Медосвидетельствование водителей перед выездом

Медицинское освидетельствование водителей

Медосвидетельствование водителей перед выездом

Если в штате фирмы есть водители, работодатель обязан организовать для них медосмотр. Это установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В этом законе прямо не указано, что проводить осмотры необходимо только транспортным предприятиям.

Это нужно делать всем, кто эксплуатирует автотранспорт и использует труд водителей. На это указывает и статья 213 Трудового кодекса. Есть и арбитражная практика, например постановление ФАС Уральского округа от 28 декабря 2011 года № Ф09-8630/11.

Подробнее об этих критериях читайте в нашей статье, подготовленной экспертами Бератора.

Помимо предварительных и периодических медосмотров, водители обязаны проходить предрейсовое медицинское освидетельствование каждый день.

Как проводить предварительные и периодические медосмотры, читайте в Бераторе «УСН на практике»

Обратите внимание

Время медицинского осмотра перед выездом относится к рабочему времени водителя (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15) и оплачивается в рамках существующей системы оплаты труда.

Организовать медицинские осмотры водителей можно тремя способами, согласно письму Минздрава России от 21 августа 2003 года № 2510/9468-03-32.

Медработник в штате

Первый способ – это проведение медицинского освидетельствования силами штатного медицинского работника (состоящего с предприятием в трудовых отношениях).

У него должен быть действующий сертификат, выданный региональным наркологическим диспансером или больницей, подтверждающий подготовку по программе проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение 8 к приказу Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»).

Лицензия штатному медицинскому работнику, обслуживающему только работников компании, не нужна (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2009 г. № Ф04-1311/2009(1741-А45-43)).

Обратите внимание

Не следует оформлять медработника по гражданско-правовому договору, поскольку в таком случае это будет предпринимательская деятельность, которую без лицензии вести нельзя, и проводимые медосмотры будут незаконными.

Заключаем договор с медучреждением

Второй способ – это следить за здоровьем водителей при помощи медицинского персонала по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию именно на такой вид медицинской деятельности, как проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Эта деятельность лицензируется (ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291).

Обратите внимание

Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, работы по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством лицензируются отдельно и к предрейсовым и послерейсовым медосмотрам не относятся.

Реквизиты лицензии хорошо указать в тексте договора, а копию лицензии – приложить.

Собственная лицензия

Третий способ – иметь собственную лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Это будет ваш единственный вид медицинской деятельности, а для этого не нужно быть медицинским учреждением.

Такие лицензии, как правило, целесообразно и под силу иметь крупным автотранспортным предприятиям. Это позволяет им проводить круглосуточный контроль состояния здоровья своих водителей, и на базе хорошо оснащенного медицинского кабинета (он необходим для получения лицензии) зарабатывать деньги по договорам на оказание услуг другим организациям и предприятиям, занимающимся перевозками.

Как проходит предрейсовый медосмотр

При предрейсовом медицинском осмотре медицинский работник:

  • собирает анамнез – опрашивает водителя о самочувствии, жалобах, проверяет состояние кожных покровов (изменения цвета, следы от инъекций), при необходимости измеряет температуру тела;
  • определяет артериальное давление и пульс;
  • проверяет реакцию зрачков на свет как показатель возможного опьянения;
  • определяет наличие алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;
  • при наличии показаний проводит любые другие разрешенные медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе.
  • Водители не допускаются к управлению автомобилем, если:
  • выявлены признаки временной нетрудоспособности;
  • проба на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах положительная;
  • выявлены признаки воздействия наркотических веществ;
  • выявлены признаки воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность.

Водитель приходит на осмотр с путевым листом, оформленным на текущий день. Если работник допускается к работе, то в путевом листе медработник ставит штамп, в котором указывает дату и время прохождения медицинского осмотра, свои фамилию и инициалы и ставит свою подпись. Такой штамп является обязательным реквизитом путевого листа.

Обычно медосмотры водителей проводят утром. Однако целесообразнее это делать непосредственно перед выездом.

Если у водителя общее неудовлетворительное состояние здоровья, медработник выдает ему справку, в которой указывает время отстранения от работы и описывает признаки недомогания. Водитель с этой справкой идет в поликлинику, где ему могут выдать больничный лист, и в дальнейшем он получит пособие по временной нетрудоспособности.

Если же врач в поликлинике больничный не выдал и работник вернулся на работу, время его отсутствия оформляют как простой по не зависящим от сторон причинам. Оно подлежит оплате в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) (ст. 157 ГК РФ).

При выявлении признаков алкогольного либо наркотического опьянения медицинский работник, отстраняя водителя от работы, составляет протокол контроля трезвости и:

· составляет акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии – если это состояние подтверждается проведенными исследованиями;

· направляет водителя на врачебное медицинское освидетельствование, если по результатам анализов не удалось точно определить состояние опьянения. Если это состояние не подтвердится, работник должен быть допущен к работе.

В случае отстранения водителя от работы по причине опьянения заработную плату за этот период не начисляют (ст. 76 ТК РФ). Кроме того, к работнику может быть применена дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения. Основание – подпункт «б» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса.

Некоторым работникам, кроме общего медосмотра, необходимо проходить психиатрическое освидетельствование. Перечень работ, которые имеют психиатрические противопоказания, и правила, по которым проводят такое освидетельствование, смотрите в Бераторе

Практическая энциклопедия бухгалтераВсе изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.Узнать подробнее

Источник: https://www.buhgalteria.ru/article/meditsinskoe-osvidetelstvovanie-voditeley

Медосвидетельствование (медицинское освидетельствование) водителей перед выездом в 2019 году – порядок, стоимость

Медосвидетельствование водителей перед выездом

Перед законодателем стоит важная задача – надлежащим образом отрегулировать деятельность, представляющую особую опасность для окружающих.

Наиболее широко контролируемой деятельностью на настоящий момент является деятельность по управлению ТС. И здесь крайне важно не только обеспечить выявление нарушений вовремя, но и механизм их предупреждения.

Что это такое

Водитель, работающий в штате ИП или организации, несет ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за окружающих. Особенно это касается тех, кто осуществляет перевозку опасных или крупногабаритных грузов, а также занимается пассажирскими перевозками.

Чтобы водитель не нанес вред себе и окружающим, законодатель ввел такую процедуру, как предрейсовый осмотр. Осмотр перед выездом – это обязательная составляющая работы водителя в любой транспортной компании.

Медосмотр позволяет выявить – здоров водитель или нет, имеются ли у него противопоказания к управлению ТС, страдает ли он от похмельного синдрома, имеется ли должный уровень реакции на окружающую обстановку и др.

Необходимость проведения медосмотров перед выездом обуславливается требованиями законодательства. Так, ч. 1 ст. 20 ФЗ № 196 “О безопасности дорожного движения” обязывает юрлиц и ИП организовывать медосмотры и мероприятия, повышающие медицинскую грамотность водителей ТС.

Кто проводит

В соответствии с Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года № 2510/9468-03-32, проведение медосмотра осуществляется одним из трех способов.

Способ № 1. Силами штатного медицинского персонала

Если у предприятия, осуществляющего транспортную деятельность заключен трудовой контракт с медицинским работником, и у него есть действующий сертификат, выданный местным наркологическим диспансером или больницей, этот медработник вполне может проводить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры.

Главное условие – наличие сертификата, свидетельствующего о прохождении подготовки по программам проведения предсменных, послесменных и текущих медосмотров.

Если такой медработник обслуживает только сотрудников транспортной компании, лицензию на соответствующую деятельность получать не нужно.

Способ № 2. Заключение договора со сторонним медучреждением

Транспортное предприятие может заключить договор со специализированным медучреждением, имеющим лицензию на такой вид деятельности, как проведение предрейсовых или послерейсовых осмотров. Такая деятельность подлежит лицензированию на основании ст. 12 ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Реквизиты лицензии лучше указать в договоре с медучреждением, а копию самой лицензии сделать в виде приложения к договору.

Способ № 3. Получить собственную лицензию

Последний способ – получить собственную лицензию. Это будет единственный вид медицинской деятельности, поэтому для этого не обязательно приобретать статус медицинского учреждения.

Такую лицензию целесообразно получать только крупным транспортным компаниям. Это позволит производить круглосуточный мониторинг за состоянием здоровья водителей, а также зарабатывать дополнительные деньги по договорам оказания услуг другим предприятиям, которым необходимо проводить осмотры своих водителей.

В каких случаях необходимо регулярно проводить

Перед каждым выездом проходить медицинский осмотр нужно тем водителям, деятельность которых связана с пассажирскими перевозками.

Такие же жесткие требования предъявляются и к тем, кто осуществляет транспортировку опасных или ядовитых химикатов, радиоактивных веществ, нефти и газа.

Указанная мера позволит удостовериться, что водитель готов к выезду в рейс и не представляет угрозы для других участников дорожного движения.

Многие предприятия практикуют также и послесменный осмотр. Часто осмотры после рейса проводятся для водителей, находящихся в так называемой “группе риска” – страдающие хроническими заболеваниями, пребывающие в пенсионном или предпенсионном возрасте, или же систематически употребляющие спиртные напитки.

Обратите внимание! Медосвидетельствование на содержание в крови наркотиков или психотропных веществ может проводиться только с письменного разрешения водителя. Целесообразно внести такое согласие отдельным пунктом трудового договора.

Порядок медосвидетельствования водителей перед выездом

Осмотр делается в следующем порядке:

  • осуществляется сбор жалоб, визуальное исследование организма, осмотр видимых слизистых и кожных покровов;
  • оценивается температура, измеряется артериальное давление;
  • выявляются внешние признаки, свидетельствующие о нахождении водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • при фиксации хотя бы одного внешнего признака, проводятся лабораторные и инструментальные обследования, среди которых:
    • анализ на количественное установление доли алкоголя в выдыхаемом воздухе;
    • установление наличия психоактивных веществ в моче пациента.

Если по результатам предсменного исследования не было выявлено заболеваний, которые препятствуют осуществлению профессиональной деятельности, на путевом листе делается отметка “Прошел предрейсовый медицинский осмотр”. Медицинский работник ставит свою подпись на путевом листе.

Результаты проводимых медосмотров в обязательном порядке вносятся в специальные регистрационные журналы. Медработник обязан сообщать работодателю о всех результатах проведенных осмотров.

Если осмотр проводится не штатным медработником, а сторонней компанией, в договоре желательно указать пункт, регламентирующий сроки такого уведомления.

Срок действия заключения

Медработник не вправе назначать конкретные сроки действия заключения, ведь предрейсовый медосмотр, в силу п. 4 Приказа Минздрава от 15 декабря 2014 года № 835н (далее – Приказ), проводится перед началом рабочего дня или смены.

Результаты заносятся в специальный журнал регистрации, в котором указывается информация о:

  • дате и времени проведения медосмотра;
  • ФИО работника, его должности;
  • поле, дате рождения;
  • результатам исследований;
  • заключении о возможности отправить водителя в рейс или об отсутствии такой возможности;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись работника.

О конкретных сроках действия медзаключения, выдаваемого перед каждой рабочей сменой, в указанном Приказе ничего не сказано. Представляется, что результаты осмотра действуют только на протяжении одного рабочего дня или одной рабочей смены.

Кто несет ответственность

Наказание за нарушения, которые связаны с порядком проведения предсменных осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП.

Так, ст. 12.32. КоАП регламентирует наложение штрафа в размере 20 тыс. рублей на должностных лиц и 100 тыс. рублей на юридических лиц в случае допуска водителя, который был пьян, к осуществлению профессиональной деятельности.

Виновным по этой статье признается именно работодатель (или его должностные лица), а не медработник. Связано это с тем, что медработник самостоятельно не принимает решение о допуске, а лишь оформляет заключение.

За допуск водителя к исполнению трудовых функций без прохождения медосмотра, если необходимость прохождения медосмотра регламентирована законодательством, влечет ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП.

Размер денежного взыскания для лиц, занимающих должности – от 15 до 25 тысяч рублей, для юридических – от 110 до 130 тысяч. Составлять протоколы по данной статье имеют право не ГИБДД, а работники трудовых инспекций.

По ст. 11.32. КоАП могут привлечь к ответу именно то лицо, которое выносило заключение о допуске водителя к рейсу, то есть медработника. Максимальный штраф для должностных лиц – 3 тыс. рублей, для юридических – 50 тыс.

Кто не допускается

Водителя могут не допустить к осуществлению профессиональной деятельности, если выявят следующие отклонения:

  • признаки обострения хронических болезней;
  • повышенная температура организма;
  • головная или зубная боль;
  • упадок сил;
  • тахикардия или брадикардия;
  • повышенное или пониженное артериальное давление;
  • явные признаки алкогольного или наркотического опьянения;
  • замедление реакции, вызванное вследствие употребления определенных медицинских препаратов.

На основании п. 19 Приказа, в случае выявления медицинским работником указанных выше симптомов, будет выписана справка (направление) для предъявления в соответствующую медицинскую организацию. Водитель обязан посетить указанное учреждение и пройти необходимый курс лечения.

В справке-направлении указываются следующие сведения:

  • порядковый номер;
  • дата и время осуществления медицинского предсменного осмотра;
  • цель направления на лечение;
  • изначальный диагноз;
  • объем предоставленной медпомощи;
  • подпись медсотрудника, выдавшего справку, и расшифровка.

Стоимость

На основании ч. 5 ст. 23 ФЗ № 196 “О безопасности дорожного движения”, организация и проведение любых видов осмотров, в том числе, и предрейсовых, осуществляется целиком и полностью за счет средств работодателя.

Об этом сказано также в п. 7 Приказа. Возложение соответствующих обязанностей по уплате на работника считается нарушением законодательства.

Для организации состав расходов при привлечении к делу сторонней компании будет следующим:

Количество водителей, проходящих медосмотр, в суткиСтоимость предрейсового медосмотра, в сутки
От 1 до 25000 рублей
От 3 до 47000 рублей
От 5 до 710000 рублей
От 8 до 1512000 рублей
От 16 до 3015000 рублей
От 31 до 5018000 рублей
Свыше 50Свыше 21000 рублей

Итак, если организация или ИП осуществляют деятельность, связанную с транспортировкой опасных грузов или с перевозкой пассажиров, в отношении штатных водителей необходимо производить регулярный предрейсовый осмотр.

Для этих целей можно нанять как стороннюю организацию, так и возложить соответствующие обязанности на штатный медперсонал.

: Медосмотр для водителей

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://bibiguru.ru/medosvidetelstvovanie-voditelej-pered-vyezdom/

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2018 году: порядок проведения

Медосвидетельствование водителей перед выездом

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения.

Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2018 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

Рассмотрим данные положения подробнее.

Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?

Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.

При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.

Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.

https://www.youtube.com/watch?v=W-n55c-mwvg

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

Осмотры водителей врачом являются залогом соблюдения безопасности на дорогах. Внимание к необходимости качественных обследований уделялось во все времена. За последние пару лет требования к работодателям и водителям усилилось, есть резон пройтись по главным их пунктам.

В 2018 году, чтобы проводить предрейсовые медицинские осмотры правильно, работодатель руководствуется одновременно несколькими положениями действующего законодательства. Они не являются противоречащими друг другу и сходятся в одном: результаты обследований должны быть зафиксированы в специальном журнале.

Доступный в Интернете, образец журнала предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей в 2018 году является обязательным для исполнения. Основные положения норм, регулирующих деятельность автотранспортных предприятий и частных предпринимателей, претерпели изменения, которые стали актуальны с 01.05.2015 г.

Они имеют законодательную силу в 2018 году.

Происшедшие перемены коснулись увеличения числа процедур, которые необходимо соблюдать и проходить водителю:

Нововведения жесткие, но они основываются на необходимости, диктуемой практикой. А она такова, что многие нарушения приводят к авариям и человеческим жертвам.

Усилились за последние годы и требования, предъявляемые к медикам, которые обследуют автомобилистов, а также к помещениям проведения осмотров. В частности, это лицензия и требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей, которые обязан иметь и соблюдать руководитель пункта осмотра. Есть также своя специфика в отношении некоторых категорий работников:

Медицинские учреждение, которому удалось получить сертификат на предрейсовый медицинский осмотр водителей, строго следуют, по новому ФЗ Минздрава № 835, процедуре осмотра, которая предписывает:

Помимо указанных, нововведения в предрейсовые медосмотры водителей в 2018 году предусматривают также:

По итогам обследования медик дает свое заключение о целесообразности допуска шофера к работе. Если автомобилист допускается к рейсу, в его сопроводительном документе ставится соответствующий штамп (вот здесь образец штампа что прошел предрейсовый медицинский осмотр) и он выпускается на маршрут.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей — образец 2018 размещен далее. Также ниже представлены основные правила его ведения и рекомендации по оформлению и хранению.

Образец заполнения журнала предрейсового осмотра водителей.doc

Итоги проведения предрейсовых медосмотров в обязательном порядке заносятся в специальный журнал (далее — журнал), согласно п. 14 «Порядка…», утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее — приказ № 835н).

Также в соответствующих графах журнала проставляются подписи медицинского сотрудника, проводящего осмотр (с расшифровкой), и осматриваемого водителя.

Источник: http://autopravovik.ru/predrejsovyj-medicinskiy-osmotr-voditelej-v-2018-godu-poryadok-provedeniya/

Предрейсовый медосмотр для водителей: новый закон 2018-2019

Медосвидетельствование водителей перед выездом

Предрейсовые медицинские осмотры – это обязательная процедура, которая позволяет предотвратить развитие опасных ситуаций на дорогах. В статье расскажем о порядке проведения в 2019 году, а также разберем законодательные нормы, его устанавливающие.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году – нововведения

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью. 

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”.

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г.

№ 835н “Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”.

 Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2019 году.

Как установлено п. 9 “Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”, все расходы по медосмотру несет наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

  • Механик по выпуску автомобилей на линию – требования к образованию 

Помимо Приказа № 835н, вопрос регулируется:

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ “О дорожном движении”.

Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров.

Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

  • Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Эту процедуру обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.

В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.

Одной из целей предрейсового медосмотра является недопущение к управлению ТС лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.

Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.

Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в медицинском кабинете. Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. 

Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве – алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
  • шпатели медицинские – 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Минимальный список оснащения приведен в п. 4 ч. 2 Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Организация может пойти двумя путями:

  • привлечь в штат медработника;
  • заключить договор со специализированным медицинским учреждением, имеющем лицензию.

Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр.

Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов:

  • Организовать помещение для осмотров водителей.
  • Принять в штат медицинского специалиста.
  • Получить лицензию.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103393-qqq-17-m9-predreysovye-meditsinskie-osmotry-voditeley

Медосмотры водителей: предрейсовые, текущие, послерейсовые

Медосвидетельствование водителей перед выездом

Многие люди испытывают дикий ужас перед перелетами по воздуху. Их пугает то, что они будут находиться на огромной высоте, и если что-то случится, то шансов на спасение практически нет.

Но мало кто знает, что самолеты — один из самых безопасных видов транспорта. Куда опаснее банальная поездка на автомобиле. Ежегодно на дорогах России случается около 200 000 ДТП, в них погибают более 20 000 человек.

Причины автомобильных катастроф бывают разными, далеко не последнюю роль играет состояние здоровья водителя. Если человек находился за рулем личного транспорта, и по его вине случилось ДТП, он несет персональную ответственность. Если же в неприятную историю попал водитель на авто работодателя, виноватыми окажутся и другие лица.

Работодатель по закону обязан обеспечить для работника безопасные условия труда. В случае с водителем — безопасные условия вождения. Человек за рулем должен хорошо себя чувствовать, находиться в здравом уме, не принимать алкоголя и запрещенных веществ.

Закон предусматривает три вида мед. осмотров водителей:

  1. предрейсовые,
  2. текущие (периодические),
  3. послерейсовые.

Предрейсовые медицинские осмотры водителей

Предрейсовое медицинское освидетельствование водителей — обязательная процедура в любой компании, где есть работники, которые занимаются вождением транспорта.

Это может быть большая фура, которая едет из Москвы в Якутск, или маленький легковой автомобиль для передвижения в пределах города — вид транспорта и дальность поездки значения не имеют. Человек за рулем должен быть здоровым и трезвым.

Даже если вы ИП и сами у себя «работаете» водителем — вам нужно проходить медосмотры.

Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей регламентируют: статья 213 ТК РФ, КоАП, Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.95 г. «О безопасности дорожного движения», письмо Минздрава от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Медосмотр водителей перед выездом занимает примерно 15 минут. Врач должен:

  • Спросить водителя о его самочувствии.
  • Осмотреть кожу, слизистые оболочки, зрачки.
  • Измерить температуру тела.
  • Измерить пульс и кровяное давление.
  • Проверить алкоголь в выдыхаемом воздухе с помощью алкотестера.

Если возникает подозрение, что водитель принимал психотропные вещества или наркотики, врач имеет право провести анализ мочи. В таком случае медосмотр продлится еще примерно на 20 минут. Всё это время засчитывается водителю как рабочее.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей?

Организовать контроль водителей перед рейсами можно одним из трёх способов:

  1. Нанять врача, у которого есть сертификат. Он работает в штате компании по трудовому договору, каждый месяц ему платят зарплату. При этом сама организация не должна получать какие-либо лицензии.
  2. Получить лицензию на предрейсовый осмотр водителей и всё организовать своими силами. Это целесообразно только в случае, если у вас крупная компания, или вы планируете предоставлять услуги по проведению медосмотров более мелким компаниям.
  3. Оптимальный путь, который поможет сэкономить ваше время и ресурсы — заключить договор с лицензированной клиникой, которая всё организует.

Свяжитесь со специалистом медицинского центра ПрофМедЛаб, чтобы узнать подробнее о сотрудничестве: +7 (495) 125-30-32.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей

Журнал предрейсовых медосмотров — документ, в который врач вносит дату и время осмотра, Ф.И.О. и пол, дату рождения работника, результат осмотра и свое заключение о том, можно ли человеку садиться за руль. В соответствующей графе медработник и водитель ставят свои подписи. Страницы журнала шнуруют, нумеруют и скрепляют печатью компании.

Водителю выдают путевой лист, в нём стоит штамп, который подтверждает, что работник допущен к рейсу.

Если ваш работник, находясь за рулем, попадет в неприятную ситуацию, которая потребует медицинского освидетельствования, сотрудники ГИБДД обязательно заинтересуются тем самым штампом в путевом листе. Если он окажется «липовым» — конец истории однозначно не будет счастливым.

Периодические медицинские осмотры водителей

Периодические медосмотры (профосмотр водителей) регламентированы Трудовым кодексом РФ и Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. Они помогают выявить работников с хроническими и серьезными заболеваниями, оценить профпригодность.

Периодичность прохождения медосмотра для водителей — раз в 2 года. Для людей младше 21 года — раз в год. Оплата медкомиссии осуществляется работодателем, потраченное на неё время засчитывается водителям как рабочее.

Послерейсовые медицинские осмотры водителей

Зачем проводить послерейсовый медосмотр, если водителя уже осматривали перед выездом, и он сегодня больше не сядет за руль? Это помогает укрепить дисциплину и выявить кандидатов на увольнение. Если водитель знает, что после предрейсового осмотра его больше никто не станет проверять — что ему в принципе помешает принять алкоголь прямо на работе?

Послерейсовые медосмотры важны, если на предприятии работают люди с хроническими заболеваниями, пенсионеры.

Что говорит по этому поводу закон? Приказ Минтранса от 18.09.08 N152 прямо обязывает указывать время послерейсовых осмотров в путевых листах — а значит, процедура является обязательной.

Психиатрическое освидетельствование водителей

Работа за рулем — это работа в условиях повышенной опасности. Водитель должен быть внимательным и сосредоточенным, иногда приходится быстро принимать решения и реагировать на разные ситуации на дороге.

С этими задачами может адекватно справиться только психически здоровый человек. Согласно 213 статье ТК РФ и Постановлению совета министров РФ от 28 апреля 1993 г.

N 377, все водители обязаны проходить психиатрическое освидетельствование — при приеме на работу, затем через каждые 5 лет.

Кто несет ответственность?

Если коротко, то ответственность несут все: и работник, и работодатель, и врач.

Пройти осмотр — прямая обязанность водителя перед выездом на линию. За нарушение статья 11.32 КоАП РФ предусматривает штраф 1000–1500 рублей. Для медработника штраф составит 2000–3000 рублей.

Нарушение правил охраны труда и медицинских осмотров дороже всего обойдется работодателю: в соответствии всё с той же статьей КоАП, придется уплатить 30 000 — 50 000 рублей.

Медицинский центр ПрофМедЛаб возьмет на себя проведение предрейсовых и послерейсовых, текущих профосмотров водителей на вашем предприятии.

Мы умеем делать это эффективно и быстро. Доверьтесь профессионалам и будьте уверены в том, что у правоохранительных органов не возникнет претензий к записям и штампам врача в документации. Звоните, обсудим условия сотрудничества:

Источник: https://profmedlab.ru/profosmotr/medosmotry-voditelej/

Императив
Добавить комментарий