Когда появился пенсионный фонд в ссср

История ПФР

Когда появился пенсионный фонд в ссср

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов.

Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года.

Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве.

Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.

В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий.

Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной.

Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию – Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации.

Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России.

В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать.

Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат.

Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан.

В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении.

Уже в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера. Кроме того, получатели трудовых и социальных пенсий впервые уступили лидерство в списке самых бедных категорий граждан России неполным семьям с детьми и многодетным семьям.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.

В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились.

Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет  выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.    

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.).

Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек.

Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине.

В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ.

Одна из ключевых целей Стратегии – развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.

Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.  

Источник: http://www.pfrf.ru/about/isp_dir/history/

История пенсионного обеспечения в России

Когда появился пенсионный фонд в ссср

Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

М. Горький

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам.

Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости.

Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить  так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство.

Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах.

При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечениистали осуществляться после социалистической революции. В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок  к пенсиям военно-увечных». В 1918 г.Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ.

Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились  расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам…

Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности.

Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены  быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг.

может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой  был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию.

И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее – формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Три уровня пенсионной системы в Российской Федерации

Пенсия – это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию –  инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для  компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку – ст. 39, “Конституция Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа.

Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин.

Страховой стаж – это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации.

36 000 000 человек  в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

 Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель.

6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов (что такое «инвестирование» и как оно может увеличить будущую пенсию, читай в следующей главе).

Как устроена система обязательного пенсионного страхования

Все работающие молодые люди формируют будущую пенсию в системе обязательного пенсионного страхования. Это предстоит и тебе. Поэтому рассмотрим его подробнее.

Обязательное пенсионное страхование – это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая – например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет.

 Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами.

Застрахованные лица – это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

– работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);

– самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

– работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

– являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– священнослужители.

Ты тоже станешь застрахованным лицом. Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного  страхования – страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка).

Оформить его ты можешь самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста.

До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель.

В свидетельстве будут указаны персональные данные и номер твоего персонального счета в ПФР – СНИЛС.

СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно твое личное участие. Необходимо будет заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР.

Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких  карт можно получать разнообразные государственные услуги – от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Права и обязанности застрахованного лица

Став застрахованным лицом, ты имеешь право:

 – контролировать состояние  своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

  -получать в органах ПФР по месту  жительства выписку из индивидуального лицевого счета (также это можно сделать через отделения Сбербанка России ил через сайт государственных услуг);

  – получать у страхователя копию сведений о себе, представленных в ПФР, в том числе и информацию об уплаченных за тебя страховых взносах.

 Ты обязан:  

– получить страховое свидетельство, хранить и предъявлять по требованию  страхователя или работников пенсионных органов;

    – сообщать в органы ПФР об  изменениях сведений, содержащихся в лицевом счете, а также при утере страхового    свидетельства;

 – предъявлять по требованию органов ПФР необходимые документы для решения вопросов, связанных с обязательным пенсионным страхованием.

100 000 000 человек являются участниками системы обязательного пенсионного страхования – застрахованными лицами.

Основными плательщиками взносов на обязательное пенсионное страхование являются работодатели. В системе ОПС их называют страхователями.

Страхователи – это работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др.). Они уплачивают страховые взносы с фонда оплаты труда своих работников, которые поступают на их индивидуальные лицевые счета.

Ты также сможешь делать собственные взносы в фонд своей будущей пенсии. Но об этом мы поговорим позже.

ОПС в России осуществляется страховщиком – Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страховщик – Пенсионный фонд Российской Федерации, который осуществляет ОПС в России. ПФР постоянно взаимодействует с каждым из 10 000 000 страхователей страны.

Взаимоотношения в системе пенсионного страхования можно представить в виде следующей схемы:

В 1992 году в г. Новочеркасске была утверждена городская программа «Социальная защита малоимущих слоев населения города на этапе кризисного развития экономики». Для выполнения этой программы  было создано Управление по труду и социальной защите. Основной задачей управления была оказание материальной помощи малообеспеченным гражданам города.

Учреждения социальной сферы г. Новочеркасска

УчреждениеРуководитель/контактное лицоАдрес, телефон
МАУ Многофункциональный центр предоставления  государственных и муниципальных услуг в городе НовочеркасскеДиректор – Косоротова Надежда Витальевнаул. Дворцовая, 11; тел. 22-22-93 
Центр доступа в микрорайоне СоцгородНачальник отдела – Доценко Светлана Адександровна

Источник: https://novochgrad.ru/social_sphere/pension/id/4852

Пенсии: в СССР возвращаться поздно

Когда появился пенсионный фонд в ссср
Стали известны предложения Минздравсоцразвития по реформированию пенсионной системы России. Эксперты, опрошенные Радио Свобода, считают, что обеспеченная старость большинству граждан России по-прежнему не грозит.

Министерство здравоохранения и социального развития предлагает увеличить обязательный трудовой стаж, необходимый для получения полной пенсии, с нынешних 5 лет до 25 лет (у мужчин) и 20 лет (у женщин). Именно столько, по логике ведомства, с учётом сегодняшних зарплат и размера страховых взносов в Пенсионный фонд требуется гражданину, чтобы накопить на старость.

Тем, кто проработал меньше, будет выплачиваться усечённая пенсия. Эту меру предложили включить в план реформы пенсионной системы, которая станет частью новой версии “Стратегии 2020”.

Фактически чиновники предлагают взять за основу советскую систему пенсионного обеспечения, когда стаж в 20 лет для женщин и в 25 лет для мужчин давал право на пенсию, составляющую 55 процентов от утраченного заработка. Для того чтобы получать 75 процентов (максимально возможный вариант), требовался стаж в 40 лет для женщин и 45 – для мужчин.

Пётр Бизюков, ведущий специалист Центра социально-трудовых прав, так прокомментировал для Радио Свобода новую инициативу Минздравсоцразвития:

– Решили вернуться к советскому опыту – браво! Оказалось, что лучше, чем было, ничего придумать невозможно. Но на высокие-то пенсии сегодня денег нет – об этом и в самом ведомстве говорят. Значит, это очередной способ урезать размер пенсии или ограничить возможности для её роста, чтобы появилась база для экономии пенсионных средств. Я не уверен, что, внедряя такой советский образец, мы получим более справедливую систему, чем сейчас. Скорее всего, мы опять получим вариант, с помощью которого государство решает проблемы дефицита пенсионного фонда за счёт граждан, за счёт пенсионеров, – предполагает Пётр Бизюков.

Такая мера лишит права на пенсию всех, кто не выработает требуемый стаж, отмечает Оксана Дмитриева, депутат Государственной думы от партии “Справедливая Россия”. Кто пострадает от предлагаемого нововведения?

– Возникнет проблема военных пенсионеров. Только через Конституционный суд удалось пробить вторую трудовую пенсию для тех из них, кто ещё потом работает “на гражданке”. Они не получают базовую часть пенсии – только страховую. Так вот, сейчас им достаточно пяти лет стажа, чтобы получить страховую часть пенсии, а в случае, если будет принят план Минздравсоцразвития, потребуется 25 лет. Значит они вообще потеряют право на получение страховой части пенсии. Ударит нововведение и по тем, кто работал на тяжёлых и вредных работах, потому что у них стаж для исчисления пенсии меньше. Но вообще я не понимаю, зачем это делать, – если только не пытаться таким образом косвенно повысить пенсионный возраст, – говорит Оксана Дмитриева.

Генеральный директор компании “ФинЭкспертиза” Агван Микаелян тоже считает, что увеличение обязательного трудового стажа – своего рода попытка поднять пенсионный возраст:

– Я сторонник такого решения, но думаю, что это чисто косметическая поправка. В ситуации, в которой находится Россия, без увеличения пенсионного возраста просто не обойтись. Пенсионная система – это производное от экономики. Если у нас средняя заработная плата по стране составляет 21 тыс. рублей, то, что бы вы ни делали, вы не сможете обеспечить больше, чем 10 тыс. рублей пенсии. Чудес не бывает. Можно только увеличить налоги на фонд оплаты труда, но они уже сейчас запредельные. Надо просто честно и откровенно сказать: придется увеличивать пенсионный возраст. Других вариантов нет…

Анатолий Вишневский, директор института демографии Высшей школы экономики не видит логики в предложенной мере. Он полагает, что пенсия граждан должна быть пропорциональна вкладу в Пенсионный фонд, а не трудовому стажу:

– Получается, что если человек работал 15 лет и вносил деньги в Пенсионный фонд, а потом, предположим, перестал работать, то эти деньги пропадают. Пенсия должна быть связанна с реальным вкладом: если гражданин получал зарплату, вносил какую-то сумму, значит, пенсия должна исчисляться исходя из того срока, за который он вносил отчисления. Можно ещё понять минимальный стаж – 5 лет, чтобы совсем не работавший человек не имел права на пенсию. Но логика нынешних мер мне не ясна, – замечает Анатолий Вишневский. Помимо идеи повысить трудовой стаж, Минздравсоцразвития предлагает ввести специальное страхование для ухода за стариками. Дополнительный взнос на эти цели может составить до 2% фонда оплаты труда. Кто будет платить этот взнос пока неясно: работник, работодатель или же поровну? Это предложение, как ожидается, появится в стратегии развития пенсионной реформы, которую Минздрав должен подготовить к концу года. Оксана Дмитриева негативно оценила и эту инициативу ведомства: – Это – типичное пособие и к страховым взносам отношения не имеет. Мы же не вводим специальные налоги для обустройства детей в приёмные семьи, для ежемесячных выплат пособий на детей и т.д. Если на каждую подобную выплату будут вводить новый налог, то наш бизнес просто задушат. Такие пособия нужно платить из бюджета, – уверена Дмитриева.

Минздрав же берёт за основу пример Германии: обязательное страхование долгосрочного ухода по старости там существует ещё с 1995 года. Взнос составляет 1,95 процента заработка и его платят поровну работник и работодатель.

Источник: https://www.svoboda.org/a/24385974.html

Российский пенсионер вчера, сегодня, завтра

Когда появился пенсионный фонд в ссср

При рассмотрении бюджета на 2018 год представители всех фракций Государственной Думы обещают поднять вопрос о возвращении к индексации пенсий работающим пенсионерам.

Впрочем, надежда на то, что Правительство это предложение поддержит, пока что невелика: по прогнозам представителей финансового блока кабмина, вернуться к этой практике можно будет лишь в 2020 году.

Со своей стороны Правительство готовит новую реформу пенсионной системы. Как менялось пенсионное обеспечение за последние 80 лет и что нас ждёт в будущем?

Прошлое: на пенсию можно было прожить

Как появились пенсии

Читайте по теме Право советских граждан на материальное обеспечение в старости было закреплено в Конституции 1936 года.

Правда, единого пенсионного фонда в то время не было, и обязанность выплачивать социальные пособия по нетрудоспособности и старости возложили на артели, в задачи которых входило создание социального фонда и кассы взаимопомощи.

 Государственные пенсии для рабочих и служащих установили лишь в 1956 году соответствующим законом. Всего же эту сферу регулировали 80 нормативных актов. При этом вопреки расхожему утверждению, колхозники в то время пенсию тоже получали, но платило её не государство, а сам колхоз.

В 1964 году вышел Закон «О пенсиях и пособиях членам колхоза», согласно которому пенсии колхозниками стали платить из союзного бюджета. Пенсионный фонд России (ПФР) был создан в 1990 году Законом «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

Условия для назначения пенсий по старости

Пенсионный возраст во времена СССР не отличался от нынешнего — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Согласно закону от 1956 года, пенсионные отчисления назначали при наличии стажа в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Некоторые категории граждан имели право оформить пенсию на льготных условиях.

В советском законодательстве существовало и такое понятие, как «пенсии при неполном стаже работы».

Размер пенсий

Все граждане пенсионного возраста получали пенсионные выплаты не ниже прожиточного минимума. Минимальный размер пенсий по старости составлял 50 рублей, максимальный — 120 рублей в месяц. Граждане, которые не работали, официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей. К пенсиям предусматривались надбавки. Сумма надбавок не могла превышать 40 рублей.

Пенсионные выплаты для сельских жителей были на 15 процентов ниже, чем размер пенсионных выплат для горожан. В 1986 году минимальный размер подняли до 76 рублей. Для сравнения: 1 литр молока из бочки в то время стоил 20 копеек, батон белого хлеба — 25 копеек, десяток яиц 80 копеек, килограмм говядины — два рубля.

Настоящее: трудовой стаж и пенсионные баллы

Пенсионная реформа

Система выплат нынешним пенсионерам была кардинально изменена в 2002 году. Реформа базируется на законах «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Читайте по теме

В 2013 году был принят Закон «О накопительной пенсии». В настоящее время пенсии состоят из страховой (сюда включается фиксированная выплата) и накопительной частей. Накопительная часть формируется у граждан не старше 1967 года рождения и складывается из взносов и инвестиционного дохода.

С 2014 года Правительство принимало решение о «заморозке» накопительной части пенсии. Это означало, что сумма пенсионных взносов временно не делилась на страховую часть (десять процентов) и накопительную (шесть процентов). Все 16 процентов уходили на страховую пенсию.

Условия для назначения пенсий по старости

Чтобы получить право на пенсию по старости граждане должны выполнить три условия: достигнуть пенсионного возраста, иметь определённый трудовой стаж (до 2015 года минимум составлял пять лет, в этом году — восемь лет, а к 2025 году он составит уже 15 лет) и необходимое количество пенсионных баллов. Их количество будет увеличиваться поэтапно – до 30 к 2025 году.

С 2015 года действует норма о том, что человек может добровольно внести необходимые платежи в пенсионную систему и тем самым «заработать» недостающие для назначения пенсии стаж и пенсионные баллы.

Размер пенсий

Действующее законодательство предписывает: совокупный доход неработающих пенсионеров не может быть ниже прожиточного минимума пенсионеров в том или ином регионе. В том случае если этот доход до прожиточного минимума не дотягивает, то таким пенсионерам выплачивается социальная доплата. В настоящее время средний размер пенсии в России составляет 13 720 рублей.

У пенсионеров — нынешних и будущих — есть механизмы для увеличения собственных пенсий.

В частности, можно отсрочить время выхода на пенсию для того, чтобы были применены повышающие коэффициенты при расчёте размера пенсии. К примеру, человеку была назначена пенсия 10 тысяч рублей.

Если он на год от неё отказался, то через год он уже будет получать 10 840 рублей. Через пять лет размер пенсии увеличится в 1,5 раза.

Будущее: возраст выхода на пенсию могут повысить

Кого уже не отправляют на пенсию

Читайте по теме Одним из самых резонансных изменений в пенсионной системе обещает стать увеличение возраста выхода на пенсию. Предположительно эта планка будет подниматься поэтапно и в итоге составит 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Окончательного решения на этот счёт ещё не принято.

Тем не менее закон о повышении пенсионного возраста чиновникам уже принят и вступил в силу с 1 января 2017 года. Тем, кто состоит на государственной и муниципальной гражданской службе, документ будет прибавлять по полгода, пока не достигнет планки 65 лет для мужчин и 63 года для женщин.

Это произойдет соответственно в 2026 и 2032 годах.

Индивидуальный пенсионный капитал

В июле этого года Минфин направил в Правительство РФ доработанную концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК), согласованную с Банком России и Минэкономразвития.

В частности, документ предполагает, что взносы в накопительную пенсию вместо работодателей будут делать сами работники. При устройстве на работу граждане будут автоматически регистрироваться работодателями в системе ИПК.

Работодатели будут автоматически отчислять до шести процентов от зарплаты сотрудника в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) на его личный счёт. Граждане при этом смогут отказаться от подписки, увеличить или уменьшить сумму отчислений.

Предполагается, что система индивидуального пенсионного капитала заработает с 2019 года. А соответствующие законопроекты будут внесены в Госдуму уже в осеннюю сессию.

Индексация для работающих пенсионеров

При обсуждении бюджета на 2018 год все думские фракции обещают поднять вопрос о возвращении индексации пенсий работающим пенсионерам. Уже 12 октября Госдума, возможно, рассмотрит соответствующий законопроект ЛДПР. В то же время министр финансов Антон Силуанов допустил возможность возврата к индексации пенсий только с 2020 года.

Тринадцатая пенсия?

На рассмотрении Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений находится законопроект, разработанный представителями «Справедливой России», согласно которому у российских пенсионеров может появиться тринадцатая пенсия. Рассчитывать на неё сможет каждый гражданин, который получает страховую выплату по старости. Выплачивать дополнительную пенсию авторы инициативы предлагают в декабре.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/rossiyskiy-pensioner-vchera-segodnya-zavtra.html

Кому и как начисляются российские пенсии в странах бывшего СССР

Когда появился пенсионный фонд в ссср

Политэксперт Иннокентий Адясов специально для Sputnik описал то, каким именно образом пенсионная реформа в России коснется военных пенсионеров в странах Балтии и других получателей российской пенсии в республиках бывшего СССР.

Пенсионная реформа, которая уже запущена в России, самым прямым образом касается и граждан других стран бывшего советского пространства. Небольшой исторический экскурс: при распаде Советского Союза и создании СНГ страны договорились, что каждая республика будет сама отвечать за пенсионное обеспечение своих граждан.

© Fotolia / Uzhursky

Правда, Украина настаивала, чтобы Россия выплачивала украинским гражданам надбавки к пенсиям за работу в условиях Крайнего Севера. Однако это предложение не прошло. Страны СНГ еще в 1992 году приняли ряд важных документов, касающихся пенсионного обеспечения (в том числе о взаимном признании трудового стажа).

Сейчас Россия выплачивает пенсии военным пенсионерам, которые проживают в странах Балтии – большинство из них проходили службу еще в единой для всех Советской армии. Это важный момент для дальнейшего изложения.

Российские пенсии для ветеранов войны

Вопрос о выплате пенсий ветеранам Великой Отечественной войны и Героям Советского Союза поднимался в России не раз, но в конкретные решения пока так и не превратился. Понятно, что, к сожалению, количество ветеранов ВОВ по естественным причинам сокращается. В России их сейчас, по данным Пенсионного фонда, уже меньше 100 тысяч.

По расчетам, в других странах бывшего СССР их не более 100-120 тысяч. Кроме того, в постсоветских странах проживает несколько тысяч Героев Советского Союза.

Уход на пенсию свяжут с “предполагаемой” длиной жизни >>

Какие средства потребуются, чтобы начать выплачивать российские пенсии этим категориям? Исходя из того, что базовая пенсия ветерана войны в России – 25-28 тысяч российских рублей, на эти выплаты может понадобиться ежегодно около 500 млн долларов. Cумма большая, но некритичная для российского бюджета.

Есть ли в мире подобные прецеденты? Да, есть. Правительство Германии через бундесвер выплачивает военные пенсии гражданам иностранных государств, которые служили в вермахте (при условии, что эти граждане не были осуждены за военные преступления). США платит военные пенсии тем вьетнамцам, которые служили в американской армии в качестве обслуживающего и вспомогательного персонала.

Зачем это России? В первую очередь, конечно же, это вопрос исторической справедливости и благодарности. Тем самым Москва еще раз подчеркнет, что общая Победа была достигнута общими усилиями всего советского народа, и Российская Федерация как правопреемник СССР признает этот факт.

В Эстонии выросла народная пенсия >>

Эта инициатива, безусловно, вызовет позитивный отклик в странах бывшего СССР. И, возможно, даст толчок к улучшению отношений с рядом из них.

Сейчас это предложение обсуждается в Государственной думе РФ как поправка в российский закон “О ветеранах”. Далее, при одобрении этих поправок Советом Думы и правовым управлением, вопрос должен быть согласован с правительством РФ в плане финансового обеспечения.

Уже затем поправки в закон должны быть утверждены нижней и верхней палатами российского парламента и подписаны президентом РФ. Скорее всего, эти процедуры затянутся до осени, но главное, что процесс запущен.

Многое будет зависеть от общественного мнения и активности гражданского общества в лоббировании данной инициативы.

И пенсии для всех трудящихся

Ни для кого не секрет, что Россия, несмотря на экономические трудности, весьма привлекательна для трудовой миграции. Неконтролируемая трудовая миграция создавала проблемы как для российского рынка труда, так и для бесправных гастарбайтеров.

Для решения этих проблем в 2012 году российскими властями было принято решение, что трудовым мигрантам из стран бывшего СССР будет начисляться трудовой стаж – при условии внесения за них пенсионных взносов работодателями.

Подтверждено: в Эстонии вырастут пенсии и зарплаты медработников >>

Сейчас многих волнует, что будет с этими накоплениями в ходе пенсионной реформы в России. Возможно, в рамках СНГ будет принят некий пакет документов о гарантии будущих пенсий трудовым мигрантам.

Так как Украина (во всяком случае, на уровне декларации) решила прекратить свое членство в институтах СНГ, видимо, потребуется отдельный двусторонний документ о взаимных гарантиях пенсионных накоплений. Учитывая численность украинских трудовых мигрантов в России, такой документ будет крайне важен для многих украинских семей.

Прорывным в вопросе пенсионного обеспечения должно стать принятие странами ЕАЭС Договора о пенсионом обеспечении трудящихся стран-членов ЕАЭС. Договор был одобрен президиумом Евразийской экономической комиссии еще в 2015 году. Возможно, в 2018-2019 годах он наконец вступит в силу.

Базовый принцип этого договора – пенсия гражданина страны ЕАЭС будет формироваться с учетом пенсионных взносов во всех странах Союза.

К примеру, гражданин Кыргызстана проработал 8 лет в своей стране (и платил взносы в пенсионный фонд КР), после этого, в соответствии с принципом свободного передвижения трудовых ресурсов, переехал в Россию, работал официального, и за него делали пенсионные взносы в ПФР в течение 9 лет. После достижения пенсионного возраста указанный гражданин будет получать пенсию, состоящую из киргизской и российской частей.

Барабанер объяснил, почему Эстонии необходима пенсионная реформа >>

Такой принцип уже действует для граждан России и Беларуси в рамках Союзного государства. Но в случае принятия договора в рамках ЕАЭС граждане Беларуси (к примеру) смогут официально трудиться не только в России, но и в Армении, Казахстане – и быть уверенными в социальных гарантиях при достижении пенсионного возраста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://ee.sputniknews.ru/columnists/20180608/11072495/rossijskije-pensii-strany-SSSR-baltija.html

Императив
Добавить комментарий