Разница между ревизией и аудитом

Отличия аудита от ревизии – Энциклопедия по экономике

Разница между ревизией и аудитом
Отличие аудита от ревизии
 [c.33]

Осуществляется замена юридического фундамента хозяйствования (административное право все в большей степени уступает праву гражданскому, основанному не на приказах, а на договорах, т.е. на равенстве сторон). Это одно из важнейших отличий аудита от ревизии.
 [c.134]

Обеспечивается потенциальная возможность утверждения равноправия и добросовестности в выборе партнера, т.е. вертикальные связи все в большей степени заменяются горизонтальными. Одно из важнейших отличий аудита от ревизии, кстати, состоит в том, что обе стороны (аудитор и его клиент) вправе выбирать друг друга.
 [c.135]

Отличие аудита от ревизии можно представить следующим образом  [c.17]

Существует несколько критериев отличия аудита от ревизии.
 [c.9]

Отличие внешнего аудита от ревизии
 [c.46]

Отличие внешнего аудита от ревизии……………………………………………………………………….59
 [c.4]

Отсутствие учета затрат на осуществление ревизий (в отличие от аудита). Практика ревизий, в особенности ведомственных, была обширна, но не отличалась особой результативностью, а затраты на их проведение не обсчитывались вовсе.

Крупные недостачи и злоупотребления нередко годами носили латентную форму и не вскрывались инвентаризациями и проверками, пока отдельные из них (недостаточно завуалированные в учете) не достигали особо крупных размеров.
 [c.

9]

Конкретные ошибки и отклонения от нормы (в том числе злоупотребления администрации или персонала), возникающие при оформлении и учете хозяйственных операций, в жизни могут быть весьма разнообразными.

И тем не менее существуют (и даже исследованы, систематизированы и проанализированы различными авторами [20, 21, 26, 34, 54]) наиболее типичные ошибки, допускаемые руководителями и учетным персоналом едва ли не по каждому участку финансово-хозяйственной, страховой и банковской деятельности.

Такие исследования и публикации, безусловно, нужны, поскольку они оказывают существенную помощь аудиторам в их практической работе на объектах вместе с тем сущности аудита, его важнейших аспектов и коренных отличий от ревизии они в ряде случаев не раскрывают.
 [c.429]

В отличие от внешнего независимого аудита внутренний является неотъемлемой частью общей системы управленческого контроля. В связи с этим он имеет особенности в организации планирования работы, осуществлении аудиторских процедур и оформлении материалов проверок.

Например, объектом внешнего аудита в основном являются финансовая отчетность и ее достоверность, а при внутреннем аудите комплексно проверяются все стороны деятельности экономического субъекта.

В своей деятельности внешние аудиторы руководствуются законоположениями и стандартами, заданиями, оговоренными в договоре с клиентом, а внутренние аудиторы основывают работу на целях, определенных руководством и инструкцией по проведению ревизий.

Результаты проверки внешних аудиторов оформляют аудиторским отчетом, а внутренних – актом документальной ревизии.
 [c.165]

Таким образом, понятие внутреннего аудита в России пока мало чем практически отличается от хорошо известного нам понятия ведомственной ревизии. Сейчас в наших условиях между ними почти можно ставить знак равенства.

В международной практике внутренние аудиторы выполняют более широкий круг работ, а отчитываются непосредственно перед вышестоящим руководством.

Обычно они имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.
 [c.123]

Ревизия в той чисто административно-командной форме, когда она резко и явно отличается от аудита, по нашему мнению, за годы перестройки и реформ постепенно утратила свое значение, хотя и не исчезла.

Весь кадровый потенциал бывших ведомственных и вневедомственных контролеров и ревизоров переквалифицировался на работу по другим специальностям часть из них, естественно, работает в аудиторских организациях.

Поэтому и нынешний отечественный аудит не может быть свободен от родимых пятен традиционной отечественной ревизии.
 [c.129]

Ревизия. Обследование финансовой, хозяйственной или организационно-хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки правильности и законности его действий. Отличается от аудита тем, что назначается только в приказном порядке вышестоящими органами, а также отсутствием консультирования со стороны аудитора.
 [c.188]

Переход к рыночным отношениям привел к появлению в России аудита бухгалтерской отчетности. Поначалу многим отечественным специалистам казалось, что аудит мало чем отличается от разнообразных финансовых проверок, к которым руководители предприятий и бухгалтеры привыкли еще с советских времен.

Однако выяснилось, что важная особенность аудита — соблюдение определенных формальных процедур планирование работы, ее документирование, поиск аудиторских доказательств и т.п.

Именно соблюдение определенных формальных моментов позволяет аудиторам брать на себя ответственность, высказывая профессиональное мнение о том, достоверна ли бухгалтерская отчетность их клиента.

Этим аудит отличается от всякого рода ревизий, целью которых ставился поиск и перечисление как можно большего количества (зачастую мелких и не очень серьезных) нарушений, отмеченных проверяющими, а не оценка достоверности подготовленной клиентом отчетности в целом.
 [c.9]

Пользователями результатов работы аудиторских фирм являются многие государственные органы в отличие от результатов работы ревизионных органов, которые зачастую создаются только на время проведения проверки. Роль и значение внешнего аудита многограннее и намного шире, чем ревизии, что подтверждено вышеперечисленными признаками.
 [c.60]

Задача ревизии — устранение недостатков и искоренение зла задача аудита — сокращение недостатков и ограничение зла ревизор прежде всего стремится к установлению законности, аудитор — к выяснению истины.

Отсюда ревизор хочет добиться необходимой точности данных, а аудитор довольствуется приблизительностью ревизор желает максимальной гласности сохранение профессиональной тайны — первая заповедь аудитора.

Клиент не выбирает ревизора, который, опираясь на административное право, выражает вертикальные связи, он глаза и уши администратора аудитора клиент выбирает сам, их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи ревизору зарплату выдает руководитель, хотя начисляет ее бухгалтер, а выплачивает кассир, оплата аудитора зависит от договора с клиентом. Есть много других отличий, но и названных достаточно, чтобы сделать минимум один вывод ревизия существовала всегда, аудит — следствие развития акционерных обществ. Он не отменяет, а дополняет ревизию. В сущности, то, что раньше называлось внутрихозяйственным контролем, теперь стали называть внутренним аудитом, а специалиста, приглашенного со стороны, — внешним аудитором, Независимо от того, идет ли речь о внешнем или внутреннем аудиторе, чтобы понять дела проверяемых лиц, аудитор должен быть компетентнее их, ибо только это позволит ему понять действия клиента, раскрыть смысл изучаемых фактов хозяйственной жизни и психологию людей, их осуществивших, так как понимание есть в первую очередь вживание в мир противоречивых интересов лиц, участвующих в хозяйственных процессах. Но это вживание предполагает и формирует мнение аудитора. В определенном смысле это торжество идей Парменида (540—470 гг. до н.э.), который приводил четкое различие между знанием и мнением. Отсюда следует, что знание — главная забота аудитора, а за мнение, изложенное в аудиторском заключении, платит клиент. Но это мнение вызывает определенные последствия и, может быть, поэтому аудитор стал средством, обеспечивающим доверие к отчетности и в определенной степени гарантирующим добропорядочность отношений, складывающихся между лицами, участвующими в хозяйственных процессах.
 [c.390]

Источник: https://economy-ru.info/info/123460/

Сравнительная характеристика аудита и ревизии

Разница между ревизией и аудитом

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Яхина Л. Т., Миннигалеевна В. З., Котова О. В. Сравнительная характеристика аудита и ревизии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1911–1915. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85383.htm.

Аннотация. В статье рассматриваются такие способы организации контроля, как аудит и ревизия. Более полно раскрывается понятие «аудит», выявляются его сходства и отличия от понятия «ревизия».

Текст статьи

Яхина Луиза Тагировна, Кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета и финансов, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университет кооперации Миннигалеевна Венера Завидовна, Кандидат экономических наук, кафедра бухгалтерского учета и финансов, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университет кооперации Котова Олеся Валерьевна,Кандидат экономических наук, кафедра бухгалтерского учета и финансов, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университет кооперации Сравнительная характеристика аудита и ревизииАннотация. В статье рассматриваются такие способы организации контроля, как аудит и ревизия. Более полно раскрывается понятие «аудит», выявляются его сходства и отличия с понятием «ревизия.Ключевые слова:контроль, аудит, ревизия. Аудит и ревизия на данный момент —параллельно существующие способы организации контроля за финансовохозяйственной деятельностью организаций. Между ними много общего, но имеются существенные различия. Если ревизия—исполнительская деятельность, направленная на выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных, то аудит —предпринимательская деятельность, направленная на выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности . Понятие «аудит» шире понятия «ревизия». Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса[5,285].Для более полного раскрытия понятия «аудит», выявления его сходства и отличий с понятием «ревизия», рассмотрим табл. 1.Таблица 1.1Сравнительная характеристика ревизии и внешнего аудитаФакторыРевизияВнешний аудитВид деятельностиИсполнительская деятельность Предпринимательская деятельность ЦельВыявление и оценка недостатков, нарушений, хищений с целью их устранения и наказания виновныхВыражение мнения по поводу достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актамЗадачиСохранение активов, пресечение злоупотребленийУлучшение финансового состояния клиента, привлечениеновых инвесторов, кредиторов, консультирование клиента, укрепление платежеспособностиОбъектВсе то, что нарушает действующее законодательство и учетную политику предприятияВсе то, что подрывает платежеспособность клиента, ухудшает его финансовое состояниеОбъем услугПроверка отклонений от внутриведомственных стандартовОценка системы внутреннего контроля. Проверка финансовой отчетности. Оценка деятельности внутренних аудиторовПринцип оплаты услугПлатит вышестоящее звено или государственный органПлатит клиентПодчиненностьРуководителю предприятияНезависимыУправленческие связиСвязи вертикальные, в порядке административного назначения и принуждения Связи горизонтальные, добровольные, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед нимОснова взаимоотношенийПринудительное осуществление по распоряжению вышестоящих органовДобровольное осуществление на основе договоровПравоАдминистративное право: на основе законов, инструкций вышестоящих или государственных органовГражданское право:на основе хозяйственного договораДостаточностьПринцип максимально возможной точности и выявления виновных лиц и размера ущербаПринцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатовРезультатАкт ревизии —внутренний документ для контролирующего органа; организационные выводы, обязательные указания и проверка их выполненияАудиторское заключение —документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, рекомендации для клиентаКак видно, между ними много отличий, но и названных достаточно, чтобы сделать главный вывод: ревизия —служебная деятельность, а аудит —предпринимательская деятельность. А понятие контроль —это более широкое понятие, включающее в себя ревизию, административный и другие виды контроля, в том числе и аудиторскую проверку[1, 15] .Контроль существовал всегда, аудит является одним из видов контроля. То, что раньше называлось внутрихозяйственным контролем, теперь стали называть внутренним аудитом[2,11]. Аудиторская деятельность кроме проверок включает оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налоговое консультирование, управленческое консультирование, правовое консультирование, проведение маркетинговых исследований, автоматизация бухгалтерского учета, проведение научноисследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, оказание других услуг, связанныхс аудиторской деятельностью[3, 5].Аудит —функцияуправления. И как функция он выполняет две задачи: вопервых, предоставление надежной информации о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, о соответствии совершенных хозяйственных операций действующим нормативноправовым актам; вовторых, оказание услуг по разработке и осуществлению учетной политики, соответствующее требованиям бизнеса, введению эффективных систем внутрихозяйственного контроля, ведению расчетов с государством и партнерами по обязательствам и других[4,263].Выполнение первой задачи способствует созданию доверительных отношений между экономическими субъектами, между учредителями и системой управления предпринимательскими структурами, а также разработке эффективной стратегии и тактики хозяйственного поведения.Выполнение второй задачи направлено на обеспечение защиты законных имущественных интересов экономических субъектов и их учредителей, на формирование достоверной информации о хозяйственной деятельности, на создание действенной системы внутрихозяйственного контроля[6,284]. аудиторской деятельности определено ее целью и задачами, изложенными выше. Выполнение первой задачи представляет по содержанию экспертизу бухгалтерской и финансовой отчетности, совершенных хозяйственных операций. Экспертиза может быть обязательной (на основе государственных нормативноправовых актов, устава экономического субъекта) или инициативной (по решению руководства экономического субъекта). Вторая задача по содержанию представляет собой различные формы аудиторского обслуживания экономических субъектов, включая консультирование, разработку и введение различных проектов по осуществлению экономической политики предприятия (постановка учета, системы внутреннего контроля, регламентации хозяйственной деятельности, постановка расчетов и др.), а такжепрямое исполнение функций экономического субъекта по ведению учета и расчетов, составлению отчетностей[7,55].Ссылки на источники1.ВдовинаС.Д. региональный рынок медицинской техники: анализ динамики и структуры (на примере Республики Татарстан) // Региональная экономика: теория и практика.2011.№ 22.С. 1116.2.Насретдинов И.Т. Современное содержание интеграционных процессов предприятий потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. №3. С. 8123.Саитова Р.Г. Принятие управленческих решений в условиях риска // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СанктПетербургский государственный аграрный университет. СанктПетербург, 20034.Свечников К.Л., Яхина Л.Т., Галимарданова Н.М., Миннигалеева В.З., Сокольская Е.И. Информационнотехнологическое обеспечение бухгалтерского учета и расчета заработной платы в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан /К.Л. Свечников, Л.Т. Яхина, Н.М. Галимарданова, В.З Миннигалеева, Е.А. Сокольская // Научное обозрение. 2014. №9. С. 2612645.Титов Е.В., Рахимова Г.С. и условия реализации конкурентоспособности. / Е.В. Рахимова, Г.С Рахимова// Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана.2013.Т.213.С. 2832876.ХабриеваМ.Н. Концептуальные основы развития конкурентной силы организации: сфера услуг. // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики.2014.№ 1С. 55617.Яхина Л.Т. Организация и методика аудита сельскохозяйственных организаций// автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Казанский финансовоэкономический институт. Казань, 2003

Источник: https://e-koncept.ru/2015/85383.htm

Финансовый аудит

Разница между ревизией и аудитом

Хотелось бы рассмотреть такие схожие на первый взгляд понятия, как внутренний аудит и ревизия. Очень часто можно встретить одинаковое толкование этих понятий.

Остановимся на принципах проведения аудита и ревизии. Как известно, эти два понятия имеют много общего, а именно: оценка и сверка достоверности бухгалтерской отчетности проводятся по одинаковым методикам ведения налогового и финансового учета (законодательная и нормативная база одна), одинаково осуществляются документальный и фактический контроль.

Но если углубиться в понятия, ревизия — это очередной контроль за деятельностью предпряития, как на хозяйственном так и на производственном уровне, в ходе которого можно установить целесообразность, соответвие нормативной и законодательной базе и правомерность ведения бухгалтерского учета. Ревизия является формой контроля над передприятием, организацией или компанией со стороны государства с целью проверки бюджетных правоотношений.

При проведении ревизии ставятся определенные задачи:

  • обнаружение правонарушений, как хозяйственных, так и финансовых;
  • определение условий и причин, в связи с которыми происходят такие нарушения и кто в этом виновен;
  • принятие мер для решения данных вопросов.

После окончания ревизии составляется акт, на основе которого организовываются мероприятия, направленные на устранение недостатков как хозяйственной, так и производственной деятельности компании и решения по мобилизации резервов. Ревизия обычно проводится один раз в год.

Помимо вопросов, связанных с аудитом предприятий, можно также ознакомиться с новым образовательным проектом от компании InstaForex, основной задачей которого является предоставление образовательных материалов, экономических и финансовых статей и учебных материалов для обучения трейдеров по успешной работе на рынке Forex.

Внутренний аудит компаний может иметь различную структуру. Естественно и методы его проведения могут быть различными. Обычно, если в штате отстутствует собственный аудитор, такая проверка проводится специальной аудиторской компанией или аутсорсингом (независимым консультантом).

Внешний аудитор имеет право оказывать услуги по оценке, разработке и использованию систем для внутреннего контроля и управления рисками при условии, что персонал аудиторской компании не выполняет функции управления.

Внутренний аудит проводится систематически для контроля подразделений, в которых возможны возникновения определенного риска. В число таких входит и бухгалтерская служба.

Цель внутреннего аудита направлена на совершенствование деятельности предпрития для достижения определенных результатов и поставленных целей путем контроля над рисками.

При внутреннем аудите проводится постоянное тестирование хозяйственной деятельности, ее эффективности, оценка рисков принимаемых решений в управлении компании.

Как видно из вышесказанного, разница между ревизией и внутренним аудитом довольно велика, хотя на первый взгляд эти понятия очень схожи.

Январь 22nd, 2017 Admin

Рано или поздно перед любым предприятием розничной торговли встает вопрос о проведении финансового аудита, и тут важно подготовиться к проведению порой достаточно сложного процесса. 1.

Первое, что необходимо, это провести собрание учредителей, на котором будет вынесено решение о проведение аудиторской проверки. Протокол должен быть составлен раньше, чем договор с выбранной аудиторской конторой.

В противном случае результат […]

Январь 13th, 2017 Admin

Качественное проведение внешнего аудита обусловливает необходимость использования материалов внутреннего аудита экономического субъекта. Вопросам последнего посвящено Правило (Стандарт) «Изучение и использование работы внутреннего аудита».

       Целью этого Стандартаявляется определение действий аудиторской фирмы по изучению работы внутреннего аудита, оценке ее влияния на объем и процедуры внешнего аудита, использованию результатов его работы.

      Задачами Правила (Стандарта) являются:

      – содействие аудиторским организациям в понимании функций внутреннего

Ноябрь 21st, 2016 admin

Первый блок — аудит субъектов управления персоналом — предполагает оценку управленческой компетентности руководителей, а также профессиональных навыков специалистов кадровой службы.

Существует несколько причин для того, чтобы компания сделала запрос на подобную форму аудита.

Среди основных — неудовлетворенность квалификацией руководителей, смена команды управленцев или назначение нового топ-менеджера, возникновение новых направлений работы компании.

Ноябрь 11th, 2016 Admin

Аудит в широком смысле предполагает проверку достоверности информации бухгалтерского учета в целях предоставления такой информации заказчику. Именно поэтому аудит товаров на предприятиях в основном нацелен на выявление «слабых мест» учета, а также сбор информации, касающейся системы бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.

Октябрь 3rd, 2016 Admin

Все руководители организаций, предприятий, фирм в процессе их хозяйственной деятельности проводят так называемый финансовый аудит. Он состоит в том, что производится проверка всех бухгалтерских документов,а затем и общее оценивание финансового состояния предприятия. Финансовый аудит проводится только специалистами-аудиторами.

Сентябрь 26th, 2016 Admin

Аудит может быть разным, как внутренним, когда специальные отделения компании анализируют ее состояние, так и внешним, когда это делают государственные органы. Также многие руководители предприятий периодически используют, так называемый, финансовый аудит.

Сентябрь 19th, 2016 Admin

Финансовый аудит осуществляется для того, чтобы проанализировать финансовое состояния предприятия, а также узнать подлинность налоговой и финансовой отчетности, чтобы в будущем не возникало ошибок.

Сентябрь 5th, 2016 Admin

Эффективное развитие предприятий в первую очередь зависит от объективной оценки достигнутого уровня организации экономического механизма и выявления резервов последующего улучшения его качественных и количественных показателей.

Источник: https://oleg-off.ru/?p=1404

1.2. Основные отличия аудита от ревизии: В настоящее время появился ряд специальных изданий по аудиту

Разница между ревизией и аудитом
В настоящее время появился ряд специальных изданий по аудиту применительно к отечественной практике, где понятие «ревизия» механически заменяется на «аудит», т.е. авторы этих изданий не видят принципиальных различий между указанными понятиями.

По мнению многих российских исследователей, аудит – это та же ревизия, только называется по-другому.

Свою точку зрения они обосновывают тем, что аудит и ревизия имеют одну и ту же методологическую и методическую основу при проведении проверок, одну и ту же цель, а именно: проверку соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.

Появление аудита они связывают с закономерным процессом преобразования одной формы контроля в другую, при этом считают, что само содержание контроля существенных изменений не претерпело (см., например, [50]).

На практике можно встретить и иные случаи, когда роль ревизии чрезмерно сужается и сводится преимущественно к выполнению методических приемов фактического контроля, чаще всего – к инвентаризации имущества (например, ревизии кассы, товаров на складе и т.п.).

При этом подходе квалификация ревизоров рассматривается как невысокая и необходимая лишь для того, чтобы фактически снять остатки имущества и сравнить полученную информацию с данными бухгалтерского учета.

(На ряде крупных промышленных предприятий ревизоры, согласно зак-репленным за ними должностным обязанностям, выполняют именно эту функцию – инвентаризацию остатков незавершенного производства, материалов, готовой продукции и т.д.).

Приведенные выше мнения, на наш взгляд, ошибочны и объясняются, как правило, не совсем глубоким, а иногда и просто поверхностным взглядом на контроль, его сущность, задачи, функции и формы осуществления. По мнению авторов настоящего издания, ревизия и аудит – самостоятельные формы финансово- хозяйственного контроля.

Проводя анализ понятия аудита, данного в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [30], можно выявить два характерных признака, одновременное соблюдение которых позволяет определенный вид деятельности считать аудитом:

1) аудит – это предпринимательская деятельность;

2) аудит – деятельность по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Здесь специально не рассматривается понятие независимости аудита, поскольку последнее является принципом контроля вообще, а не признаком, характеризующим исключительно аудит (рис. 4).

Вышестоящий орган, назначающий ревизию

Равноправные Проверяемый участники Аудиторская экономический субъект организация Рис. 4. Аудит и ревизия по отношению к проверяемому экономическому субъекту

Приступая к анализу официального термина «аудит» заметим, что определение предпринимательской деятельности дается в Части I Гражданского кодекса РФ [11], согласно которому (ст. 2), «…

предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Отношения между аудиторской организацией и аудируемым лицом регламентируются заключаемым между ними договором возмездного оказания услуг, по которому аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) выступают в роли исполнителя, а аудируемое лицо – заказчиком (см. гл. 39 ГК РФ).

При этом и аудиторская организация (индивидуальный аудитор), и аудируемое лицо являются равнымиучастниками (ст. 1), т.е. самостоятельными и независимыми друг от друга хозяйствующими субъектами. Следует отметить также, что важнейший принцип при заключении договора – свобода договора (ст.

421 ГК РФ), выражаемая, в частности, в свободном выборе контрагента. Таким образом, свойством аудита считается горизонтальный тип отношений «проверяющий – проверяемый».

Ревизия, напротив, характеризуется вертикальным {«административным») типом отношений.

Действительно, ревизия назначается вышестоящим органом управления, которым может быть собрание акционеров (в акционерном обществе), собрание участников (в обществе с ограниченной ответственностью) и т.д.

, либо вышестоящим должностным лицом – руководителем (для проверяемого подразделения внутри организации). Ревизия может быть внутрисистемной (в рамках холдинга) или внутрихозяйственной (в рамках одного предприятия).

Решение о проведении ревизии оформляется распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя, протоколом собрания акционеров и т.п.).

Цель ревизии (за исключением ряда случаев, прямо предусмотренных законодательством) также устанавливается не законом, а лицом (органом управления), назначившим проверку, указывается в распорядительном документе о проверке и чаще всего состоит в том, чтобы определить, насколько назначенный менеджер нижестоящего уровня в управленческой иерархии выполняет волю стоящего над ним собственника (руководителя).

Считается, ревизионный контроль в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством СССР был средством закрепления государственной власти. По существу, ту же цель преследует ревизия в рыночных условиях, изменился лишь характер собственности.

Далее, согласно законодательному определению, целью аудита является «… выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Под достоверностью понимается «…

степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения» (п.

3 ст. 1 указанного закона).

Таким образом, в круг задач аудитора прямо не входит исследование вопросов эффективности деятельности аудируемой организации, целевого расходования средств, соответствия управленческих решений стратегическим задачам развития бизнеса и т.д.

Согласно закону, аудит (понимаемый как собственно аудит – без учета услуг, сопутствующих ему) ограничен лишь проверкой бухгалтерского учета и отчетности, а все иные вопросы, которые в нашей стране традиционно рассматривались в ходе ревизии, исключены из целей аудиторской деятельности. Это и понятно.

Внешние и внутренние пользователи информации, в том числе собственники организации, всю интересующую их информацию могут получить непосредственно путем чтения финансовой отчетности.

Поэтому они заинтересованы лишь в том, чтобы бухгалтерский учет и составляемая на его основе финансовая отчетность были достоверными, поскольку только на основе правильной учетной информации можно сделать верные выводы и принять правильные управленческие решения.

То же самое можно увидеть в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», согласно п. 3 ст. 1 которого задачей бухгалтерского учета является «…

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности» [27]. Иначе говоря, аудитор должен лишь оценить степень достоверности отчетности, все остальное входит в компетенцию ее пользователей.

Анализ исторического развития контроля также позволяет констатировать, что аудит (в современном его представлении) появился в Англии, Франции, США из-за потребности в объективной оценке отчетности акционерного товарищества с тем, чтобы иметь достоверные данные о действительном финансовом состоянии предприятия и результатах его хозяйствования за определенный период.

Напротив, при проведении ревизии рассматриваются разные вопросы, в том числе о состоянии организации бухгалтерского учета и составления отчетности. Однако рамками данного вопроса ревизия, как правило, не ограничивается.

Ее задачи связаны также с оценкой эффективности деятельности структурных подразделений, отдельных управленческих решений, выявлением случаев не-рационального расходования средств, хищений, злоупотреблений и т.д.

Если полностью абстрагироваться от других свойств аудита и ревизии, то можно сделать вывод о том, что в рамках охватываемых проверкой вопросов аудит служит частью (этапом)ревизионного процесса.

Именно в этих двух направлениях, на наш взгляд, прослеживается принципиальное различие между аудитом и ревизией. В связи с этим интересно рассмотреть понятие так называемого внутреннего аудита. Согласно отечественному стандарту аудита «Изучение и использование работы внутреннего аудита»1, под последним

Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

27 апреля 1999 г., протокол № 3.

понимается «организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами (курсив наш. – Т.Ш., М.Г.) система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля».

Внутренний аудит создается в каждой организации индивидуально исходя из особых целей и задач, поставленных перед внутренними аудиторами руководством или собственником организации.

На практике внутренний аудит решает широкий спектр задач, в том числе проводит проверку бухгалтерского учета и отчетности, оценку эффективности деятельности структурных подразделений организации и системы внутреннего контроля и т.д.

Если соотнести определения внутреннего аудита, собственно аудита, нашедшего отражение в законе, а также ревизии, можно сделать вывод о том, что первому из них присущи, скорее, признаки ревизии, чем аудиторской деятельности.

Действительно, внутренний аудит не является предпринимательской деятельностью, решение о проведении проверки принимается «сверху» и оформляется распорядительным документом. Данная форма контроля не ограничивается рамками проверки бухгалтерского учета и составления отчетности проверяемой организации, а решает специальные задачи.

Рассматривая другие отличия аудита от ревизии, изложенные ниже, можно выявить также иные моменты, общие для ревизии и внутреннего аудита.

Источник: https://all-sci.net/audit/osnovnyie-otlichiya-audita.html

Отличие аудита от ревизии

Разница между ревизией и аудитом

Аудит – это метод осуществления вневедомственного, независимого финансового контроля.

Ревизия – это составная часть системы финансового контроля призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Основные задачи ревизии – осуществление контроля:

– За соблюдением финансовой государственной дисциплины и экономном использовании государственных средств;

– За сохранностью материальных и денежных ресурсов;

– За правильностью постановки бухгалтерского учета;

– Пресечение хозяйственных правонарушений.

Ревизия и аудит – это способы организации контроля за финансово – хозяйственной деятельностью предприятия.

Общие черты:

1. Организационные подходы к их проведению;

2. Общая база для контроля (проверяемая документация);

3.

Могут проводиться внешними и внутренними аудиторами (ревизорами).

Аудит и ревизия входят в систему финансового контроля, выполняют схожие функции и являются его видами, – но они не тождественны друг к другу и отличаются по следующим основаниям.(Таблица № 1).

Таблица № 1. Различие по видам и функциям между ревизией и аудитом.

Виды и функции Аудит Ревизия
1. По целям Выявляет и фиксирует недостатки хозяйственной деятельности. Не только выявляет недостатки, но и способствует их устранению и наказанию виновных.
2. Правовое регулирование Гражданское право (на основе хозяйственных договоров). Административное право (на основе законов, приказов).
3. Объект контроля То, что ухудшает платежеспособность организации и ее финансовое состояние. То, что нарушает законодательство РФ и учетную политику организации (государство).
4. По типу управления. Присутствуют горизонтальные добровольные связи. Вертикальные связи, основанные на административном приказе (принуждении).
5. Решаемые практические задачи. Способствует привлечению новых пассивов и укреплению платежеспособности (привлечение новых инвестиций) Направлены на сохранение активов организации и пресечению различных злоупотреблений.
6. По достигнутым результатам. Аудиторское заключение и различные рекомендации. Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания.

Аудит является методом осуществления вневедомственного контроля, но он не подменяет государственный финансовый контроль, который в России осуществляют:

– Счетная палат РФ;

– ЦБ РФ;

– Мин. Финансов;

– ФНС;

– ФТС;

– Федеральная служба по финансовому мониторингу;

– Контрольно- ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

– Иные органы осуществляющие контроль за расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Принципы аудита

Принцип -от лат.- исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

основных принципов аудита в ФСАД и кодексе этики аудиторов России.

Принципы аудита – это общепринятые соглашения относительно правил поведения аудиторов, целей и характера выполняемых ими процедур и подготовки аудиторского заключения по результатам проверки.

Принципы классифицируются на три группы:

1.Законодательно установленные принципы, регулирующие аудит.деят. – регламентируются ФЗ»Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ:

– независимость

– конфиденциальность

2.Этические принципы.

Этика – это система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы. Основой этических требований, предъявляемых к профессиональным бухгалтерам и аудиторам является Международный кодекс этики профессиональных бухгалтеров. К этическим принципам относятся:

– честность

– объективность

– профессиональная компетентность и должная тщательность

-конфиденциальность

– профессиональность поведения

Систематическое нарушение этических принципов поведения наказывается вплоть до лишения аттестата на проведение ау. деятельности.

3.

Принципы, разграничивающие аудит от сопутствующих ему услуг – к этой группе относится принцип разумной уверенности, разграничивающий аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности от сопутствующих аудиту услуг. Он действует на всем процессе получения ау. доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии искажений в финансовой(бухгалтерской) отчетности.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.001 с)

Источник: https://studopedia.org/14-76600.html

Отличие аудита от ревизии финансово-хозяйственной деятельности и

Разница между ревизией и аудитом

Аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза исследуют один и тот же предмет — финансово-хозяйственную деятельность, пользуются при этом едиными методическими приемами и процедурами финансово-хозяйственного контроля. Они обнаруживают негативные явления в хозяйствовании с целью ликвидации их и недопущения в последующие периоды, т.е.

активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушения законодательства и нормативных актов, являющихся нормами хозяйственного права, способствуют возмещению причиненного ущерба конкретными лицами.

Кроме того, они используют одинаковые источники информации — законодательство и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичную учетную документацию, регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность субъектов предпринимательской деятельности.

Вместе с тем между аудитом, ревизией финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизой имеются существенные различия.

Аудит является независимой формой финансово-хозяйственного контроля, которую руководитель предприятия выбирает добровольно и формулирует вопросы, поставленные на исследование с целью получения научно обоснованных выводов для дальнейшего совершенствования своей финансово-хозяйственной деятельности, маркетинга, бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля. Кроме того, вкладчики капитала в предпринимательскую деятельность (кредиторы, акционеры, обладатели ценных бумаг и др.) заинтересованы, чтобы причитающаяся им доля прибыли (дивиденды) распределялась правильно, т.е. была подтверждена аудитором. Одновременно предприниматель, имея доверие к аудитору, уверен, что налоги исчислены правильно, своевременно и в полной сумме уплачены бюджету, поэтому в случае конфликтных ситуаций с государственными налоговыми службами он имеет надежную защиту от субъективизма последних.Заключение аудитора является обоснованным доказательством при разрешении имущественных споров в арбитражном и народном суде между собственником и его контрагентами. Обоснование потребностей в кредитах для предпринимательской деятельности может дать только независимый внешний аудит, заключение которого представляют учреждениям банков. Квалифицированные заключения аудиторов по вопросам хозяйственной деятельности имеют для собственника значение для предупреждения убытков еще до выполнения хозяйственных процессов, т.е. на стадии проектирования их, инженерной подготовки производства. Перманентный внутренний аудит на предприятии содействует совершенствованию технологического процесса, внедрению ноу-хау и других достижений научно-технического прогресса в производство.Стратегический аудит позволяет субъектам предпринимательской деятельности прогнозировать развитие маркетинга, расширять коммерческую деятельность на внутреннем и международном рынках, помогает избежать банкротства в условиях рыночных отношений.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности изучает объект предпринимательской деятельности в статике, ретроспективно, т.е. после выполнения хозяйственных процессов (квартал, год). Хотя она имеет много общего с регламентированным и ретроспективным (послеоперационным) аудитом, но ее функции суживаются интересами собственника, от имени которого проводятся ревизии.

Общим для аудита и ревизии является то, что они обосновывают свои выводы на документально достоверных доказательствах. Это касается также и судебно-бухгалтерской экспертизы. Выявленные недостатки и нарушения законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность, имеют адресность в части материальной и юридической ответственности. Кроме того, аудиту, ревизии, как и экспертизе, свойственны конкретность и адресность в определении размера ущерба, потерь, недостач ценностей и обоснованность системы доказательств (первичные документы, ведомости инвентаризации, пояснительные записки материально ответственных лиц и др.).Важной особенностью является то, что ревизии финансово-хозяйственной деятельности проводятся согласно законодательству о предприятиях. При этом собственник (государство, консолидированный собственник) ставит своей целью перед ревизией определить, насколько назначенный им руководитель предприятия выполняет его волю в предпринимательской деятельности. Перед аудитом такие вопросы не ставятся, хотя при выявлении злоупотреблений аудитор обязан сообщить об этом собственнику. Ревизия зачастую проводится по требованию правоохранительных органов, в практике аудита это скорее исключение.Ревизия содействует повышению эффективности хозяйствования ревизуемого предприятия, но не выполняет при этом прогнозных функций, как это делает аудит. Результаты ревизии сообщают трудовому коллективу для принятия мер по ликвидации недостатков в хозяйственной деятельности. Аудит эти функции не выполняет, хотя в случаях нарушения руководителем предприятия интересов акционеров, компаньонов заключение аудитора до их сведения доводится.Если в проведении аудита заинтересован руководитель предприятия, являющийся заказчиком, то ревизия финансово-хозяйственной деятельности назначается приказом собственника (вышестоящей организации) без согласования с руководителем предприятия. Поэтому руководитель предприятия ревизию воспринимает без особой заинтересованности, а в ряде случаев отрицательно.Ревизия финансово-хозяйственной деятельности может проводиться по решению правоохранительных органов в момент судебно-бухгалтерской экспертизы, если ранее собранных доказательств недостаточно для подтверждения суммы ущерба, недостач у материально ответственных лиц. Законодательными актами такая функция для аудита не предусмотрена, ее выполняют ревизии, внутренний аудит, контрольное подразделение предприятия. Не свойственны ревизии такие функции, как предупредительные, перманентные и стратегические в предоставлении услуг заказчикам по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.Судебно-бухгалтерская экспертиза имеет процессуально-правовое и экономическое содержание.Процессуально-правовое содержание судебно-бухгалтерской экспертизы определяется системой права, предусмотрено законодательными актами, регулирующими порядок назначения и проведения экспертизы, условия оценки следствием и судом результатов ее, права и обязанности государственных органов, проводящих судопроизводство, а также права и обязанности эксперта-бухгалтера. Процессуальные условия проведения экспертизы, предусмотренные нормами права для экспертиз разных видов, одинаковы. Судебно-бухгалтерская экспертиза имеет общую правовую базу с другими видами судебных экспертиз.Экономическое содержание судебно-бухгалтерской экспертизы основано на системе экономических знаний в отрасли бухгалтерского учета, финансов, аудита и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, экономического анализа, статистики, научных методов исследования экономики и других разделов экономической науки. Эти знания необходимы для эксперта-бухгалтера, аудитора и ревизора для исследования экономических явлений, вызвавших определенные конфликтные ситуации и приведшие к материальному ущербу. Ответственность за причиненный ущерб предприятиям и физическим лицам определена законодательством, а выявление его возложено на ревизию и аудит. В спорных случаях размер ущерба подтверждается судебно-бухгалтерской экспертизой, в чем проявляется единство их функций. Они же устанавливают причинные связи, обусловившие материальный ущерб. Конечно, правоохранительные органы с учетом других доказательств могут вносить соответствующие коррективы в сумму ущерба, определенную ревизией, аудитом и подтвержденную судебно-бухгалтерской экспертизой.Судебно-бухгалтерскую экспертизу назначает следователь или суд (арбитраж), как правило, после проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности, которая выявляет конфликтные ситуации, ставшие предметом судебного разбирательства. Поэтому судебно-бухгалтерская экспертиза имеет много общего с ревизией финансово-хозяйственной деятельности. На аудит это положение не распространяется законодательством.Существенные различия между аудитом, судебно-бухгалтерской экспертизой и ревизией финансово-хозяйственной деятельности обусловлены юридической природой, их целями и задачами, решаемыми ими. Если ревизия исследует комплексно финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью дальнейшего совершенствования ее, то судебно-бухгалтерская экспертиза изучает отдельные недостатки, выявленные ревизией, для документального обоснования исковых требований, предъявленных в следственные или судебные органы к конкретным материально ответственным и другим должностным лицам. Аудит исследует только те вопросы, которые поставлены на его решение по договору с заказчиком, или предусмотренные законодательством (подтверждение правильности данных, содержащихся в балансе и финансовой отчетности).Аудит и судебно-бухгалтерская экспертиза проводятся в отличие от ревизии не в регламентированные сроки, а по мере возникновения в них потребности. Проведение ревизии конкретно определено законодательством и нормативными актами о предприятии и предпринимательстве.Способы получения фактографической информации для аудитора и эксперта-бухгалтера четко определены законом. В отличие от ревизора эксперт-бухгалтер не имеет права собирать документы и иную информацию, являющуюся доказательством по возбужденному правоохранительными органами делу; получать справки от каких-либо лиц; выполнять контрольно-ревизионные действия — проводить инвентаризации ценностей или принимать в них участие, сверять взаиморасчеты, проверять расчетные операции без согласия заказчика; привлекать к проведению экспертизы других лиц без решения правоохранительных органов, решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, имеющих отношение к расследуемому делу, а также другие вопросы, содержащие правовую интерпретацию. Необходимо заметить, что аудитор по заданию заказчика может выполнять определенные контрольно-ревизионные действия.

Следовательно, существенное отличие аудита от ревизии финансово-хозяйственной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизы, состоит в том, что параметры его исследования ограничены кругом вопросов, поставленных на его решение заказчиком или законодательством, а также целевым использованием заключений аудиторов в предпринимательской деятельности.

Источник: Н.Т. Белуха. Аудит. 2000 {original}

Источник: https://biz-books.biz/audit_directora/otlichie-audita-revizii-finansovo.html

Императив
Добавить комментарий