Кодекс чести судьи рф

Сравнительная характеристика кодекса чести судей 1993 года, кодекса судейской этики 2004 года, кодекса судейской этики 2012 года

Кодекс чести судьи рф

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Факультет подготовки специалистов для судебной системы

Эссе на тему

Сравнительная характеристика кодекса чести судей 1993 года, кодекса судейской этики 2004 года, кодекса судейской этики 2012 года

Выполнила

студентка 202 группы ЮБЮо-13

Иванова Юлия Викторовна

Иркутск 2015

Судья – одна из древнейших профессий в мире. Раньше, должность судьи занимали высокопоставленные люди: князья, бояре и т.п. С древних времен судья судил добросовестно и по справедливости и сейчас судья должны со всей ответственностью подходить к своей работе, ведь на их совести судьбы людей.

Первые упоминания о судах относятся к временам Киевской Руси, когда суд над преступниками вершил не кто иной, как Князь. Первым попытку отделить судопроизводство от администрации предпринял Петр I. В 1713 году в губерниях ввели должность судьи. Правда, назывался он на иностранный манер – ландрихтер. Были созданы военный Суд, духовный Суд.

Основы, знакомого нам судопроизводства, были введены судебной реформой 1864 года.

Главной задачей моего эссе будет сравнить три кодекса, а именно: Кодекс чести судьи от 21 октября 1993 г., Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 г., Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г., найти различия и схожесть между ними.

Во всех Кодексах оговаривается общие требования, предъявляемые судье, так как авторитет судьи и его поступки, даже мелкие правонарушения (нарушение дорожных прав), стоят его карьеры и должности которую он занимает. Например, в Кодексе от 1993 г. ст. 1 п.

3 “Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц”, в Кодексе 2012 г. ст. 4 п.

3 “Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо”. В Кодексе 1993г. и 2004г. это требование практически идентично.

В трех кодексах есть глава (в кодексе 1993г. статья), где указывается принципы и правила профессионального поведения судей. Первый принцип- принцип независимости. Для того чтобы судить честно и по справедливости судья должен сам принимать верные решения, независимо ни от кого. Независимость является условием беспристрастности и основной гарантией справедливого судебного разбирательства.

Например, кодекс 2004г. ст.4 п.3 “Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений”. Второй принцип- принцип объективности и беспристрастности.

Этот принцип гарантирует что суд вынесет свое решение, невзирая на национальность, религию, расу, гендерную принадлежность (ели это не предусмотрено Законом), “не допуская влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых”. Например, в кодексе 2012г. в ст.9 п.

4 написан перечень ситуаций с родственниками и близкими людьми в случаях, где судья должен отказаться от рассмотрения дела чтобы избежать конфликтов и для того, чтобы не дать сомневаться в беспристрастности суда. Следующий принцип- принцип равенства. Не менее важный принцип, который обеспечивает справедливое и беспристрастное решение суда.

Судья должен одинаково вежливо относится в сторонам конфликта, например, кодекс 2012г. ст. 10 п.

6 “Судья должен исполнять свои профессиональные обязанности без какого-либо предпочтения и без действительной либо видимой предвзятости, дискриминации, обеспечивая необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, обеспечивая справедливое рассмотрение дела в разумный срок”.

Следующая, это взаимоотношение со средствами массовой информации. Судья должен с пониманием относится к СМИ и оказывать им необходимое содействие, если это не мешает проведению судебного заседания. Кодекс 1993 г. ст. 2 п. 5 “Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей. Судья не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Судья не вправе публично вне рамок профессиональной деятельности подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и действия своих коллег”.

Очень большую роль играет внесудебная деятельность судьи, ведь как мы знаем, что у этой профессии есть свои ограничения и принципы.

Самое главное, судья не должен заниматься тем, что может как-то повредить репутации судьи и участвовать в мероприятиях, которые создадут судье препятствия для исполнения им своих профессиональных обязанностей. Также судья не может заниматься юридической и адвокатской практикой, но в кодексах за 1993 г. и 2004 г.

этого не указывается, лишь в кодексе 2012 г. ст. 16 п.1 “Судья не вправе заниматься адвокатской и иной юридической практикой, оказывать юридические услуги в период нахождения в должности судьи.

При этом судья вправе представлять самого себя, а также в случае законного представительства и других лиц в судебных органах, давать консультации и оказывать иную юридическую помощь членам своей семьи”.

В трех кодексах есть запрет на принадлежность судьи к политическим партиям и движениям, а так же поддерживать их материально или иными способами. Например, кодекс 1993 г. ст.3 п.5 “Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях”.

Свобода слова для судьи ни как не упоминается в кодексе за 1993 г., но уже есть в кодексе за 2004 г. ст. 9 “Особенности поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова”, так же в кодексе 2012 г. ст. 22 “Свобода выражения мнения”.

Судье не запрещалось выражать свое мнение, если это не вредило репутации судьи. “он должен проявлять сдержанность во всех случаях, когда авторитет суда и беспристрастность правосудия могут быть поставлены под сомнение.

Судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности”. суд этика кодекс власть

Ответственность за нарушение судейской этики прописано в кодексах за 1993 г. ст.4 и за 2004 г. гл.4. причина увольнения судьи служит: нарушение кодекса и нарушение которые могут причинить авторитету судебной власти и званию судьи, личности судьи вред и посеять смятение о беспристрастности и независимости судьи; в кодексе за 2012 год нет главы или статьи посвященной ответственности судьи.

Я проанализировала и сравнила три кодекса по судебной этики и выяснила, что кодекс стал намного объемней по содержанию, начиная с кодекса за 1993 г. который содержи лишь 4 статьи и заканчивая кодексом 2012г. где статей уже 24.

Судья очень ответственная и сложная профессия. От решения суда зависит – виновен человек или нет, он ссылается не на интуицию, а на факты “Если хочешь быть беспристрастным судьей, смотри не на обвинителя, а на самое дело”. Должен быть беспристрастным, независимым и в совершенстве знать свое дело.

Размещено на Allbest.ru

  • Органы, осуществляющие судебную деятельность, ее содержание. Конституционные и международные принципы судебной деятельности. Кодекс судебной этики как нравственная основа судейской деятельности, правовые последствия несоблюдения ее нравственных основ.курсовая работа [81,8 K], добавлен 25.12.2013

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65635b3bc79b4d53a88521206c27_0.html

§ 2. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения

Кодекс чести судьи рф

Одним из реальных плодов российской судебной'реформы стало принятие нравственного кодекса представителей судеб­ной власти. Совет судей РФ 21 октября 1993 г. принял доку­мент, который называется «Кодекс чести судьи Российской Федерации »2. Это Кодекс профессиональной судейской этики имеющий своеобразную природу.

Принят он после его обсуж­дения судьями и органами судейского сообщества. Кодекс опи­рается на закон, так как конкретизирует и развивает требова­ния к судье содержащиеся в Законе о статусе судей в Россий­ской Легации Но, кроме того, он содержит положения чисто нравственного свойства и регулирует нршстоадс.

дея­тельность судьи как при исполнении профессиональных функций так и во внеслужебной деятельности.

Кодекс акцентирует внимание именно на чести судьи. Он исходит из признания особого отношения к судье со стороны обществам отношения судьи к самому себе, в котором моральности связана с общественным положением человека] представляющего судебную власть, достоинством людей

Достав дискуссионный вопрос о пределах действия пра- ВилДпессиональной этики решен в Кодексечес™.судьи рпплнеопоеделенно: он «устанавливает правила поведеній су- ьГв профессионьной и внеслужебной деятельности. Более тоготребования Кодекса обязательны также для.судей находа- щихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлеж

НОТодКекГч1ГсуТи°и~Уиз признания высоко™ автори- тетд нравственных” норм, их обязательности нарядусправовь- ми нормами Судьи обязаны руководствоваться общеприняты­ми нормами нравственности и правилами поведения «наряду с Конститией и другими законодательными актами, Деиствую- шГмиТтерритории Российской Федерации. В этой формуле находит свое отражение неразрывная связь права и нравствен “”дарующих жизнь и деятельность людей юридической чести

судьи опирается на идею единственных норм, действующих в обществе, отсутствия особой нравственности

лля тех или иных профессии.

Судом обязаны соблюдать общепринятые нормы нравственно-

социальное значение соблюдения

нравственных норм судьями. Оно должно

врпжлению в обществе уверенности в справедливости, и независимости суда». Судья все-

что может умалить авторитет судебной власти. Он не вправе. Престиж своей профессии в угоду личньш интересам или интересам других лиц. Таким образом высоко нравственная деятельность судьи и его положительные качества рассматриваются как необходимые условия и предпосылки доверия>бщества к судебной власти, веры в ее

справедливость. Но, к сожалению, в Кодексе прямо не сказано что они необходимы в первую очередь для справедливого пра­восудия.

А именно справедливость суда и судей главным обра­зом обеспечивает и авторитет судебной власти, и престиж су­дей, и их репутацию в качестве объективных и беспристраст­ных служителей закона.

Трудно говорить о добродетелях судей тогда, когда они творят несправедливость.

К судье Кодекс предъявляет повышенные требования в час­ти заботы о своем достоинстве и чести.

Судья «в любой ситуа­ции» должен сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репута­ции и поставить под сомнение его объективность и независи­мость при бсуществлении правосудия.

Сохранение личного достоинства в процессе исполнения профессиональных функ­ции и за его пределами – обязанность судьи. Естественно это предполагает и уважение достоинства других лиц, недопусти­мость их унижения в любых ситуациях.

Кодекс чести судьи Российской Федерации исходит из при­оритетного значения в жизни судьи деятельности по осуществ­лению правосудия над всеми иными занятиями.

Нравственная сторона этого положения состоит, в частности, в том, что объ- • ектом профессиональной деятельности судьи являются другой человек, другие люди, судьбы которых, права, свободы и доброе имя находятся «в руках судьи».

Судья, посвятивший себя делу правосудия, наделенный ответственными полномочиями со­средоточивает свои нравственные и душевные силы на глав­ном — служении правде, справедливости. Все другие его заня­тия (вне сферы личной жизни) имеют второстепенное значение Общественная деятельность, творчество, решение хозяйствен­ных вопросов и прочие виды занятий для судьи второстепенны

Кодекс содержит ряд правил нравственного характера, отно­сящихся к профессиональной деятельности судьи. Они опреде­ляют в известной степени ее нравственное содержание.

Воспроизводя требование закона о беспристрастности суда Кодекс обязывает судью быть беспристрастным, не допуская влияния на свою профессиональную деятельность «кого бы то ни было в том числе своих родственников, друзей и знакомых» к, СТ' Предостережение против возможного влияния этих субъектов в данном случае уместно, хотя в обыденной жизни судьи могут оказаться под сильнейшим воздействием как раз «посторонних» людей и структур. Но весьма важна основная мысль – нравственная обязанность не только не поддаваться

влиянию со стороны кого бы то ни было, но и не допускать та­кого влияния на деятельность судьи при осуществлении право­судия и выполнении других профессиональных функций.

О беспристрастности судьи при принятии решений также идет речь и в требовании к судье не быть приверженным одной

из сторон в деле.

Судья должен быть свободным от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности. Речь здесь идет, конечно, не о том, что судья избавлен объективно от воздействия общественного мнения, что вообще невозмож­но, или же от критики.

Свобода судьи означает здесь его внут­реннее состояние, способность противостоять «общественному мнению», не бояться возможной критики, если они противоре­чат представлениям судьи, о законном и справедливом разреше­нии конкретного дела, совести судьи.

Поддержание своей квалификации на высоком уровне Ко­декс чести рассматривает как нравственную Обязанность судьи. Судья, ее не выполняющий, становится некомпетентным.

Судья должен добросовестно исполнять свои профессио­нальные обязанности, т. е. быть старательным, организованным, ответственным, преданным своему делу, настойчиво выполнять свой социальный долг.

К этому общему требованию добросове­стности Кодекс присоединил и обязанность судьи «принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов», что правильно по существу, но несколько отступа­ет по тональности от общего уровня этого документа.

Кодекс чести судьи уделяет внимание необходимости обес- ' печить высокую культуру общения со стороны представителей судебной власти. Судья должен проявлять терпение, вежли­вость, тактичность и уважение к участникам судебного разби­рательства и другим лицам, с которыми он общается при ис­полнении служебных обязанностей. Этого же судья должен тре­бовать от работников аппарата суда.

В Кодексе чести судьи Российской Федерации как офици­альном документе по сути впервые говорится о профессиональ­ной тайне судьи. Судья обязан хранить профессиональную тай­ну в отношений информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей. Судья действует в гласном суде. Требова­ние гласности — одна из основ демократического правосудия.

Но тем не менее у судей, рассматривающих дела в присутствии публики, за пределами зала суда могут быть свои профессио­нальные секреты, охрана которых необходима как раз для бес­пристрастного правосудия и защиты интересов тех, кого затра­гивает деятельность суда.

Это информация о прохождении уго­ловных дел и распределении обязанностей между судьями, о трудностях в решении правовых и организационных вопросов в связи с тем или иным делом и т. п. Кроме того, судья при про­изводстве по делу может стать обладателем государственной, военной, коммерческой тайны, сведений, составляющих вра­чебную .

тайну или касающихся интимной жизни тех или иных лиц. Гласность судопроизводства не освобождает судью от обя­занности не разглашать такого рода информацию.

Судьям запрещается делать публичные заявления, коммента­рии j выступа .в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним.

Основное назначение такого запрета обусловлено тем обстоя­тельством, что свое мнение по делу, находящемуся в его произ­водстве, судья в соответствии с законом формулирует офици­ально в решениях', принимаемых по делу.

Если судьялринял ре­шение единочно, то до вступления решения в законную силу не только рискованно рекламировать его справедливость (оно может быть отменено вышестоящим судом), но и неэтично.

О законности, обоснованности и справедливости решения су­дьи дано судить другим, уполномоченным на то законом людям. Если же решение принималось коллегией судей и судья не согла­сен со своими коллегами, то тем более нельзя выносить свое не­согласие на «суд общественного мнения». Надо учитывать также положения закона (ст.

10 Закона о статусе судей в Российской Федерации), освобождающего судью от обязанности давать ка- кие-либо объяснения по существу рассмотренных или находя­щихся в производстве дел. Они ориентируют судью и на то, что­бы он по своей инициативе не выступал с такими объяснениями, тем более публично, в прессе и т. д.

Думается, что закон ориенти­рует судей на то, чтобы они воздерживались комментировать собственные решения и после их вступления в силу.

Кодекс чести судьи запрещает действия, нарушающие кор­поративную солидарность судей.

Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомне­нию постановления судов, вступившие в законную силу, и дей­ствия своих коллег.

Подобные действия могут подорвать авто­ритет судебных решений и отрицательно сказываются на репу­тации самого судьи, который поступает «не по-товарищески».

В'общении с

Источник: https://all-sci.net/yuridicheskaya-etika_955/kodeks-chesti-sudi-rossiyskoy-federatsii-164296.html

Нравственные начала в деятельности судьи. Кодекс чести судьи

Кодекс чести судьи рф

«Суд, как необходимый в государстве орган правосудия, может достигнуть истинного своего назначения в том только случае, если он пользуется общим в государстве доверием: это доверие необходимо, как самая твердая опора правительства, как основное условие общего в государстве спокойствия».

Независимая и достойная уважения судебная власть является жизненно важным условием справедливого общества. Поэтому с самого начала проводимой ныне судебной реформы встал вопрос о повышении нравственных начал в судебной деятельности.

Судейский статус предопределяет такую линию служебного и внеслужебного поведения, которая позволяла бы любому гражданину сказать, что этот судья настоящий профессионал и ему можно доверить рассмотрение любого дела.

С приобретением высокого статуса судьи, дающего ему уникальное право отправлять правосудие, на судью возлагаются и огромные обязанности. В ч.2 ст.

3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» указано, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Первый Кодекс чести судьи Российской Федерации, одобренный II Всероссийским съездом судей и принятый Советом судей России 21 октября 1993 года, сформулировал основные правила поведения судьи, как на службе, так вне ее, обязательные для каждого судьи Российской Федерации в независимости от занимаемой должности, а также судей находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежности к судейскому сообществу. 2 декабря 2004 года VI Всероссийский съезд судей РФ утвердил Кодекс судейской этики (Кодекс чести судьи от 21 октября 1993 г утратил силу). Кодекс судейской этики – ведомственный документ, выражающий волю судейского сообщества России и являющийся сводом правил, принятых судейским сообществом, призван играть роль регулятора нравственного поведения судей.

В Кодексе судейской этики содержатся этические требования, предъявляемые к судье, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности. Кодекс чести предусматривает основания и порядок привлечения судей к ответственности (ст.4).

В частности, за совершение должностного или иного проступка судья несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, а за совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи, умалившего авторитет судебной власти, полномочия судьи могут быть прекращены квалификационной коллегией судей на основании п.п. 9 п. 1 ст.

14 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

В примечании к Кодексу чести судьи дается понятие и определение понятия проступка, умаляющего честь и достоинство судьи: «проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи». Это определение является критерием при оценке профессиональной и внеслужебной деятельности судей и поэтому применяется квалификационными коллегиями судей в работе.

Международными нормами права цель статуса судьи определена как обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена зашита его прав (ст. 1.1 Европейской хартии о законе о статусе судей). Статус судьи исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности.

С самого момента вступления в должность судьи гражданин пересекает границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение своей жизни. Права и обязанности судьи определяют его особое положение и в обществе как гражданина. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности.

Судья должен избегать личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство, должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей.

Судья не имеет права представлять какие бы то ни было государственные или общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные, иные предприятия, учреждения и организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы (п.3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г.

N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации”).

С точки зрения возложенных на него обязанностей судья с момента назначения на должность находится в зоне особых требований, о чем он постоянно должен помнить.

Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Нравственные начала судебной деятельности были заложены еще в религиозных источниках. Так в Библии сказано: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды.

И бедному не потворствуй в тяжбе его… Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся от неправды, и не умерщвляй невинного и правого; ибо Я не оправдаю беззаконника.

Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих» (Исход.23,2-9).

Соборное Уложение 1649 года постановляло «…судьям …своим вымыслом в судных делах по дружбе и по недружбе ничего не прибавляти или убавляти, и ни в чем другу недружить, а недругу не мстить, и ни кому ни в чем ни для чего не норовить…»(ст. 1 главы X «О суде»).

История российского уголовного процесса свидетельствует, что действующие в конце XIX столетия судебные уставы – Устав уголовного судопроизводства, Учреждения судебных уставов, Устав о службе гражданской – четко определяли обязанности, относящиеся к отправлению судебной деятельности. Это равным образом относилось как к соблюдению правил судопроизводства, так и поддержанию внешнего достоинства власти.

И.Я. Фойницкий так разграничивал круг этих обязанностей: «Обязанности, к отправлению судебной деятельности относящиеся, суть формальные и материальные.

Первые состоят в точном соблюдении правил делопроизводства, порядок судебной деятельности определяющих; нарушением их является медленность и вообще уклонение от исполнения законных обязанностей… Материальные обязанности состоят в доставлении правосудия населению; их нарушением является неправосудие, превышение власти и отказ в правосудии. Поддержание внешнего достоинства судебной власти равным образом входит в круг весьма важных судебных обязанностей должностных лиц судебного ведомства. Они нарушаются таким их поведением, которое может ронять авторитет власти как в сфере служебных отношений, так и вне их». К первой категории он относил нарушение долга подчиненности, неисполнение законных распоряжений высших властей, злоупотребление властью относительно подчиненных, нарушение «благочиния в заседании». Ко второй – все поступки, умаляющие достоинство власти и возбуждающие к ней презрение и недоверие. Судья должен тщательно воздерживаться от дачи советов сторонам; он должен отклонять от себя всякие рекомендации, составление или участие в составлении записок по делу, избегать близких отношений с участвующими в делах судебных и воздерживаться от заявления своих мнений о них до судебного разбирательства. Судья обязан «воздерживаться от занятий, несовместимых с судебной службой, и даже в частной жизни лица судебного ведомства более, чем все другие, должны сообразовываться с правилами приличия, благоповедения и доброй нравственности».

Таким образом, мнение Александра II, высказанное им при утверждении актов судебных реформ в указе Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года, «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равны для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего» актуально и для современного государства.

https://www.youtube.com/watch?v=4FOyOoNrVV0

Кроме имущественного, служебного и образовательного ценза в России в XIX веке существовали и иные ограничения, Так, для ограждения судебного ведомства от лиц, небезупречных в нравственном отношении, при составлении проекта Учреждения судебных мест (1863 г.

) было признано необходимым запретить поступление на судебные должности «лицам, подвергшимся за преступления заключению в тюрьме или иному, более строгому наказанию». Притом, в этом случае неспособность к занятию судейских должностей являлась бессрочной.

Действующее российское законодательство устанавливает, что судьей может быть лицо, не имеющее или не имевшее судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям.

Проверка достоверности сведений, подаваемых кандидатом в судьи, организуется квалификационной комиссией. При этом квалификационная коллегия судей вправе проверить достоверность представленных ей документов и сведений.

В последние годы не снижается число случаев привлечения судей к дисциплинарной ответственности за совершение поступков, несовместимых с высоким званием судьи. Ежегодно около 70 судей лишаются статуса судьи, примерно на 300 судей в год налагается дисциплинарное взыскание в виде предупреждения.

Квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации за четыре года досрочно прекращены полномочия 279 судей и руководителей судов, наложены дисциплинарные взыскания в виде предупреждения в отношении 1219 судей. Высшей квалификационной коллегией судей принято таких решений соответственно 7 и 9.

Ежегодно увеличивается количество решений о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей, к примеру, если в 2005 году их было 11, то в 2007 – уже 22.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 12.1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” за совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи.

Автор согласен с предложением председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации В.В. Кузнецова включить в арсенал средств воздействия на судью такие меры как замечание, предшествующее предупреждению, и выговор как меру, предшествующую досрочному прекращению полномочий.

Такое дополнение позволило бы более точно соотнести тяжесть проступка с мерой ответственности и тем самым добиться большего превентивного эффекта.

В июле 2007 года полномочия по осуществлению уголовного преследования судей переданы от Генерального прокурора к его первому заместителю – Председателю Следственного комитета, что является нарушением норм Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», которыми запрещено издавать законы и иные нормативные правовые акты, умаляющие независимость судей и снижающие статус судьи.

Задачей судейского сообщества на современном этапе является «принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи». Из изложенного видно, что нравственные начала судебной деятельности остаются неизменными на протяжении не только веков, но и тысячелетий.

Источник: https://studbooks.net/1063472/pravo/nravstvennye_nachala_deyatelnosti_sudi_kodeks_chesti_sudi

18. Кодекс судейской этики

Кодекс чести судьи рф

Советсудей Российской Федерации 21 октября1993 года принял документ, которыйназывается Кодекс чести судьи Рос­сийскойФедерации

Кодексакцентирует внимание именно на честисудьи. Он исходит из признания особогоотношения к судье со стороны обществаи отношения судьи к самому себе, в котороммораль­ная ценность личности связанас общественным положением человека,представляющего судебную власть,достоинством людей этой профессии.

Кодексчести судьи Российской Федерации исходитиз при­знания высокого авторитетанравственных норм, их обязатель­ностинаряду с правовыми нормами.

Судьи обязаныруково­дствоваться общепринятыминормами нравственности и прави­ламиповедения “наряду с Конституцией идругими законода­тельными актами,действующими на территории РоссийскойФедерации”.

В этой формуле находитсвое отражение нераз­рывная связьправа и нравственности, регулирующихжизнь и деятельность людей юридическойпрофессии.

https://www.youtube.com/watch?v=pQHwSVjGs34

Кодекс чести судьиопирается на идею единства нравст­венныхнорм, действующих в обществе, отсутствияособой нрав­ственности для тех илииных профессий.

Кодекссодержит ряд правил нравственногохарактера, от­носящихся к профессиональнойдеятельности судьи. Они опре­деляютв известной степени ее нравственноесодержание

Кодекс характеризуетсоциальное значение соблюдениянравственных норм судьями. Оно должно”способствовать ут­верждению вобществе уверенности в справедливости,беспри­страстности и независимостисуда”. Судья должен избегать всего,что может умалить авторитет судебнойвласти.

Он не вправе причинять ущербпрестижу своей профессии в угоду личныминтересам или интересам других лиц.

Таким образом, высоко­нравственнаядеятельность судьи и его положительныеморальные качества рассматриваютсякак необходимые условия и пред­посылкидоверия общества к судебной власти,веры в ее спра­ведливость.

К судье Кодекспредъявляет повышенные требования вчасти заботы о своем достоинстве ичести.

Судья “в любой си­туации”должен сохранять личное достоинство,заботиться о своей чести, избегатьвсего, что могло бы причинить ущербре­путации и поставить под сомнениеего объективность и незави­симостьпри осуществлении правосудия. Сохранениеличного достоинства в процессе исполненияпрофессиональных функ­ций и за егопределами — обязанность судьи.

Воспроизводятребование закона о беспристрастностисуда, Кодекс обязывает судью бытьбеспристрастным, не допуская влиянияна свою профессиональную деятельность”кого бы то ни было, в том числе своихродственников, друзей и знакомых”(ч. 1 ст. 2).

Предостережение противвозможного влияния этих субъектов вданном случае уместно, хотя в обыденнойжизни судьи могут оказаться под сильнейшимвоздействием как раз посторонних”людей и структур.

Но весьма важна основнаямысль — нравственная обязанность нетолько не поддаваться влиянию со стороныкого бы то ни было, но и не допускатьтакого влияния на деятельность судьипри осуществлении пра­восудия ивыполнении других профессиональныхфункций.

Судьядолжен быть свободным от влиянияобщественного мнения, от опасений передкритикой его деятельности

Судьядолжен добросовестно исполнять своипрофессио­нальные обязанности, тоесть быть старательным, организован­ным,ответственным, преданным своему делу,настойчиво вы­полнять свой социальныйдолг.

Кодексчести судьи уделяет внимание необходимостиобес­печить высокую культуру общениясо стороны представителей судебнойвласти. Судья должен проявлять терпение,вежли­вость, тактичность и уважениек участникам судебного разби­рательстваи другим лицам, с которыми он общаетсяпри ис­полнении служебных обязанностей.Этого же судья должен тре­бовать отработников аппарата суда.

Судьяобязан хранить профессиональную тайнув отношении информации, полученной входе исполне­ния своих обязанностей.Судья действует в гласном суде. Прин­ципгласности — одна из основ демократическогоправосудия.

Крометого, судья при производст­ве по делуможет стать обладателем государственной,военной, коммерческой тайны, сведений,составляющих врачебную тай­ну иликасающихся интимной жизни тех или иныхлиц. Глас­ность судопроизводства неосвобождает судью от обязанности неразглашать такого рода информацию.

Судьямзапрещается делать публичные заявления,коммен­тарии, выступать в прессе поделам, находящимся в производст­весуда до вступления в силу постановлений,принятых по ним.

Основное назначениетакого запрета обусловлено темобстоятель­ством, что свое мнение поделу, находящемуся в его производст­ве,судья в соответствии с законом формулируетофициально в решениях, принимаемых поделу.

Если судья принял решение единолично,то до вступления решения в законнуюсилу не толь­ко рискованно рекламироватьего справедливость (оно может бытьотменено вышестоящим судом), но инеэтично.

Кодексчести судьи запрещает действия, нарушающиекор­поративную солидарность судей.Судья не вправе публично, вне рамокпрофессиональной деятельности, подвергатьсомнению постановления судов, вступившиев законную силу, и действия своих коллег.Подобные действия могут подорватьавторитет судебных решений и отрицательносказываются на репутации самого судьи,который поступает “не по-товарищески”

Внеслужебнаядеятельность судьи не должна вызыватьсомнений в его объективности, справедливостии неподкупно­сти.

Участие судьи вобщественной деятельности возможно,если она не наносит ущерба авторитетусуда и надлежащему испол­нению судьейсвоих профессиональных обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=qENUtvAgeg8

Судья не вправе принадлежать к политическимпартиям и движениям, поддерживать ихматериально или иным способом, а такжепублично выражать свои политическиевзгляды, участвовать в шествиях идемонстрациях политического характераили в дру­гих политических акциях.

Кодекс запрещаетсудье личные, финансовые и деловыесвязи, которые могут отрицательносказаться на его репутации и профессиональнойдеятельности.

Кодексчести судьи обязывает судью “избегатьлюбых лич­ных связей, которые могутпричинить ущерб репутации, затро­нутьего честь и достоинство”.ф

Источник: https://studfiles.net/preview/6171534/page:11/

СМИ

Кодекс чести судьи рф
От Кодекса чести к Кодексу этики

В.Н. Ткачев, председатель Ростовского областного суда,член Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, член Президиума Совета судей РФ,

Заслуженный юрист РФ>

Проблемы статуса судей и, в частности, судейской этики в настоящее время имеют особую актуальность.Эти проблемы актуальны не только для России. Международное сообщество уделяет им не меньшее внимание. Об этом можно судить хотя бы по основным международным правовым актам последних лет.В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН одобряет “Основные принципы независимости судебных органов”.

В 1993 году Европейская Ассоциация судей принимает “Статус европейского судьи”.В 1994 году Комитет министров государств-членов Совета Европы принимает рекомендацию № R (94) 12 по независимости, эффективности и роли судей.

В 1998 году участниками многостороннего семинара по закону о статусе судей в Европе, организованного Советом Европы 8-10 июля, принимается “Европейская хартия о статусе судей”.В 2002 году в Гааге Правозащитной группой принимается Кодекс поведения судей (Бангалорский проект).

В 2001-2003 годах над проблемами выработки и формулирования этических принципов и правил для судей активно работал Консультативный Совет европейских судей.Однако при всей важности международного внимания к проблемам судейской этики считаю, что судейская этика по существу является все-таки национальным делом.

Общие требования, предъявляемые к судейской этике и регулируемые упомянутыми международными документами, должны дополняться и дополняются особенными детальными требованиями, которые обусловлены национальными факторами и оценками.

Исторический опыт того или иного народа, его менталитет безусловно приводят к тому, что та или иная обязанность, налагаемая на судью, подчеркивается и конкретизируется в одном государстве сильнее, чем в другом.Этика судьи не является для России, чем-то новым, необычным, внесенным в наше общество западными ветрами перемен в последнее десятилетие.

Вопросы профессиональной этики судьи со времени судебной реформы 1864 года постоянно привлекали внимание отечественных правоведов, философов и социологов.Прежде всего, в этой связи отмечу вдохновителей и творцов судебной реформы С.И. Зарудного, Д.А. Равинского, Н.А. Буцковского. Ведущие юристы России конца XIX – начала XX веков А.Ф. Кони, И.Я. Фойницкий, М.С.

Строгович неоднократно обращались к проблемам судебной этики. Заметный вклад в развитие данной темы внесли также современные ученые – юристы Бойков А.Д., Букреев В.И., Закомлистов А.Ф., Кобликов А.С., Кокарев Л.Д., Котов В.П., Лукашева Е.А., Москалькова Т.Н., Радутная Н.В., Римская И.Н.

Первые кодифицированные правила судебной этики были сформированы в России Законом от 20 мая 1885 года, и они были включены в Уголовный кодекс. В отличие от наполеоновского Закона 1810 года “Об организации судоустройства и отправления правосудия”,который восприняли многие государства континентальной Европы, российский закон положил начало новой модели деятельности судьи.

(Наполеоновская модель в организационном плане характеризуется высокой степенью подчинения судейского корпуса политической власти.) Российским Законом 1885 года были впервые объявлены недостойными звания судьи все предосудительные и несогласные с нравственностью поступки.

Нравственные условия, указанные в Законе, слагались из нравственных качеств личности, необходимых для поступления на судебную службу и исполнения судебной должности.Основной вехой в развитии судейской этики в современной России стало принятие 24 октября 1991 года концепции судебной реформы, провозгласившей создание независимой и влиятельной судейской корпорации.

(Предшествующий Закон СССР от 4 августа 1989 года “О статусе судей в СССР” при всей важности самого факта его принятия носил явно декларативный характер и не имел решающего значения в становлении независимого судейского корпуса в нашем государстве.

)21 октября 1993 года Советом судей Российской Федерации был принят одобренный II Всероссийским съездом судей Кодекс чести судьи Российской Федерации. Кодекс чести наряду с Законом Российской Федерации от 1992 года “О статусе судей в Российской Федерации” коренными образом изменили ситуацию в российской судейской корпорации.

При этом, если Закон “О статусе судей” определил правовой статус, то Кодекс чести определил нравственный статус российских судей.

https://www.youtube.com/watch?v=GV6OvxgfzWw

Вобрав в себя многие положения профессиональной этики судей в государствах с развитыми правовыми системами, Кодекс чести, вместе с тем, учел национальную специфику, отечественные общественно-политические реалии развития независимой судебной власти в начале 90-х годов.

Прошедшие годы показали, что он стал одним из основных нормативных актов, определяющих статус российских судей и правила их поведения в профессиональной и во внеслужебной деятельности.Практическая ценность Кодекса чести неоднократно подтверждалась при его применении советами судей и квалификационными коллегиями судей России.

Какова же была необходимость принимать Кодекс судейской этики?Прежде всего, отмечу, что 10 лет активных преобразований судебной власти не могли не внести коррективы в действующее законодательство о статусе судей и в непосредственно связанный с этим законодательством Кодекс чести.

В 2001 году заметно активизировалась законодательная деятельность, связанная с нормативным регулированием статуса судей. Вступили в силу Федеральные законы “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” (17 декабря 2001 года) и “Об органах судейского сообщества” (19 марта 2002 года).

В связи с этим возникла необходимость привести в соответствие с новыми реалиями и Кодекс чести.Статья 12.1 (“Дисциплинарная ответственность судей”) Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” (в редакции от 15 декабря 2001 года) имеет ссылку не на Кодекс чести, а на Кодекс судейской этики.

Именно поэтому 26 июля 2002 года Президиум Совета судей Российской Федерации принял постановление о подготовке проекта Кодекса судейской этики. Новый кодекс нуждался в приведении в соответствие и с Конституцией Российской Федерации, которая была принята позже Кодекса чести. Следовало учесть также другие федеральные законы, регламентирующие схожие отношения.

В частности, нельзя было оставить без внимания утвержденные Указом Президента Российской Федерации 12 августа 2002 года “Общие принципы служебного поведения государственных служащих”.Помимо изменений законодательства вторым важным обстоятельством, обусловившим необходимость разработки нового кодекса, стала естественная эволюция правовых и моральных норм, которая в России последнего десятилетия происходила в наиболее активных формах.Третье обстоятельство заключалось в необходимости учета нового международного законодательства о статусе судей и судейской этики и опыта наших зарубежных коллег.Это важно потому, что полномочия, предоставляемые судье, подчинены действию не только национального, но и международного права, признанного в современных демократических обществах. Подготовка проекта Кодекса судейской этики была поручена комиссии Совета судей по вопросам совершенствования Закона “О статусе судей в Российской Федерации”.В работу над ним уже в июле 2002 года включились органы судейского сообщества практически всех субъектов Российской Федерации. Заметный вклад внесли руководители высших органов судейского сообщества России. Активное участие приняли многие российские судьи: одни из них разрабатывали собственные проекты, другие направляли в Совет судей свои предложения и поправки к действующему Кодексу чести.В журнале “Российская юстиция” была открыта рубрика “Этика судьи”. Проект кодекса неоднократно обсуждался на заседаниях Президиума Совета Судей РФ и комиссии Совета Судей по вопросам совершенствования Закона “О статусе судей”.В итоге проект стал результатом работы большого круга лиц, действительно заинтересованных в совершенствовании законодательства о статусе судей.Кодекс судейской этики структурно включает в себя четыре основные главы.

Первая глава содержит общие требования, предъявляемые к поведению судьи.

Статья 1 указывает на обязанность судьи руководствоваться не только Конституцией Российской Федерации и другими законами, но и общепринятыми нормами морали и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики.

Это положение исходит из российского Закона от 20 мая 1885 года, а в редакции, изложенной в проекте, было закреплено в Кодексе чести судьи Российской Федерации от 1993 года.

Статья 1 в целом ориентирована на создание у граждан образа судьи, осуществляющего правосудие в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями.

Статья 2 содержит общее требование относительно соотношения профессиональной деятельности судьи с иной его деятельностью, отмечает приоритетное значение исполнения судьей своих профессиональных обязанностей.

Совмещение судьей нескольких видов занятий может оказать существенное влияние на качество выполнения им своих профессиональных обязанностей, поэтому судья должен правильно определить приоритеты в своих занятиях.Положение статьи 2 развивается в статье 3 требованием поддержания авторитета судебной власти и высокого звания судьи.

Вторая глава кодекса определяет правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности.

Статья 4 содержит изложение общих обязанностей при осуществлении правосудия, а статьи 5,6 и 7 – ряд специальных норм. Так, статья 5 устанавливает правила поведения судьи при исполнении им служебных обязанностей, прямо не связанных с осуществлением правосудия.

Статья 6 определяет правила поведения судьи при отношениях с представителями средств массовой информации. Статья 7 указывает на обязанность судьи поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

Третья глава определяет правила поведения во внеслужебной деятельности.

Статья 8 содержит общие требования, а последующие статьи и 9 и 10 определяют особенные правила поведения, а именно: статья 9 – особенности поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова; статья 10 – особенности поведения судьи при осуществлении научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Четвертая глава посвящена вопросам ответственности судей за нарушение требований Кодекса судейской этики. Часть первая статьи 11 констатирует возможность понести ответственность в случаях нарушения не только норм Закона “О статусе судей”, но и положений Кодекса судейской этики. Часть вторая статьи 11 содержит общие формулировки относительно обстоятельств, которые подлежат учету при решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи.Несмотря на отдельные возражения против включения в Кодекс судейской этики статей об ответственности судей, высказанные в ходе обсуждения проекта, Съезд судей признал обоснованным наличие соответствующих положений в Кодексе судейской этики, как это имело место и в Кодексе чести.

Глава пятая определяет пределы действия “Кодекса судейской этики” и порядок вступления его в силу.

Источник: http://www.vkks.ru/publication/217/

Императив
Добавить комментарий