Одна из самых высоких соцнорм среди пилотных территорий была в Орловской области — до 200 киловатт-часов на домохозяйство с одним проживающим, в самом городе Орле норма была чуть ниже — 190 киловатт. Все, кто укладывался в указанные пределы, платил всего 3,74 рубля за киловатт-час, те же, кто “съел” больше, должен был заплатить уже 4,94 рубля.

Пилотным регионом с одной из самых низких норм потребления стала Ростовская область. Ей установили пороговые уровни в 96 киловатт-часов на первого зарегистрированного человека, 60 — на второго, и по 40 киловатт-часов на всех остальных членов семьи и проживающих.

Нужно сказать, что во всех регионах, которые участвовали в тестировании данной системы, более 90 процентов жителей и домовладений уложились в минимальные квоты. Более того, в отдельных местах жители даже отмечали, что благодаря внедрению льготной тарификации они стали платить несколько меньше.

Справедливости ради скажем, что не все прошло гладко, в нормы зачастую не укладывались владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, а также все те, кто отапливал свое жилище при помощи электричества.

Эксперимент 2013-2014 годов был проведен совсем не с целью пожировать на народной шее, а в рамках оптимизации алгоритмов перекрестного субсидирования, которое повсеместно применяется в большинстве стран мира. Суть его в том, что одна категория потребителей доплачивает за другую. Такой аналог прогрессивного налога на доходы.

Правительство России неоднократно подчеркивало, что стремится максимально отойти от данной практики. По состоянию на день сегодняшний полностью сделать указанное не удалось.

Обусловлено это, в частности, тем, что тарифы, по которым население рассчитывается за электричество, до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, то есть “недоимки” покрывают средние и крупные потребители — объекты производства и промышленности.

Чтобы не быть обвиненными в лоббизме интересов бизнеса, просто приведем цифры статистики. Темпы роста цен на электроэнергию для средних потребителей по сравнению с населением росли на 7,7 процента в 2017 году против 6,9 процента в 2016-м. Для крупных — на 10,5 против 4,3 процента соответственно.

При этом промышленность покупает все меньше энергии: за последние три года отмечен спад на 495 миллионов киловатт-часов. А вот население покупает все больше, за тот же период россияне сожгли на семь процентов больше электричества, что равно 161 добавочному миллиону киловатт-часов.

На начало 2017 года российское Министерство энергетики оценивало минимально необходимый объем субсидирования данного сектора энергетики в 368 миллиардов рублей. Согласно прогнозу этого же министерства, если не реформировать порядок бытового потребления электроэнергии, то к 2022 году потребуется уже 417 миллиардов.

Было подсчитано, что для того, чтобы привести показатели субсидирования к плановым 89 миллиардам, нужно было еще год назад повысить тарифы на электричество сразу на 13,9 процента. Не отдельным категориям граждан, а сразу всей стране. И выполнять аналогичное повышение каждый год. Что характерно, правительство от этого отказалось.

В 2014 году этот проект в целом — ввиду неоднозначных результатов — был признан преждевременным и не отвечающим реальному уровню доходов граждан, его свернули и отложили до лучших времен.

И вот наступило лето 2017 года. Проект вынули из-под сукна, пересмотрели и отправили в профильные ведомства на доработку и оптимизацию. Об этом во всеуслышание объявил вице-премьер Дмитрий Козак.

И грянул гром. Отбросив рассуждения уровня слухов на лавочке, обратимся непосредственно к документам, описывающим данную инициативу.

Начнем с того, что, согласно всем официальным данным, новый вариант соцнорм будет мягче, чем его предшественник, и при этом будет иметь целый ряд отличий. Во-первых, теперь учет потребления планируется вести не по количеству проживающих в доме, а по точкам подключения (то есть по отдельным квартирам или домовладениям).

На каждую такую точку правительство предлагает установить стандартную норму потребления 300 киловатт-часов. При потреблении в диапазоне 300-500 киловатт-часов электричество будет оплачиваться по увеличенному тарифу, а в случае превышения показателя в 500 киловатт — по “экономически обоснованному производителем и поставщиком”.

Что именно подразумевается в последнем случае, пока непонятно, ибо отсутствуют детальные пояснения от соответствующих официальных лиц.

Во-вторых, будет значительно урезан список различных льготных потребителей. Например, из него исключат садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, частные хозпостройки (сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и еще ряд других.

Самый скользкий момент предварительной версии реформы в том, что она слабо учитывает интересы жителей деревни, а также всех пользователей электроплит. Для них ФАС предлагала ввести тридцатипроцентную скидку, но данная инициатива встретила сопротивление со стороны представителей генерирующих компаний и крупного производства.

Для всех остальных социально незащищенных групп предполагается введение многоуровневой системы субсидий.

Если судить по имеющимся сегодня фактам, то под тарифный удар попадут в первую очередь владельцы частных домов большой площади, а также владельцы множества энергоемких приборов, особенно любители отапливать свое жилище при помощи электрических теплых полов.

По данным ФАС, в 2017 году один россиянин в месяц в среднем использовал около 85 киловатт-часов электричества. В южных регионах, например в Крыму, подавляющее большинство семей укладывается в норму 150 киловатт.

Максимальный же расход среди российских регионов зафиксирован в Иркутской области: там каждый житель в среднем “тянет” 225 киловатт в месяц. Исходя из этого большинство экспертов российской энергетики считают, что норма в 300 киловатт позволит полностью закрывать все основные потребности семьи в составе двух взрослых и одного ребенка (семьи с большим количеством детей в этом случае должны попасть в разряд льготников).

Какой будет окончательная редакция данной инициативы? Увидим уже в январе 2019 года — именно тогда все профильные ведомства должны подать в Минэнерго свои обоснованные предложения.

Все сказанное выше не означает, что инициатива в итоге никак не затронет подавляющее большинство граждан. Но ознакомление с предварительными планами правительства поможет, по крайней мере, разобраться в моментах, на которые следует обращать внимание. Это более продуктивно, чем репостить мифы об ограблении пенсионерок.

Источник: https://ria.ru/20181008/1530155833.html

Императив
Добавить комментарий