Полис осаго на бумажном носителе

За электронное ОСАГО выписывают штрафы. Что случилось? :

Полис осаго на бумажном носителе

В России уже давно появились электронные полисы ОСАГО, но водители до сих пор не знают, стоит ли их печатать. Многочисленные разъяснения, в которых указано, что электронный полис имеет такую же силу, как и бумажный, только путают автомобилистов.

Страховщики говорят, что автомобилисту достаточно просто знать номер своего страхового договора и при необходимости сообщить его инспектору ГИБДД. Да и сама распечатка ничем не заверенной, кроме электронной подписи, бумаги кажется странной.

Но при встрече с сотрудниками Госавтоинспекции все оказывается иначе.

В подобную спорную ситуацию с инспекторами ГИБДД попала столичная автомобилистка. Хотя автовладелица оформила страховку в электронном виде, полицейский оштрафовал ее на 500 руб. за отсутствие полиса ОСАГО.

Оказалось, что у нее на руках не было распечатанного документа. Проверять номер полиса через базу Российского союза автостраховщиков (РСА) инспектор отказался. Как рассказала Autonews.

ru автомобилистка, все произошло поздно вечером 29 июля в районе улицы Красноказарменная.

«Я была уверена, что электронный полис ОСАГО имеет такую же силу, как и напечатанный на бланке, и что распечатывать его не обязательно, — поделилась автомобилистка. — Но в ответ на это инспектор зачитал мне ч. 2 ст. 12.3. КоАП России «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД».

И добавил, что не сможет проверять каждый такой полис, если у него разрядится телефон. Я нашла свой полис по базе РСА, но инспектор даже смотреть на него не стал. Рассказал, что нас много таких, без бумажных полисов, и все получают штрафы.

Но я считаю, что это законодательная коллизия: да, сотрудник ГИБДД прав, ПДД нужно соблюдать, но зачем тогда вообще нужен электронный полис, если он не работает?»

Автомобилистка призналась, что в памятке по е-ОСАГО, которую она получила от своей страховой («Ингосстрах») при оформлении полиса, сказано, что водителю необходимо иметь с собой распечатку полиса (ст. 32 Закона об ОСАГО).

 Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Можно без него, но лучше с ним

Подход инспекторов ГИБДД к электронным полисам ОСАГО неоднозначен. Ситуацию не упростили ни дополнительные разъяснения со стороны МВД России, ни принятый в третьем чтении Госдумой закон об электронных полисах ОСАГО.

Закрыв весеннюю сессию, депутаты уравняли в правах бумажные и электронные страховые полисы ОСАГО — каждому договору теперь будут присваивать уникальные номера для идентификации страховщика и подтверждения достоверности полиса.

Необходимость изготовления полисов на бланках строгой отчетности с применением специальных методов защиты полностью исключили. Водителям, согласно тексту закона, достаточно будет предъявить инспекторам ГИБДД распечатанный страховой полис, приобретенный в электронном виде, или информацию о его номере и страховщике, с которым заключен договор.

Уникальный номер договора позволит идентифицировать страховщика и проверить, что купленный полис — настоящий.

При этом в РСА объяснили Autonews.ru, что электронные полисы ОСАГО и до этого момента не обязательно было оформлять на бланках.

Однако одновременно с этим в РСА советуют перестраховываться и все равно возить с собой бумажный документ.

«Рекомендуется их все же распечатывать и возить с собой — на случай, если у инспектора ГИБДД возникнут проблемы с проверкой полиса по базе», — объяснили в РСА.

Адвокат Михаил Никитин считает, что водители, которые точно не хотят получить штраф и не хотят проблем с ГИБДД, должны обязательно иметь распечатанный полис. Именно это требование прописано в ПДД. При этом все внутренние документы и разъяснения, которые эксперт получал от МВД России, говорят об обратном.

К примеру, иногда автомобилисты апеллируют к письму ГУОБДД МВД России от 03.07.2015 №13/12-у-4440, которое разослали всем начальникам подразделений ГАИ на региональном уровне. Согласно тексту письма, инспекторы ГИБДД имеют право при помощи сайта РСА проверять наличие либо отсутствие полисов ОСАГО у владельцев транспортных средств, заключивших договор ОСАГО в виде электронного документа.

 РБК

«При наличии в информационной системе сведений о заключении такого договора исключить привлечение водителя к административной ответственности по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ», — говорится в письме.

Однако адвокат подчеркивает: письмо МВД сотрудники ГИБДД должны принять к сведению, но окончательное решение принимать, исходя из всех норм законодательства. Дополнительные разъяснения Никитин получал от МВД России в 2017 году. Там заверили, что «электронный полис равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью».

«Я уверен, что требование об обязательной распечатке е-ОСАГО исчезнет с 29 октября 2019 г., согласно федеральному закону от 01.05.2019 N 88-ФЗ, который внес в том числе поправки в закон об ОСАГО. Кроме того, у нас есть правовая позиция Верховного суда. Где четко прописано, что штрафовать за отсутствие бумажного полиса нельзя.

Но инспекторы ГИБДД будут по-прежнему в первую очередь руководствоваться ПДД. Скорее всего, такие штрафы можно будет оспорить, и суды, имея на руках все поправки в закон об ОСАГО, позицию ВС, будут отменять эти постановления. Но чтобы избежать судебных процессов, получается, что без бумажки пока не обойтись», — рассказал юрист.

Михаил Никитин напомнил, что далеко не у всех инспекторов ГИБДД сейчас есть техническая возможность оперативно проверять наличие полисов ОСАГО в электронном виде. Если в крупных городах у сотрудников ГИБДД на руках, как правило, есть хорошее оборудование, то в регионах ситуация иная. Кроме того, не в каждом районе хорошо работает связь.

 РБК

РСА: распечатку можно будет не возить с собой после 29 октября

В РСА, в свою очередь, заверили, что обязанность водителей представлять сотрудникам полиции именно распечатку электронного полиса полностью будет исключена с 29 октября. Предъявлять документ инспекторам ГИБДД можно будет только в электронном виде.

«Сейчас действует одна редакция закона об ОСАГО, однако с 29 октября 2019 года вступит в силу новая, — отметили в РСА. — Таким образом, до 29 ноября 2019 г.

водитель обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении электронного договора ОСАГО и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции.

А с 29 ноября страховой полис ОСАГО может быть представлен для проверки по требованию сотрудника полиции на бумажном носителе, а в случае заключения электронного договора ОСАГО — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».

Источник: //www.autonews.ru/news/5d4286f29a79476084c89cbe

Что изменится после уравнивания бумажного и электронного полисов ОСАГО?

Полис осаго на бумажном носителе

Различия между ними позволит стереть присвоение уникальных номеров. С их помощью сотрудники ГИБДД смогут убедиться в достоверности полиса даже без его предъявления. Но неточность в законе не дает понять, в каком виде водителя попросят показать документ при проверке

Электронные полисы ОСАГО становятся все популярнее у автовладельцев. В течение первого квартала 2019 г. было выдано 4,25 млн таких полисов. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, это число составляет около половины всех договоров ОСАГО, заключенных с января по март текущего года.

Стремясь укрепить тенденцию к росту количества выданных электронных полисов, обе палаты Федерального Собрания РФ в середине апреля одобрили поправки к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». По задумке парламентариев с принятием поправок жизнь автовладельцев станет проще. Так, будут стерты различия между страховыми полисами ОСАГО, получаемыми на бумажном носителе, и электронными полисами.

Начнут действовать эти поправки в ноябре текущего года.

С 2017 г. все страховые компании обязаны предоставлять автовладельцам возможность заключить договор ОСАГО онлайн. Для этого необходимо зайти в личный кабинет на сайте страховщика и заполнить заявление на заключение договора.

В течение одного рабочего дня после его заключения страховая компания вносит сведения о договоре в автоматизированную информационную систему (АИС). После выплаты владельцем транспортного средства страховой премии страховщик направит ему электронный полис.

Сейчас, если договор заключен онлайн, полис обязательно оформляется на бланке и либо выдается автовладельцу в офисе страховой компании, либо направляется ему за его же счет по почте. После вступления в силу поправок полис по желанию автовладельца можно будет напечатать на бланке страховщика или на обычной бумаге.

Каждому договору ОСАГО страховщики станут присваивать уникальный номер, который будет фиксироваться в АИС. Таким образом, этот номер позволит сотруднику ГИБДД при проверке полиса идентифицировать страховую компанию и убедиться в достоверности документа. После вступления в силу поправок водитель сможет предъявить сотруднику ГИБДД полис в следующем виде:

1) на бланке строгой отчетности (если полис был получен традиционным способом);

2) с помощью мобильного устройства или в виде распечатки электронного полиса (если полис был получен онлайн).

В новом законе указано, что «страховой полис может быть представлен для проверки по требованию… сотрудников… в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».

Получается, что автовладелец должен быть готов предъявить электронный полис двумя указанными способами.

Но учитывая, что уникальный номер полиса будет отображаться в АИС, возможно, на практике сотрудники ГИБДД будут интересоваться только номером полиса и не будут просить показать документ на мобильном устройстве или предъявить его распечатанную копию. При этом требование сотрудника правопорядка предоставить электронный полис на бланке строгой отчетности после вступления в силу поправок будет незаконным.

В настоящее время мошенники находят действующий полис через АИС, а потом, используя его реквизиты, делают поддельный документ и продают его ничего не подозревающему автовладельцу. При проверке поддельного полиса по его номеру в АИС сервис подтверждает существование такого документа.

Также продавцы поддельных полисов похищают бланки из страховых компаний или вступают в сговор с их сотрудниками. Страховые агенты списывают бланки как утраченные и продают их номера.

Уравнивание бумажного и электронного полисов должно способствовать увеличению доли выданных электронных полисов.

Однако «липовым» может оказаться и полис, купленный онлайн. Это случается при приобретении полиса на созданном мошенниками сайте-клоне. Он может быть один в один схож с сайтом крупной страховых компаний.

Помните: покупать электронный полис нужно на официальном сайте лицензированной страховой организации. Причем переходить на него лучше по ссылке с сайта Российского союза автостраховщиков.

Кроме того, чтобы не купить фальшивый полис, необходимо убедиться в том, что страховая компания имеет лицензию на его выдачу. Для этого следует воспользоваться сайтом Центрального банка: можно открыть реестр субъектов страхового дела либо найти компанию в справочнике участников финансового рынка.

Источник: //www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/chto-izmenitsya-posle-uravnivaniya-bumazhnogo-i-elektronnogo-polisov-osago/

Госдума приняла закон о равном статусе бумажного и электронного полиса ОСАГО

Полис осаго на бумажном носителе

МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, отменяющий запрет на перестрахование в ОСАГО, уравнивающий статус бумажного и электронного полисов “автогражданки” и вводящий возможность электронного оформления европротокола. Закон был инициирован правительством РФ.

Документ вводит единый подход к заключению договора ОСАГО на бумажном носителе и в виде электронного документа, после чего станет необязательным предъявление на дорогах бумажной распечатки полиса ОСАГО. Проверить наличие договора ОСАГО станет возможно любыми иными способами, в том числе с мобильного устройства, через обращение к информационной базе данных.

Страховой полис может быть представлен для проверки сотрудниками полиции на бумажном носителе, а в случае заключения электронного договора – в виде электронного документа или его распечатки, следует из текста закона.

Документ также предусматривает исключение двойного учета полисов в системах и отчетности страховщиков и присвоение уникальных порядковых номеров полисам каждого страховщика.

Электронный европротокол

Закон предусматривает возможность заполнения водителями в электронном виде извещения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), оформленного без участия сотрудников полиции – европротокола.

Предполагается, что извещение о ДТП может быть составлено с использованием данных с единого портала госуслуг по форме, установленной Банком России. Ранее Российский союз автостраховщиков сообщал, что эксперимент по оформлению ДТП с помощью электронного европротокола через мобильное приложение стартует 1 сентября.

Кроме того, закон предполагает, что ненаправление виновником ДТП своего экземпляра европротокола не будет основанием для регрессного требования к виновнику. Сейчас, если виновник ДТП не направляет свой экземпляр европротокола страховщику, компания может предъявить ему требование о возмещении вреда.

Отмена запрета на перестрахование

Законом также отменяется запрет на перестрахование в ОСАГО. При этом перестрахование рисков ОСАГО будет правом, а не обязанностью страховщика.

Сейчас ОСАГО остается единственным видом имущественного страхования, который не предусматривается к передаче в перестрахование, отмечали ранее в Минфине.

Уточнение порядка компенсационных выплат

Документ также запрещает предъявлять регрессные требования по ОСАГО к пешеходам, получившим травмы в результате ДТП, а также к наследникам и родственникам погибших пешеходов, и в целом уточняет порядок компенсационных выплат по ОСАГО (когда фонд Российского союза автостраховщиков платит по обязательствам ушедших с рынка компаний).

Кроме того, законом предусмотрено реформирование “зеленой карты”, которое позволит иностранным гражданам покупать полисы в электронном виде, а таможне – проверять их наличие.

При проведении независимой технической экспертизы транспортного средства экспертами-техниками будут признаваться исключительно прошедшие профессиональную аттестацию и внесенные в госреестр экспертов-техников физические лица. Профессиональную аттестацию и ее аннулирование осуществляет межведомственная аттестационная комиссия, создаваемая Минтрансом России.

Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Электронный полис защитит от “липовых” страховщиков

Председатель Госдумы Вячеслав Володин ранее отмечал, что инициатива носит комплексный характер и позволит облегчить жизнь водителям. “Это нововведение упростит автомобилистам жизнь, – уверен он. – Больше не нужно будет возить полис с собой, достаточно знать его номер. К тому же электронный полис ОСАГО – не только требование современной жизни, но и защита от “липовых” страховщиков”.

Кроме того, сотрудники таможни смогут проверять наличие ОСАГО либо международной страховки у въезжающих в Россию на своих автомобилях иностранцев.

“Взыскать с незастрахованного виновника аварии без российского гражданства компенсацию ущерба в ДТП очень сложно, – сообщил Володин.

– Эта норма особенно актуальна в отношении граждан сопредельных с Россией стран, с которыми у нас упрощенный порядок пересечения границы”.

Спикер Госдумы коснулся также норм закона, меняющих правила компенсации страховыми компаниями своих расходов на возмещение ущерба водителям, которые пострадали в спровоцированных пешеходами ДТП.

“Сегодня поступает много жалоб от родственников погибших пешеходов на требования страховых компаний компенсировать им расходы на ремонт автомобилей.

Несправедливо, когда с людей, потерявших близкого человека, требуют оплаты ремонта машины, ставшей причиной трагедии”, – отметил он.

Источник: //tass.ru/ekonomika/6342756

Госдума приняла во II чтении проект о равном статусе бумажного и электронного полиса ОСАГО

Полис осаго на бумажном носителе

МОСКВА, 16 апреля. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении законопроект, отменяющий запрет на перестрахование в ОСАГО, уравнивающий статус бумажного и электронного полисов “автогражданки” и вводящий возможность электронного оформления европротокола.

Документ вводит единый подход к заключению договора ОСАГО на бумажном носителе и в виде электронного документа, после чего станет необязательным предъявление на дорогах бумажной распечатки полиса ОСАГО. Проверить наличие договора ОСАГО станет возможно любыми иными способами, в том числе с мобильного устройства, через обращение к информационной базе данных.

Страховой полис может быть представлен для проверки сотрудниками полиции на бумажном носителе, а в случае заключения электронного договора – в виде электронного документа или его распечатки, следует из законопроекта.

Проект документа также предусматривает исключение двойного учета полисов в системах и отчетности страховщиков и присвоение уникальных порядковых номеров полисам каждого страховщика.

Электронный полис ОСАГО: определение, понятия, предназначение

Полис осаго на бумажном носителе

В 2015 году законодатели внесли поправки в текущую редакцию закона об обязательном автостраховании. С того времени каждый автомобилист имеет право оформлять электронные полисы ОСАГО.

В течение примерно 1,5 лет после вступления в силу законопроекта многие страховщики отказывались в предоставлении новой услуги гражданам.

Они заявляли, что существующие технические возможности не позволяют удовлетворить в полной мере запросы автомобилистов, поэтому компании не могут продавать полисы ОСАГО в электронном виде.

В итоге до начала 2017 года, несмотря на введение нового типа документов, большинство страховщиков своими действиями вынуждали граждан оформлять автострахование на бумажных бланках. Такой подход позволял компаниям навязывать автомобилистам дополнительные услуги.

Но с начала 2017 года в силу вступило новое требование Центробанка, обязывающее всех страховщиков предоставлять гражданам доступ к оформлению электронных полисов ОСАГО. Покупка страховки осуществляется непосредственно через сайты компаний.

Ниже будет рассмотренной несколько вопросов, связанных с этим понятием. В частности, станет известно, что представляет собой электронный ОСАГО, его преимущества и правила пользования.

Что такое электронный полис?

Электронный ОСАГО является с точки зрения действующего законодательства аналогом бумажного страхового договора. Оба документа имеют одинаковую юридическую силу. Электронный полис продается через официальные сайты страховых компаний. Документ оформляется удаленно. В отличие от бумажных полисов электронный ОСАГО не печатается на бланке Гознака.

Соответственно, документ не имеет никаких защитных механизмов типа водяных знаков. Разница в оформлении является единственным отличием электронной страховки ОСАГО от стандартных полисов.

При ее покупке автомобилисту необходимо указывать те же требования, что он приводил в заявлении на приобретении автостраховки на бумажном носителе: характеристики автомобиля, ФИО, водительский стаж и другое.

Правила и порядок оформления электронного полиса регулируется законом об ОСАГО. В течение первых нескольких месяцев после введения соответствующих поправок данная норма работала в тестовом режиме.

Начиная с 1-го октября 2015 года все граждане имеют возможность приобрести электронный ОСАГО на официальных интернет-ресурсах страховых компаний, которые предоставляют услугу онлайн-продажи таких полисов.

Внешний вид электронного полиса

Во время оформления электронного полиса автомобилист должен указать собственный e-mail. На этот адрес приходит файл, содержащий в себе данный документ.

Внешне электронный полис практически ничем не отличается от бумажного договора. На e-mail приходит документ имеет цветное или черно-белое оформление. При этом у электронного полиса отсутствует микроузор, который используется на бумажных документах для защиты от подделки.

Электронные полисы ОСАГО выпускаются под единой серией ХХХ, которая не используется при изготовлении стандартных страховых договоров. В остальном оба типа документа сходны между собой. И бумажные, и электронные полисы содержат информацию о владельце транспортного средства, технические характеристики автомобиля и другие сведения.

Способы проверки подлинности

При разработке поправок в закон об ОСАГО, предусматривающих введение нового типа полисов, была исключена вероятность обмана граждан с использованием стандартных мошеннических схем. Однако автомобилисты пока полностью не застрахованы от незаконных действий злоумышленников.

Сегодня основной заработок последних складывается за счет продажи электронных бланков ОСАГО на сайтах, которые полностью повторяют структуру и оформление официальных интернет-ресурсов страховых компаний. Более того, эти страницы имеют сходный веб-адрес.

Специалисты РСА постоянно работают над тем, чтобы выявить и удалить сайты, занимающиеся продажей поддельных полисов. Однако им не удается блокировать все подобные ресурсы. Поэтому граждане (особенно те, которые плохо владеют компьютером) могут попасться на уловки злоумышленников. Во избежание обмана не рекомендуется приобретать электронные полисы с существенно заниженной ценой.

Для подтверждения подлинности документа страховые компании вместе с оформленным ОСАГО отправляют на e-mail автомобилиста специальную ссылку, при переходе на которую пользователь попадает на официальный сайт РСА. Там ему предоставляется возможность проверить информацию о полисе в единой базе. Все данные страхового договора автоматически попадают в нее срезу после оформления страховки.

Кроме того, пользователи сами могут проверить подлинность полиса по базе РСА с помощью нашего сервиса: /avtostrakhovanie/osago/3164-proverka_polisa.html.

Также можно узнать в какой страховой компании застрахован чужой автомобиль: /avtostrakhovanie/osago/3204-kak-uznat-gde-zastrahovan-avtomobil-po-osago.html

После перехода на указанный ресурс нужно ввести в соответствующие поля серию и номер электронного договора. В случае, если документ является подлинным, поиск выведет на странице информацию о застрахованном по этому полису транспортном средстве.

Особенности взаимодействия с сотрудниками ГИБДД

До введения электронного ОСАГО правила проверки наличия страховых полисов сотрудниками ГИБДД не вызывали вопросы у автомобилистов. По требованию инспектора они должны были предоставить страховой договор, оформленный на бумажном носителе.

После введения электронного ОСАГО правила проверки не усложнились. Однако порядок ее проведения несколько изменился.

Возникает резонный вопрос: что показывать сотрудникам ДПС вместо бумажного бланка? Инспекторы ГИБДД проверяют подлинность и срок действия полиса посредством специального сервиса, через который им открывается доступ в ИМТС МВД.

В случае, если он по каким-то причинам не работает, полицейский может обратиться на сайт РСА. Проверка осуществляется по государственному регистрационному знаку и VIN-номеру транспортного средства.

Несмотря на то, что поправки в закон об ОСАГО в плане введения нового типа документа были внесены в 2015 году, сегодня продолжают действовать ПДД в прежней редакции.

Получается, что инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя ОСАГО, оформленные на бумажном носителе, даже при условии, если документ был оформлен в электронном виде.

В настоящий момент пока не были зарегистрированы скандалы, связанные с указанным правовым противоречием.

При этом представители РСА не раз обращались к автомобилистам с просьбой до устранения данного несоответствия после получения электронного ОСАГО распечатать на бумаге и постоянно возить с собой в машине.

В особенности это касается граждан, проживающих в удаленных регионах, где средства технической связи работают с перебоями. Естественно, наличие распечатанного на обычной бумаге полиса ОСАГО не является подтверждением того факта, что автомобилист в действительности оформил этот договор.

Достоинства электронного ОСАГО

Основное достоинство электронного полиса заключается в том, что его можно оформить удаленно без посещения офиса страховой компании. Этот факт приобретает особую актуальность для жителей удаленных регионов и занятых граждан.

Онлайн-страхование также обладает следующими преимуществами в сравнении со стандартной процедурой:

  • страховой договор нельзя потерять, так как он хранится на электронных носителях;
  • электронный полис изготавливается в трех экземплярах, один из которых хранится в базе данных РСА, второй – у страховой компании, третий – у страхователя (автомобилиста);
  • страховые компании при оформлении страховки на автомобиль не могут «навязать» дополнительные услуги и опции, нередко существенно увеличивающие расходы автомобилиста;
  • низкая вероятность обмана при условии соблюдения мер предосторожности;
  • люди, проживающие в отдаленных регионах, теперь могут оформить страховой полис в различных компаниях, когда как ранее у них имелся доступ только к 1-2 организациям.

Недостатки электронного полиса

Несмотря на то, что у электронного ОСАГО имеется множество достоинств в сравнении с бумажными полисами, этот тип документа обладает несколькими отрицательными чертами, среди которых можно выделить:

  • онлайн заказ полиса остается недоступным для тех граждан, которые ранее не оформляли страховку на автомобиль (электронный ОСАГО оформляется при условии, если в базе РСА содержится информация об автомобилисте);
  • страховые компании не возвращают внесенные средства за полис, если владелец транспортного средства при оформлении договора указал неверные данные (документ в таком случае признается недействительным, а страховщики трактуют подобные ситуации как предоставление ложной информации);
  • длительная проверка подлинности электронного полиса инспекторами ГИБДД (в особенности, когда возникают сбои в работе технических устройств);
  • наличие множества ошибок в работе электронной системы оформления страховых договоров.

Со временем указанные недостатки будут устранены.

Будущее электронных полисов

Будущее развитие электронного вида страхования имеет оптимистичные перспективы. Так, уже сейчас на законодательном уровне установлено, что все компании, которые занимаются продажей ОСАГО, обязаны предоставлять услугу онлайн-продажи полисов гражданам любой категории.

Данная норма появилась в связи с тем, что в нескольких регионах страны, которые у страховщиков считаются убыточными, местные жители не могли в течение нескольких последних лет свободно оформить автогражданку. В результате сегодня они могут выполнить требования закона об ОСАГО только благодаря наличию доступа к покупке электронных полисов через интернет.

Описанная проблема возникла в связи с желанием страховых компаний оставить регион, деятельность в котором приносит только убытки. Но выполнить это намерение организации не могут ввиду того, что действующее законодательство обязывает их присутствовать во всех субъектах страны.

В ином случае страховым компаниям приостанавливают действие лицензии. В результате организации сокращают свое присутствие в убыточных регионах, уменьшая число офисов. И автомобилистам в такой ситуации приходится тратить много времени в очередях.

Более того, из-за высокого наплыва граждан страховые компании нередко не могут удовлетворить их запросы вследствие недостатка полисов.

Данная проблема приобрела наиболее острый характер в южных регионах страны. При этом граждане не могут предъявить претензии в адрес страховых компаний, так как их действия соответствуют требованиям текущего законодательства.

Теперь каждый автомобилист получил возможность отказаться от посещения офиса страховой компании. Это привело к тому, что популярность электронных полисов постоянно увеличивается. А после решения технических проблем востребованность данной услуги значительно вырастет.

Источник: //autodr.ru/avtostrakhovanie/osago/7241-elektronnyy-polis-osago.html

Бумажный и электронный полисы ОСАГО уравняли в правах

Полис осаго на бумажном носителе

Если виновник аварии отказался пройти медицинское освидетельствование, то страховая компания предъявит ему регрессное требование. Проще говоря, заставит компенсировать страховую выплату пострадавшим.

Это новшество вводится поправками в закон об ОСАГО, которые подписал президент Владимир Путин. Напомним, что до сих пор регресс страховщики могли предъявлять только нетрезвым водителям. А если виновник в ДТП отказался проходить медосвидетельствование, страховая компания просто возмещала за него причиненный ущерб.

Да, такой водитель лишался прав, платил штраф 30 тысяч рублей. Но за чужой поврежденный автомобиль он не расплачивался. Теперь ситуация изменится.

В публикуемом сегодня законе четко прописано, что регресс предъявляется, если водитель не выполнил требования инспектора о прохождении медосвидетельствования, либо употребил алкоголь или наркотики в нарушение правил дорожного движения после ДТП. 

Медведев поручил рассмотреть вопрос объединения ОСАГО и КАСКО

Таким образом, закрыта еще одна лазейка для нетрезвых водителей, которые, пользуясь дырами в законе, смягчают свою ответственность. Теперь, если водитель отказался от медосвидетельствования, страховая компания возместит за него ущерб пострадавшим, но потом потребует возместить ей эти траты. 

Также закон уравнивает в статусе бумажные и электронные полисы. По сути, это нормативно закрепляет возможность возить с собой копию электронного полиса, распечатанного на принтере на обычной бумаге, а не на бланке строгой отчетности с кучей защит. 

Такой порядок действовал и до сих пор. Просто он не был закреплен законом. Если инспектор дорожно-патрульной захочет проверить наличие полиса, ему достаточно будет предъявить такую распечатку, в которой есть и номер полиса, и название страховой компании. Этой информации достаточно, чтобы проверить полис по базе данных ОСАГО.

Кроме того, исключается порядок двойного учета полисов, то есть, когда для бумажных и для электронных полисов были свои базы данных. Получалось, что номера полисов могли дублироваться. Законом устанавливается единый учет. Каждый полис, каким бы он ни был – электронным или бумажным – получит свой уникальный порядковый номер.

Европротокол можно будет оформить с мобильного телефона

Еще одна новация, которая вносится в закон об ОСАГО, это снятие запрета на перестрахование рисков по обязательному страхованию. До сих пор это был единственный вид имущественного страхования, риски по которому не передавались в перестрахование.

Снятие такого ограничения связано, со значительным увеличением за годы действия ОСАГО объемов собираемых страховщиками страховых премий. С 26 миллиардов рублей в 2003 году до 234 миллиардов в 2016 году, а также увеличением размера средней выплаты и ростом активов страховщиков.

Впрочем, на простых автомобилистах это никак не скажется. Лишь повысятся гарантии выплаты. 

Теперь можно возить с собой копию электронного полиса, распечатанного на обычной бумаге, а не на бланке строгой отчетности с кучей защит

Другая новость не всем придется по вкусу. Напомним, что у нас на страховщиков по части выплат за ущерб распространяются требования закона о защите прав потребителей. То есть, просрочил страховщик срок выплат или мало заплатил, по суду помимо спорной суммы можно взыскать еще и штраф за просрочку, и пени, и прочие неустойки.

Эти положения хитрые юристы пытались распространять и на компенсационные выплаты. То есть те, которые производит Российский союз автостраховщиков, если страховая компания, которая должна была рассчитаться с пострадавшим, обанкротилась.

В соответствии с этим законом положения закона о защите прав потребителей на отношения между страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не распространяются. 

ВС признал законным Единую методику расчета ущерба по ОСАГО

Также установлен претензионный порядок рассмотрения споров, касающихся компенсационных выплат. То есть сначала пострадавший должен обратиться с претензией в РСА, и только получив неудовлетворяющий его ответ, или вовсе не получив ответа, он может обращаться  в суд. 

Не обошлось в законе и без казусных норм. Так в нем прописано, что не допускается предъявление регрессного требования к виновному в ДТП пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему, а также к его родственникам и наследникам.

Но вот беда, если пешеход попал под колеса автомобиля, это не страховой случай по ОСАГО. И по ОСАГО никто не заплатит водителю. Ведь у пешехода ОСАГО просто нет. А значит и регресс возникнуть не может.

Эту норму необходимо было включить в закон об организации страхового дела в России, но никак не в закон об ОСАГО. А теперь это просто мертворожденная статья.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

Источник: //rg.ru/2019/05/01/bumazhnyj-i-elektronnyj-polisy-osago-uravniali-v-pravah.html

Электронные полисы ОСАГО хотят приравнять к бумажным

Полис осаго на бумажном носителе

Автовладельцам вскоре можно будет не возить с собой бланк полиса, а у иностранцев станут проверять страховку прямо на границе. Правительственный законопроект, предлагающий комплекс поправок в систему ОСАГО, Госдума приняла во втором чтении на пленарном заседании 16 апреля.

Е-полис защитит от мошенников

Сейчас правила дорожного движения прямо указывают на то, что у водителя обязательно должен быть с собой бумажный вариант полиса.

Наказание за езду без страховки в данном случае предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Точно такая же санкция, кстати, грозит и водителю, который приобрёл ОСАГО в электронном виде, но не распечатал страховой полис.

Новым законопроектом уравниваются в правах электронные страховые полисы с полисами на бумажных носителях. Каждому договору страхования будет присваиваться уникальный номер, который позволит идентифицировать страховщика и подтвердить достоверность полиса. Таким образом, пропадает надобность в изготовлении их на дорогостоящих специальных защищённых бланках.

Читайте по теме Кроме того, предусматривается право водителя самому выбрать любой способ информирования сотрудника ДПС о наличии ОСАГО: можно будет просто показать фотографию полиса на смартфоне или записанные на клочке бумаги номер договора и название страховой компании.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин считает, что изменения в закон об ОСАГО в значительной степени улучшат жизнь автомобилистов. «Больше не нужно будет возить полис с собой — достаточно знать его номер, — пояснил он парламентским журналистам. — К тому же электронный полис ОСАГО — не только требование современной жизни, но и защита от липовых страховщиков».

Машин с иностранными номерами можно не бояться

Ещё одна новация касается иностранцев, въезжающих в Россию на своих авто.

По информации МВД, участились случаи, когда водители из сопредельных государств разъезжают по российским дорогам, не имея полиса ОСАГО.

Если такие граждане становятся виновниками ДТП, то отечественные участники дорожного движения оказываются незащищёнными — взыскать компенсацию автоущерба с иностранца очень сложно.

«Эта норма особенно актуальна в отношении граждан сопредельных с Россией стран, с которыми у нас упрощённый порядок пересечения границы», — отметил спикер Госдумы.

Напомним, что в союз с Россией относительно упрощённых таможенных правил вошли: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения. К гражданам этих государств не предъявляется особых требований.

Для них пересечение границы России возможно по внутреннему паспорту, который нужно предъявить на таможенном контроле.

Теперь же планируется, что при пересечении госграницы въезжающие должны будут иметь при себе полис ОСАГО либо международный договор страхования. За этим будут следить сотрудники таможенных органов.

Пешеходы не будут оплачивать ремонт сбивших их автомобилей

Читайте по теме Законопроект меняет правила компенсации страховыми компаниями своих расходов на возмещение ущерба водителям, которые пострадали в ДТП, спровоцированных пешеходами. Теперь предъявлять требования к пешеходу можно будет только в том случае, если он не пострадал в аварии, виновником которой стал.

По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, представлявшего документ в рамках первого чтения, Правительство осознанно пошло на такое разделение ответственности между пострадавшими и непострадавшими пешеходами, которые стали виновниками аварии. Как пояснил чиновник, эта норма является следствием большого количества жалоб от родственников погибших в ДТП граждан, которым страховщики предъявляли регрессные требования, что часто становилось большой проблемой для этих людей.

Как рассказал зампред Комитета Госдумы по финрынку Юрий Олейников, ко второму чтению законопроект дополнили ещё одной поправкой, вводящей запрет на предъявление страховщиком регрессных требований к водителю, ставшему виновником аварии и забывшему направить в страховую компанию свой экземпляр европротокола. Сейчас, если виновник ДТП не направляет свой экземпляр европротокола страховщику, компания может предъявить ему требование о возмещении ущерба.

Запрета на перестрахование больше нет

Законопроектом также отменяется запрет на перестрахование в ОСАГО. При этом перестрахование рисков ОСАГО будет правом, а не обязанностью страховщика.

В Правительстве полагают, что процедура вторичного страхования ранее принятого риска за счёт его перераспределения между иными страховщиками позволит повысить устойчивость как самих автостраховщиков, так и всего этого рынка в целом. За годы действия закона об ОСАГО объём собираемых страховщиками премий увеличился почти в 10 раз (с 26 миллиардов рублей в 2003 году до 227 миллиардов рублей в 2017 году) и риски стали гораздо масштабнее.

Источник: //www.pnp.ru/social/elektronnye-polisy-osago-khotyat-priravnyat-k-bumazhnym-2.html

Императив
Добавить комментарий