Слово гражданин означает конституции рф

Закон на вырост

Слово гражданин означает конституции рф
Петр Саруханов / «Новая газета»

Тут еще один праздник наметился: День Конституции для детей. Отмечать его юные граждане, видимо, будут напитками «ФрутоНяня» и манной кашей.

Точной даты торжеств и гуляний (за руку с родителями) еще нет, сообщается лишь, что основной закон для детей под названием «Конституция России в стихах и картинках для граждан великой страны» будет опубликован в августе.

Заметим, не самое удачное время — раньше 1 сентября детей читать ничего не заставишь. А взрослые и свою-то Конституцию уже четверть века любезно доверяют читать Зорькину.

Проект возник не с бухты-барахты. Как стало известно РИА «Новости», он разработан при участии экспертов Совета Федерации, Ассоциации юристов России и Фонда образовательных проектов «Стратегия будущего». Вскользь отмечается, что не остался в стороне от законотворчества и некий «коллектив поэтов и писателей».

Поэт в России больше, чем поэт, который не соблюдает законодательство. А законопослушный поэт под присмотром экспертов пишет об этом так:

И кто законы нарушает, Наказан будет тот всегда, А кто закона вдруг не знает,

Ответит все равно сполна.

Если за эти строки мобилизованному поэту, несмотря на сопротивление образованного главбуха, выдали вознаграждение, то, можете не сомневаться, он заплатил с него налоги. Ведь он чтит 57-ю статью Конституции и детей тому же учит:

И, как в партнерских отношеньях, От вас обязанностей ждут: Платить налоги регулярно,

Ведь гражданами нас зовут

.

Обязанностей от нас, конечно, ждут, хотя лучше ждали бы их исполнения. И на первом плане военные обязанности. Для детей, разумеется, — тоже. Газета «Известия», которой стали доступны страницы будущей книжки с картинками, приводит фантазию неизвестного автора на тему 59-й статьи:

Когда в твоей защите будет Нуждаться Родина твоя, Рука агрессора нависнет, Сгустятся в небе облака, Ты на ее защиту встанешь, И в руку ты ружье возьмешь И будешь защищать Россию,

А может, за нее падешь.

Тут упомянутый главбух должен был вызвать поэта на дуэль и пасть на ней, как тот школьник за Родину, но (раз уж больше некому) постоять за русскую словесность.

Шествия за честные выборы в Москве скоро закончатся массовыми и жесткими задержаниями. А пока школьница Ольга Мисик читает Конституцию России оцеплению силовиков. Анна Артемьева / «Новая газета»

Нелегкое это дело — писать Конституцию, да еще детскую, в стихах. Достаточно сказать, что само слово «конституция» рифмуется сомнительно. В лучшем случае, какая-нибудь «экзекуция» подвернется, а вероятнее –«проституция». Или «революция», что в условиях сегодняшней напряженности в обществе еще хуже.

И лучше было бы не выгуливать в правовом поле нынешних поэтов, а постараться использовать известные детские стихи, пусть и написанные по менее значимому поводу. Допустим, необходимо отразить конституционное право граждан свободно собираться группами и гулять по родному городу.

Пожалуйста, есть готовые строки Сергея Михалкова:

Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар. Нам купили синий-синий

Презеленый красный шар.

Ну и дальше о том, чем закончилось мирное гулянье с шариками. Неправомерные действия Росгвардии или ОМОНа можно легко проиллюстрировать строками Агнии Барто:

Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу. Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

Особенно деликатное дело — рассказывать детям о военных действиях на Украине. В этом случае — поменьше слов от себя. Следует цепко держаться за классиков. И тут очень кстати Самуил Маршак — «Война с Днепром». Когда-то этот стих входил в школьную программу. Ну, кто постарше, вспомните:

Человек сказал Днепру:
— Я стеной тебя запру…

И дальше:

И вот к реке поставлена Железная стена, И вот реке объявлена

Война. Война. Война!

Не совсем точно отражает нынешние российско-украинские отношения, но у сегодняшних стихотворцев и стена, и война будут выглядеть более зловещими.

Кто-то может удивиться: «При чем здесь Украина? Это же Конституция, а не учебник истории!». Да, в Конституции РФ про отношения с Украиной вроде бы ничего нет, но не упускать же случай. И к детской Конституции Украину подтянули через 68-ю статью, через право на сохранение родного языка:

Теперь война на Украине, Где русских тоже много есть, А им язык их запретили

И разожгли войну и месть.

Судя по этому творчеству, русский язык запретили у нас, но мы как-то справляемся.

Предполагается, что детская Конституция будет факультативно изучаться в начальных классах. А тем временем, пора, пожалуй, взяться за другие нормативно-правовые акты. Например, за Уголовный кодекс РФ, который тоже неплохо бы знать с раннего детства. Стихи для этого тоже писать не обязательно, они уже есть. Допустим, про ограбление:

Ой-ля-ля, ой-ля-ля,
Завтра грабим короля.

Или про убийство:

Рыжий-рыжий конопатый
Убил дедушку лопатой.

Важное примечание: ребенку обязательно надо объяснить, что если он ограбил короля или огрел деда лопатой, то он не обязан свидетельствовать против себя. Вдруг он еще не дошел до 51-й статьи Конституции.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/08/08/81528-zakon-na-vyrost?print=true

«Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина». Методические рекомендации для уроков в 1-4 кл

Слово гражданин означает конституции рф

С.И. Сабельникова,

зам. директора Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

Л.Г. Ульяхина,

методист Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

«Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»

Урок окружающего мира в 3–4-х классах

Цель учителя: организовать деятельность детей по ознакомлению их с правами, свободами и обязанностями граждан Российской Федерации.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

личностные:

• формирование у учащихся основ российской гражданской идентичности;

• развитие у младших школьников чувства гордости за свою страну;

• принятие детьми основных норм гражданского общества;

метапредметные:

• использование учащимися речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• овладение школьниками логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

• готовность учеников слушать собеседника и вести диалог;

предметные:

• сформированность у младших школьников уважительного отношения к России;

• освоение детьми элементарных правил нравственного поведения в мире людей.

Понятия, изучаемые школьниками на уроке: «конституция», «федеративное государство», «права и свободы», «обязанности».

Оборудование: презентация, интерактивная доска или компьютер с подключением к Интернету, раздаточный материал, листы бумаги формата А3, ножницы, клей, фломастеры.

Формы работы: фронтальная (в начале урока), групповая или парная (при выполнении практического задания).

Ход урока

1. Введение в тему урока

(В начале урока на экран проектора можно вывести страницу с текстом Конституции РФ (http://constitution.kremlin.ru).)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен очень важной теме, мы познакомимся с главным документом нашей страны, узнаем, из каких частей состоит Россия, ознакомимся со своими правами и обязанностями.

Учитель может обсудить с детьми следующие вопросы:

• Как называется документ, о котором пойдет речь?

• Почему на интернет-странице, содержащей текст Конституции Российской Федерации, использован Герб Российской Федерации?

• Когда был принят текст действующей Конституции?

• Кем (каким образом)?

Важно попросить детей рассказать все, что они знают о Конституции РФ, дополнить эту информацию, сообщить, что днем принятия Конституции РФ является день всенародного ания 12 декабря 1993 г.

____________________________________________________________________

Справка для учителя

Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу, действует на всей территории нашей страны. В Конституции прописаны основные принципы устройства общества и государства, определены субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закреплены охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В истории Российской Федерации было несколько Конституций. Первая была принята еще в 1918 г., а последняя – 12 декабря 1993 г. по результатам всенародного ания (референдума). Эта дата является одним из самых значимых государственных праздников России.

Переплет из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России» – так выглядит «экземпляр номер один» основного закона страны. Так называемое инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке президента Российской Федерации в Кремле.

_____________________________________________________________________

Учитель: Ребята, сегодня в ходе урока мы с вами узнаем подробнее, что такое Конституция, в чем значимость этого документа, какова его структура, содержание.

А сейчас прочитаем первую статью первой главы Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

2. Федеративное устройство в России

(На экран проектора можно вывести страницу с перечнем субъектов Российской Федерации (http://news.kremlin.ru/regions).

Прежде чем говорить с детьми о значимости всенародно принятого документа, можно спросить учеников:

• Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия.)

• Почему в названии документа использовано название государства?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя.)

Учитель: Ребята, посмотрите на карту России, представленную на экране проектора. Здесь обозначены все субъекты Российской Федерации и показан их полный список. Итак, в состав нашего государства входят 20 республик, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Прочитаем пункт 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

(Учащиеся читают указанный пункт Конституции РФ. Можно также прочитать совместно с детьми статью 4 и рассказать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (п. 1, ст. 59 Конституции РФ).)

3. Структура и содержание Конституции Российской Федерации

(На экране проектора – глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» (http://constitution.kremlin.ru/#chapter-3). Можно нажать на активную ссылку «» в нижнем правом углу страницы, тогда отобразится перечень всех глав документа.)

Можно обратить внимание детей на особенности текста Конституции РФ. Еще не читая ни одной строчки документа, детям можно предоставить возможность предположить, каким должен быть тип текста (деловой), какая лексика может употребляться в Конституции РФ (специальная). Эту часть работы следует выполнять динамично, не вдаваясь в подробности, только отмечая особенности.

Далее следует ознакомить школьников с четкой структурой Конституции РФ. Документ содержит 2 раздела; раздел 1 включает 9 глав, каждая глава состоит из нескольких статей.

Каждая статья может содержать от одного до нескольких пунктов. Знание структуры документа позволяет быстро находить необходимые сведения, а при использовании текста документа (т. н.

цитировании) нужно указывать номера пункта, статьи и название документа.

После того, как дети проанализировали структуру документа, можно открыть любую главу, воспользовавшись активной ссылкой «» и обратить внимание на состав статьи Конституции. Далее можно предложить детям перейти в содержании в раздел «Президент Российской Федерации». Не надо использовать главы 1, 2, 3, т. к. тексты этих глав могут понадобиться в процессе дальнейшей работы.

Учитель: Скажите, пожалуйста, если мы цитируем положение Конституции РФ о Президенте Российской Федерации «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации», то каким образом мы должны указать это место в документе?

Ученики: Это пункт 1 статьи 81 главы 4 первого раздела Конституции Российской Федерации.

Далее можно спросить детей о том, в какой главе, на их взгляд, могут содержаться следующие положения:

• название и тип государственного устройства, о которых упоминалось ранее при обсуждении («Основы конституционного строя»);

• название столицы Российской Федерации («Федеративное устройство»);

• состав Российской Федерации («Федеративное устройство»).

указанных глав не надо читать, следует только обратить внимание учеников на верное или неверное предположение. Можно сразу проверять версии детей с помощью активных названий глав Конституции.

С целью перехода к следующему виду работы можно предложить детям определить главу, содержащую самое большое количество статей.

4. Изучение раздела Конституции РФ «Права и свободы человека»

(На экране проектора – глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (http://constitution.kremlin.ru/#chapter-2).)

Учитель: Конституция Российской Федерации состоит из 2 разделов, 9 глав и 137 статей. Теперь мы поговорим о второй главе первого раздела, которая называется «Права и свободы человека и гражданина». Как вы думаете, что такое «права и свободы человека и гражданина»? (Ученики отвечают на вопрос учителя.)

 ____________________________________________________________________

Справка для учителя

Права и свободы человека – совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности, ее взаимоотношения с другими людьми, обществом и государством, неотъемлемые свободы и права людей, присущие им от рождения.

В Конституции говорится не только о правах человека и гражданина, но и о его обязанностях.

____________________________________________________________________

«Права и свободы человека» – это самая большая по содержанию глава Конституции РФ. В ходе работы с данной главой предполагается работа учеников с текстом документа.

Ключевые слова для поиска по тексту главы 2 Конституции РФ: Отечество (ст. 59), образование (ст. 43), жизнь (ст. 20), отдых (ст. 37), каждый гражданин.

При наличии доступа в Интернет дети могут набирать каждое из предложенных ключевых слов в поисковой строке в правом верхнем углу на странице сайта http://constitution.kremlin.ru. Учитель может предоставить возможность детям воспользоваться компьютером или сделать эту работу на интерактивной доске коллективно.

Если нет доступа в Интернет, учитель может использовать активные кнопки, расположенные на слайдах заранее подготовленной презентации. Подробно изучать содержание статей не следует. Работа должна быть динамичной и направленной только на ознакомление с правами, свободами, обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ.

Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

Можно подвести детей к выводу, используя последнее в предлагаемом списке ключевое слово «каждый», что поскольку это слово присутствует в каждой статье, посвященной правам и свободам человека и гражданина, а также в п. 2, ст.

 6 Конституции РФ («Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»), равными правами и свободами обладают все граждане РФ.

Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

5. Практическая работа учащихся

Практическая работа может быть выполнена в парах или в группах.

Формы представления результатов работы могут быть разнообразны: стенная газета, дайджест, презентация, альбом, защита проекта и т. д. Выставка работ может быть расположена в вестибюле образовательной организации и сопровождаться списком ссылок на ряд официальных сайтов, на которых ученики и их родители могут ознакомиться с текстом Конституции РФ и другими документами и материалами.

Список сайтов для ознакомления учеников и их родителей

Учитель на свое усмотрение, в зависимости от уровня подготовленности детей и поставленной цели, выбирает темы статей Конституции РФ и готовит иллюстративный материал (социально значимой тематики, например, фотографии детей в различных жизненных условиях, инвалидов, пожилых людей, природы, семьи, медицинской тематики, памятников архитектуры, религиозной и военной тематики). Фотографии должны быть эмоционально наполненными, информативными. Кроме того, в качестве дополнительного материала к уроку можно использовать фотографии, сделанные детьми.

Материалы, необходимые для проведения практической работы: лист А3, клей, статьи действующей Конституции РФ, произвольный набор фотографий.

Примерный ход работы над созданием дайджеста или стенной газеты:

1. Ученики формируют группы или пары произвольно.

2. Знакомятся с содержанием статей Конституции РФ и либо выбирают статью, с которой будут работать, либо учитель может предложить учащимся выбрать понравившуюся подходящую по смыслу фотографию.

Задачи учащихся:

• определить проблему (учащимся может потребоваться помощь учителя, который будет выступать в роли консультанта);

• выбрать из предложенного списка статей Конституции РФ только те, которые можно применить к данной ситуации (поскольку любая жизненная ситуация, запечатленная на фотографии, так или иначе связана с какой-либо статьей Конституции РФ);

• написать о том, почему они выбрали именно эту проблему или ситуацию, каким образом она связана с теми или иными правами, свободами или обязанностями граждан РФ.

Некоторые ситуации предполагают высказывание типа «мы не хотим, чтобы так было», «мы не согласны с тем, что», «что надо сделать, чтобы такого не происходило» и т. п.

Данный вид работы предполагает высокий уровень подготовленности детей и помощь учителя.

Важно отметить, что работа не должна выполняться детьми дома совместно с родителями. Родители могут только дать консультацию или помочь с организацией защиты проекта.

Источник: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/metodicheskie-rekomendatsii/konstitutsiya.html

Статья 2 Конституции Российской Федерации

Слово гражданин означает конституции рф

Последняя редакция Статьи 2 Конституции РФ гласит:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Комментарий к Ст. 2 КРФ

Статья 2 раскрывает важнейшую сторону содержащейся в ст. 1 характеристики РФ как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в этой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Это единственная высшая конституционная ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции РФ исключительных случаях, при особых, как правило временных, обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (например, ст. 55, 56).

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью явилось важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с “общественными” интересами, которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные права и интересы.

Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства.

Напротив, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации социально-экономической и культурной жизни.

Разумеется, при условии, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.

Статья 2 Конституции вводит в действие в нашей стране высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями и закрепленные конституционным опытом народов Западной Европы, США и многих других стран, осуществляет стремления либеральных и демократических движений России по крайней мере с начала XIX в.

Этот мировой опыт обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных Россией и обязательных также для нее. Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

, Устав Совета Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.

Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются каждый человек (т.е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин РФ, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство – РФ.

Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину РФ, и лицу, не являющемуся российским гражданином.

В этом смысле Конституция определяет круг носителей таких прав словами “все”, “каждый”, “лицо” (“…имеет право” и т.п.) или словом “никто” (“…не должен подвергаться…” и т.п.) (например, ст.

19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).

В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам РФ, статьи Конституции прямо указывают на это (например, ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (например, ч. 1 ст. 63).

Представляется неосновательной теоретическая трактовка ст. 2 Конституции как только “декларативной нормы”, не порождающей конкретных правоотношений и не являющейся основанием для защиты человеком своих прав и свобод в суде (см.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 11).

Статья 2 не часть преамбулы, не содержащей прямых правовых предписаний. Напротив, это важнейшая основа конституционного строя, которой, как и другим положениям гл. 1, никакие другие положения Конституции РФ 1993 г.

не могут противоречить; это означает, что другие положения Конституции должны прежде всего ей соответствовать, как и основанные на них законы и подзаконные акты.

Устанавливая общую обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, Конституция тем самым требует от каждого органа государственной власти в пределах его компетенции принимать все необходимые меры (законодательные, исполнительные и судебные) по защите прав и свобод общего характера, а от каждого должностного лица этих органов в пределах его компетенции конкретно действовать в этом же смысле. Статья 2 Конституции Российской Федерации предоставляет право всем гражданам, общественным объединениям, средствам массовой информации и т.д. предусмотренное Конституцией и законом право требовать информацию, обжаловать бездействие и незаконные действия органов государства и их должностных лиц. Статья 2 – конституционное основание для мобилизации всех правовых возможностей всех звеньев и работников государственного аппарата для полной и первоочередной защиты прав каждого человека и гражданина. Каждый орган государства и каждый чиновник в своей сфере имеют и должны строжайшим образом исполнять свои правозащитные обязанности. Их систематические грубые нарушения требуют принятия всех таких мер, а вовсе не отрицания высшей юридической силы ст. 2, как и всей Конституции РФ. Ведь многие важнейшие положения международного и конституционного права тоже нередко имеют весьма общий и абстрактный характер и конкретизируются многими другими правовыми положениями; но это не дает оснований отрицать принципиальное правовое значение таких положений.

Конституция 1993 г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения: как сказано далее в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е.

они не могут быть приобретены (даже от государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен.

Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.

Однако Конституция значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении полного соблюдения и защиты этих прав и свобод.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все их отношения, складывающиеся в гражданском обществе.

Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17), в том числе их всеобщие законные интересы.

Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба, возможность ее замены альтернативной гражданской службой и др.). Одни эти права и свободы иногда могут вступать с другими правами и свободами (например, с правом собственности, личными свободами) в некоторое противоречие, которое общество и государство должны разрешать в соответствии с конституционными правами и свободами. Они могут, а иногда и обязаны поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует их политическим, социальным, экономическим, экологическим, культурным задачам и функциям.

Соотношение понятий “право” и “свобода” характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина России.

Но иногда между ними проводится различие. Иногда “правом” называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а “свободой” – возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделает права от свобод.

Нередко термином “свобода” обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже “право”. При этом “право” может самой Конституцией РФ быть включено в состав “свободы”.

Так, статьей 28 не только установлена “свобода совести, свобода вероисповедания”, но в состав этой свободы включено “право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”. Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.

Следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи прав и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией. В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам и свободам; об этом говорит текст ст. 2 и заглавие гл. 2 КРФ.

В них об обязанностях человека и гражданина не упоминается вовсе, хотя в конце текста гл. 2 есть несколько статей о таких обязанностях.

Это значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании – законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права и свободы.

В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях человека, т.е. “каждого”, которые, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным группам их носителей.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты.

Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, статус которых определяется государством посредством закона. Статья 18, входящая в состав гл.

2 Конституции, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.

Этой статье по ее смыслу, по-видимому, лучше было бы находиться в гл. 1 (вероятно, в составе ст. 2 в качестве ее части); это, в соответствии со ст. 16, увеличивало бы ее обязательность для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, т.е. для гл. 2-8 Конституции.

Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (см. комментарии к ст. 33, 45-57, 59, 60, 82, ч. 1 п. “е”, ст. 114, п. 4 ст. 125 и др.).

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти. Предусмотрен Конституцией и орган, который занимается только данной проблемой, – Уполномоченный по правам человека.

Однако довольно активная деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости скорейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч. 2).

Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности деятельности государственных органов текущего управления (главным образом аппарата исполнительной власти), должностные лица которых нередко в своих действиях и решениях проявляют бюрократические наклонности к произволу, беззаконию, волоките и даже коррупции. Нынешнее отнесение разрешения споров из административных отношений к сфере гражданского, а не административного судопроизводства и подчинение их его принципам в составе ГПК противоречит ст. 118 Конституции и недостаточно способствует преодолению пороков аппарата исполнительной власти, нетерпимость которых неоднократно отмечал Президент РФ В.В. Путин.

Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность, систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготавливавшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – о присоединении РФ к Уставу СЕ и о ее присоединении к ряду других документов СЕ – 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция и ряд протоколов к ней стали частью российской правовой системы согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Парламентская ассамблея СЕ в сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ продолжает осуществлять меры рекомендательного и контрольного характера, касающиеся совершенствования политических, правовых, социальных, административных и иных отношений, прежде всего в области охраны и защиты прав человека в России. Растущее число дел о нарушениях этих прав, ответчиком по которым выступает РФ, также подтверждает настоятельную необходимость значительно усилить работу всех звеньев государственного механизма по полному признанию, соблюдению и защите конституционных прав человека и гражданина, чего требует статья 2 Конституции РФ.

Источник: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-1/st-2-krf

Правообладатель иллюстрации Alexander Sherbak/TASS

В российских школах может появиться факультатив, на котором будут изучать конституцию России по новому пособию – в стихах. Русская служба Би-би-си ознакомилась с копией экземпляра, который планируется издать уже в этом месяце.

Разработана детская версия конституции в стихах, которую авторы хотят внедрить на факультативных уроках в школах с целью “понимания роли гражданина в государстве”. Об этом Би-би-си рассказал один из авторов пособия – вице-президент фонда “Стратегия будущего” Антон Семикин.

Редакция ознакомилась с экземпляром, который готовится к изданию.

Издать конституцию для детей 8-14 лет авторы предлагают, чтобы “развить в детях желание понимать, что такое государство и гражданин”, “дать больше информации о том, кто такой россиянин”, а также чтобы дать понять, что в стране “нет тех, кто разделен на касты и классы, и есть общие права и обязанности”, пояснил Семикин.

Он направил письма в Совет Федерации и Конституционный суд с просьбой поддержать проект – и в нижней палате парламента инициативу одобрили, уверяет Семикин. Из Конституционного суда ответа пока не последовало, там Би-би-си заявили, что судьи в отпуске до середины сентября.

“Детская конституция” будет издана и презентована уже в этом месяце, сказал Семикин, однако отказался называть издательский дом, пояснив, что официальная информация будет позже. В копии экземпляра, который есть в распоряжении Би-би-си, значится издательский дом “Тончу”, который занимается изданием книг по истории.

“Правовое просвещение населения и популяризация конституции России – важная задача, которую необходимо решать на всех этапах образования, раскрывая содержание и представляя толкование главного закона страны”, – заявил РИА Новости заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

Решение использовать это пособие уже приняли в Ивановской и Тюменской областях, пишут “Известия”.

“Учитывая положительный опыт проведения уроков по современной истории России, по развитию местного самоуправления, мы с большим вниманием отнесемся к подобной инициативе”, – сказала изданию руководитель департамента образования Ивановской области Ольга Антонова.

Не все в курсе

Как писали “Известия” и РИА Новости, председатель комитета Совета Федерации по регламенту Вячеслав Тимченко направил региональным властям рекомендательное письмо с просьбой “рассмотреть возможность внедрения учебного пособия “Конституция России в стихах и картинках для детей”.

Правообладатель иллюстрации Nadezhda Vorotilo Image caption Готовящийся к изданию текст детской версии конституции сопровождается иллюстрациями

Однако в разговоре с Би-би-си Тимченко отрицал, что направлял такое письмо.

“Я не направлял никаких писем и не участвовал в разработке, – сказал он. – Я сам только что прочитал [в СМИ] и был удивлен”.

Тимченко занимает в том числе должность председателя наблюдательного совета фонда “Стратегия будущего”. Семикин отказался комментировать его слова.

Фонд поддержки образовательных проектов “Стратегия будущего”, как сказано на его сайте, был создан в июле 2018 года по инициативе “ряда крупнейших общероссийских общественных организаций и неравнодушных граждан, поддержанных федеральными органами государственной власти, бизнесом и общественностью”.

В Ассоциации юристов России, которая также указана в числе инициаторов детской конституции, заявили, что пока не в курсе такой инициативы и пообещали перезвонить, когда узнают подробности.

О чем там говорится

Детская версия основного закона сопровождается иллюстрациями. В 120-страничном экземпляре, с которым ознакомилась Би-би-си, в стихотворной форме пересказывается конституция, государственный строй России, права и обязанности граждан.

Например, 31 статья о свободном участии граждан в мирных митингах пересказывается так:

И в демонстрациях, в собраньях

Защищены твои права,

И в митингах ты тоже можешь

Принять участие всегда.

Правообладатель иллюстрации Nadezhda Vorotilo

На проведенье демонстраций

И митингов то право есть…

Лишь это бы не задевало

России благородной честь.

Право на выражение мнения, в том числе политической позиции, для детей пересказали так:

И в политическую жизнь

Активно ты всегда входи.

Высказывай свои сужденья,

Чтоб не было насилья, лжи.

Авторы вплели в стихи о конституции неприятие в России расизма.

Стоим мы за свою Отчизну –

Союз народов вековой,

И нет мы говорим расизму,

И верим в справедливый строй!

Затронута в “детской” конституции и тема санкций против России, и российско-украинского конфликта.

Теперь война на Украине,

Где русских тоже много есть,

А им язык их запретили

И разожгли войну и месть.

А санкции против России…

Откуда корень их растет?

Америке мечта быть главной

Заснуть спокойно не дает.

Правообладатель иллюстрации Nadezhda Vorotilo

Законы, отменяющие и “умоляющие” (очевидно, здесь в проекте пособия опечатка) свободы граждан, в России “издаваться не должны”, гражданин может на них повлиять и “отстаивать свои права”, объясняют авторы детям.

И не должны в России нашей

Законы издаваться те,

Что отменяют права граждан,

Свободы умоляют все.

И здесь твой голос очень важен,

Чтоб он услышан всеми был,

И демократии России

Достойно он всегда служил.

Вот так способствовать ты можешь

Развитию России всей,

И государству ты поможешь

Демократичностью своей.

Гордись, в России что родился!

Что Конституция дала

Тебе и право и возможность

Отстаивать свои права.

Об обязанности российского гражданина защищать свою родину авторы рассказали через призму нависшей “руки агрессора”. В изъявительном наклонении поясняется, что в случае опасности для страны “ты будешь защищать Россию, а может, за нее умрешь”.

Когда в твоей защите будет

Нуждаться Родина твоя,

Рука агрессора нависнет,

Сгустятся в небе облака,

Ты на ее защиту встанешь

И в руку ты ружье возьмешь

И будешь защищать Россию,

А может, за нее умрешь.

Военный потенциал России представлен метафорически.

Представим мы себе картинку:

Россия – это великан,

Имеет самый мощный в мире

Военный он потенциал.

Правда, не всегда стихи понятны и сложены удачно с точки зрения рифмы:

Но есть особенность, однако,

В тех политических правах:

Права есть для российских граждан,

А есть для каждого права.

Правообладатель иллюстрации Nadezhda Vorotilo

Ведь с детства знать закон не плохо,

Знать все свободы и права,

Но и ответственность знать важно тоже,

Она взаимная нужна.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-49261466

Императив
Добавить комментарий