Какие работадатели должны сдавать отчеты в службу занятости

Отчеты в центр занятости о вакансиях, о высвобождении и принятии работников в 2019 году

Какие работадатели должны сдавать отчеты в службу занятости

Напомню, что законодательство требует от работодателя предоставления в центр занятости следующей информации:

  • о наличии вакансий;
  • о запланированном высвобождении работников;
  • о принятых работниках.

Однако до настоящего времени нет отдельных подзаконных нормативно-правовых актов для исполнения этой нормы по новому закону. Но, согласно п.

5 Заключительных и переходных положений Закона «О занятости населения»: «До приведения законодательства Украины в соответствие с Законом «О занятости населения» законы и другие нормативно-правовые акты следует применять в части, не противоречащей настоящему Закону». То есть, нужно подавать отчетность, по старым формам, а именно:

  • № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий»;
  • № 4-ПН (плановая) «Отчет о запланированном высвобождении работников»;
  • № 4-ПН (фактическая) «Отчет о фактическом высвобождении работников;
  • № 5-ПН «Отчет о принятых сотрудниках».

Теперь, о каждом из этих отчетов подробней:

№ 3-ПН «Отчет о наличии вакансий». Данную форму отчетности составляют лишь при наличии вакансий. Сроков представления такой отчетности не установлено, но исходя из самого отчета, понятно, что дата его заполнения должна совпадать с датой возникновения вакансии.

Из личного опыта могу сказать, что с данным отчетом возникают некоторые сложности у работодателей. Так, работники центра занятости просят сдавать этот отчет хотя бы за день до того, как вы приняли на работу сотрудника, так как без вакансии принять человека вы не можете.

Но проблема в том, что когда вы подаете отчет по форме 3-ПН, вас автоматически вносят в базу центра занятости и в течение 30-ти дней вам изо дня в день звонят люди и спрашивают о вакансиях, которые вы предоставили центру занятости, несмотря на то, что вы уже подали отчет о принятых сотрудниках и фактически закрыли данные вакансии.

На мои вопросы в центр занятости специалисты не смогли внятно ответить, почему до сих пор вакансии открыты, пока я не обратилась к начальнику центра занятости.

Она сказала, что только по моей просьбе закроет данные вакансии, но это неправильно, и в дальнейшем посоветовала мне перед приемом на работу человека приехать с ним в центр занятости для того, чтобы его поставили на учет, а уже после этого ему дадут направление к нам на предприятие и вакансия автоматически закроется.

По моему мнению, таким образом, центр занятости пытается сделать себе план по трудоустройству безработных, а работодателю создает лишнюю головную боль.

№ 4-ПН (плановая) «Отчет о запланированном высвобождении работников» – его подают не позднее, чем за 2 месяца до высвобождения работников;

№ 4-ПН (фактическая) «Отчет о фактическом высвобождении работников» – подают в 10-дневный срок после высвобождения работников.

Согласно п. 4 ч. ст. 50 Закона «О занятости населения» работодатель обязан за два месяца до высвобождения работников подавать в центр занятости информацию о массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия.

Но в тоже время в ч. 1 ст. 48 Закона «О занятости населения» сказано, что массовым высвобождением по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации юридического лица) является однократное или в течение:

  1. одного месяца:
    • высвобождение 10 и более работников на предприятии с численностью от 20 до 100 работников;
    • высвобождение 10 и более процентов работников на предприятии с численностью от 101 до 300 сотрудников:
  2. трех месяцев – высвобождение 20 и более процентов работников на предприятии независимо от численности работников.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что с 1 января 2013 года работодатели должны подавать отчеты в центр занятости в случае, когда они увольняют сотрудников:

  1. по основаниям, указанным в п. 4 ч. ст. 50 Закона «О занятости населения», и в количестве, которое предусмотрено ч. 1 ст. 48 этого же Закона;
  2. в случае ликвидации предприятия (независимо от количества увольняемых сотрудников).

Если высвобождение сотрудников не подпадает под данные критерии, то работодатели имеют право не подавать данную форму отчетности.

По старому Закону «О занятости населения» № 803 работодатели должны были отчитываться о принятых работниках.

Новый Закон «О занятости населения» не содержит такой обязанности, однако, несмотря на это подавать такую ​​отчетность в 2013 году все же придется, так как это требование прописано в  пп. 2 п. 2 ст.

35 Закона «О страховании от безработицы». Для реализации этой нормы утверждена форма № 5-ПН “Отчет о принятых работниках”.

Подавать сведенья о принятых работниках нужно не позднее 10 календарных дней со дня приема сотрудника на работу (первого рабочего дня работника). Если последний день этого срока придется на выходной, праздничный или другой нерабочий день, днем ​​окончания срока подачи отчета будет первый за ним рабочий день.

Также в абз. 3 пп. 2 ч. 2 ст. 35 Закона «О страховании от безработицы» предусмотрено, что с 2013 года работодатели обязаны подавать в центры занятости сведения о размере заработной платы и использовании рабочего времени работников, но в связи с тем, что до сих пор не утвердили ни формы такой отчетности, ни порядка ее представления, данный отчет не подается.

Виды и размеры наказаний за несвоевременное представление или не предоставление отчетности зависят от того, какую именно форму отчетности работодатель не подал в центр занятости.

№ 3-ПН «Отчет о наличии вакансий» – ответственность не предусмотрена, так как, ни Закон «О занятости населения», ни другой нормативно-правовой акт не предусматривают применение финансовых или административных санкций к работодателю или должностным лицам, виновным в непредставлении отчетности;

№ 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников», № 4-ПН (факт) «Отчет о фактическом высвобождении работников» – предусмотрен штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения. В 2013 году – это 4588 гривен;

№ 5-ПН «Отчет о принятых работниках» – предусмотрен штраф в размере от 8 до 15 НМДГ, то есть от 136 до 255 гривен; если нарушение происходит повторно в течение года, то штраф увеличивается от 10 до 20 НМДГ, то есть от 170 до 340 гривен.

Таким образом, законодательством установлена ​​ответственность только за непредставление центрам занятости информации о приеме на работу работников и о запланированном и фактическом высвобождении работников. Представление информации о вакансиях хотя и предусмотрено ч. 4 ст. 20 Закона “О занятости населения”, но невыполнение этой обязанности никакой ответственности не влечет.

Также, хотелось бы, сделать акцент на том, какие льготы для работодателей предусматривает новый Закон «О занятости населения».

Во-первых: если работодатель в течение 12 календарных месяцев обеспечивал новые рабочие места, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно выплачивал им заработную плату в размере не менее трех минимальных заработных плат, то в течение следующего года ему, при условии сохранения уровня заработной платы, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере 50 % суммы начисленного единого взноса за соответствующее лицо за месяц, в  котором он оплачен. Однако в случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию.

Во-вторых: если работодатель берет на работу сотрудников, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда, или работников, которым предоставлен статус безработного, по направлению из центра занятости, сроком не менее чем на два года, то ему ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого социального взноса за соответствующее лицо за месяц, в котором он оплачен.

В-третьих: предусмотрено, что работодатель, который создает новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности и трудоустраивает на них безработных сроком не менее чем на два года, в течение первого года получит ежемесячную компенсацию в размере минимального страхового взноса.

Но хочу заметить, что в случае если вы приняли на работу сотрудника по направлению из центра занятости и уволили его по инициативе работодателя раньше чем через 2 года, государство потребует обратно всю сумму компенсации, поэтому следует быть осторожным при выборе сотрудника.

Государство принятием данного Закона «О занятости населения» пытается облегчить жизнь безработным, но как это будет выглядеть на практике, покажет время, а пока создается все больше головной боли и проблем для работодателей. Сдаются никому не нужные формы отчетности и при этом тратится бесценное время впустую.

Источник: https://www.prostobiz.ua/biznes/upravlenie_biznesom/stati/otchetnost_v_tsentr_zanyatosti_starye_formy_po_novomu_zakonu

Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости

Какие работадатели должны сдавать отчеты в службу занятости

Далеко не все работодатели знакомы со своими обязанностями перед службой занятости. А между тем необходимо предоставлять сведения о вакансиях, сокращениях и выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. Кроме того, совсем недавно у работодателей появилась обязанность сдавать ежеквартальный отчет в центр занятости о работниках предпенсионного возраста.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Закон №1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. Так, статья 25 Закона устанавливает, что работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

  • о вакантных должностях (ежемесячно);
  • о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
  • о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
  • о введении неполного рабочего дня/недели (в течение 3 дней);
  • о банкротстве/ликвидации организации (за 2 месяца);
  • о приостановке производства (в течение 3 дней);
  • о предпенсионерах (ежеквартально)

Отметим, что согласно Письму Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1, при установлении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется.

Отчет о кадровом составе в центр занятости подается в той форме, которая утверждена в вашем субъекте. Направляется она по почте или с помощью электронной/факсимильной связи. При этом конкретная дата отправления отчетов нигде не регламентирована, и ее следует уточнить в региональном отделении службы занятости.

За невыполнение этой обязанности статья 19.7 КоАП РФ предусматривает реальную ответственность — каждый непредоставленный доклад может обернуться штрафом:

  • для граждан — от 100 до 300 рублей;
  • для юридического лица — от 3000 до 5000 рублей;
  • для директора — от 300 до 500 рублей.

Все формы, упомянутые в материале, можно скачать в конце статьи.

Отчет о вакантных рабочих местах

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно. При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует.

Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор.

Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию о вакансиях следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которую можно найти в Приложении № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н. Помимо сведений о работодателе, в бланке нужно указать следующее:

  • наименование должности;
  • условия и характер работы;
  • размер заработной платы;
  • режим работы;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

После получения отчета ЦЗН может предложить кандидата, и в случае успешного прохождения им собеседования необходимо отправить в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если же ему было отказано в трудоустройстве, то в направлении ЦЗН нужно указать причину, которая должна быть связана с его профессиональными навыками (ст. 64 ТК РФ).

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99, согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Обязанность предоставлять доклад о работающих инвалидах возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек.

Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4 % от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьируется от 35 до 100 человек, квота не может превышать 3 % (ст.

21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников есть в штате компании, нужно подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке должны содержаться следующие сведения:

  • общее число сотрудников;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных мест для инвалидов;
  • информация о вакантных должностях для людей с ограниченными возможностями.

В случае если работодатель игнорирует свои обязанности по трудоустройству этой категории населения, то ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).

Отчет по охране труда в центр занятости

В соответствии с требованиями статей 212 и 216 ТК РФ, работодатели обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий.

В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости.

Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура может разниться, однако содержание носит однотипный характер и включает в себя следующие сведения:

  • о состоянии производственного травматизма за отчетный период;
  • о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;
  • о наличии службы по охране труда и об обучении работников;
  • о проведении специальной оценки условий труда;
  • об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • об общественном контроле охраны труда;
  • об обучении и инструктажах.

Также в бланке может содержаться информация о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть.

Периодичность отчетности также разнится от региона к региону и может быть либо ежегодной, либо ежеквартальной.

Требования по оформлению документа стандартные: отчет составляется на фирменном бланке организации, заверяется печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.

Отчет о предпенсионерах

Новый отчет в центр занятости с 1 октября 2019 года называется «Сведения об организации и численности работников организации, не являющихся пенсионерами». Форма отчета предложена в письме Роструда от 25.07.

2018 № 858-ПР (скачать и письмо, и форму можно ниже).

Подробно о том, как заполнить отчет, обязаны ли работодатели его сдавать, или это рекомендации, будет ли штраф за несдачу — мы написали в статье «До 15 октября 2019 года работодатели должны сдать новый отчет».

Форма отчета о предпенсионерах

Источник: https://ppt.ru/forms/centr-zanyatosti/otcheti

Отчет в службу занятости о численности сотрудников предпенсионного возраста — Центральный межрайонный ЦЗН

Какие работадатели должны сдавать отчеты в службу занятости

Отчет о численности сотрудников предпенсионного возраста составляйте ежеквартально. Срок сдачи — до 5 числа месяца, следующего за кварталом. Первый отчет нужно подать за девять месяцев 2018 года. 

Кто сдает

Кто обязан сдавать в службу занятости отчет о численности сотрудников предпенсионного возраста

Отчет сдают все работодатели, у которых работают или работали в отчетном периоде мужчины 1959-го и женщины 1964 года рождения, которые не являются пенсионерами.

Новый отчет службы занятости стали запрашивать по поручению Роструда (письмо Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР).

А Роструду поручение организовать ежеквартальный мониторинг сведений сотрудника предпенсионного возраста дало Правительство, чтобы проследить за работниками, которым скоро выходить на пенсию, и проверить, не нарушают ли работодатели их права (п. 3 раздела III протокола заседания Правительства от 14.06.2018 № 16).

Срок сдачи

В какой срок сдавать отчет о сотрудниках предпенсионного возраста

Сведения о численности сотрудников предпенсионного возраста сдавайте в службу занятости ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Поэтому первый отчет нужно заполнить по данным за девять месяцев 2018 года. Далее сведения подавайте за каждый квартал.

Единой даты, когда нужно подать отчет, нет. Роструд утвердил срок сдачи отчета о сотрудниках предпенсионного возраста только для самих центров занятости (письмо Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР).

Так, центры занятости должны ежеквартально представлять в Роструд сведения в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. А центры занятости каждого региона устанавливают крайнюю дату самостоятельно. Например, в центр занятости г.

 Пермь подать сведения нужно до 1 числа месяца после отчетного квартала. То есть первый отчет нужно подать до 1 октября 2018 года. А в центр занятости Осинского муниципального района Пермского края — до 4 числа. В Московской области установили срок до 5 октября 2018 года.

Такой же срок установили в Свердловской области (письмо департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 19.09.2018 № 21–01–82/5027).

Поэтому, когда будете сдавать отчет, ориентируйтесь на сроки, которые рекомендуют региональные центры занятости. Конкретный срок уточните в своем территориальном центре занятости.

Куда сдавать

Куда сдавать отчет о сотрудниках предпенсионного возраста

Готовый отчет подавайте лично в центр занятости по месту регистрации организации, по почте или на адрес электронной почты, который указал центр занятости.

Как заполнить

Как заполнить отчет о численности сотрудников предпенсионного возраста

Форма отчета приведена в письме Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР. В отчете указывайте только сотрудников, которые должны пойти на пенсию по старости в 2019 году, то есть мужчины 1959-го, женщины 1964 года рождения. Если в организации таких сотрудников нет, то отчет подавать не нужно.

Чтобы составить отчет, последовательно заполните все графы в нем.

В графах 1–3 укажите наименование организации, ее ИНН и КПП.

В отчете указывайте только численность сотрудников, которые должны пойти на пенсию по старости в 2019 году, то есть мужчин 1959-го и женщин 1964 года рождения. Так, в графах 4–6 пропишите численность таких сотрудников на 1 октября 2018 года, а в графах 7–9 — численность на дату, когда составили отчет.

В графе 10 укажите количество сотрудников из графы 7, которые продолжили работать в организации после обучения или перевода на другую должность.

В графах 11–16 укажите численность сотрудников, которые были уволены за отчетный период, в том числе отдельно по инициативе работодателя.

Готовый отчет подпишите у руководителя организации и проставьте дату, когда составили отчет. Также укажите Ф. И. О. и контактный телефон сотрудника, который заполнил отчет.

Вопрос из практики: кто обязан составлять отчет о численности сотрудников предпенсионного возраста: бухгалтер или кадровик

Обязанность составлять и подавать отчеты в службу занятости возложена на работодателя. В свою очередь руководитель организации вправе сам определить, какие именно структурное подразделение или конкретный сотрудник будкт заполнять и подавать отчет.

С учетом принятых в организации правил и формата сдачи отчетности обязанность заполнить отчет можно возложить на сотрудников:

  • кадровой службы. Это возможно, так как в отчетах подают сведения о сотрудниках и, чтобы заполнить их, специальных бухгалтерских данных не нужно;
  • бухгалтерии. Такой вариант подойдет, если вся отчетность в фонды традиционно идет через бухгалтерию и доступ к электронной отправке документов имеют только бухгалтеры.

Обязанность заполнять отчет закрепите в приказе либо положении о структурном подразделении и включите в должностные инструкции или трудовые договоры сотрудников, которые непосредственно будут заполнять отчеты и сдавать их в службу занятости.

Вопрос из практики: нужно ли указывать в отчете о численности сотрудников предпенсионного возраста работников-совместителей

Все работодатели сдают отчет в центр занятости о численности сотрудников — мужчин 1959 г. р., женщин 1964 г. р., которые не являются пенсионерами (письмо Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР).

При этом исключений насчет сотрудников-совместителей в письме нет. Поэтому в отчете указывайте численность всех сотрудников предпенсионного возраста, в том числе совместителей.

Вопрос из практики: нужно ли указывать в отчете о численности сотрудников предпенсионного возраста работников, которые выходят в 2019 году на пенсию досрочно

Все работодатели сдают отчет в центр занятости о численности сотрудников — мужчин 1959 г. р., женщин 1964 г. р., которые не являются пенсионерами (письмо Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР).

В отчете нет требования указывать сотрудников, которые родились в другие годы, но выходят в 2019 году на пенсию досрочно. Поэтому указывайте в отчете только численность сотрудников, которые должны пойти на пенсию по старости в 2019 году, то есть мужчин 1959 г. р., женщин 1964 г. р.

Сотрудников, которые имеют право на досрочную пенсию и выходят в 2019 году на пенсию досрочно, указывать не нужно.

Вопрос из практики: нужно ли указывать в отчете о численности сотрудников предпенсионного возраста работников, которые уже получают льготную пенсию

Все работодатели сдают отчет в центр занятости о численности сотрудников — мужчин 1959 г. р., женщин 1964 г. р., которые не являются пенсионерами (письмо Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР).

В отчете нет требования указывать сотрудников, которые родились в эти годы, но уже являются льготными пенсионерами и продолжают работать в организации.

Поэтому указывайте в отчете только численность сотрудников, которые не являются пенсионерами, в том числе льготными, и должны пойти на пенсию по старости в 2019 году, то есть мужчин 1959 г. р., женщин 1964 г. р.

Вопрос из практики: куда подавать отчет о сотрудниках предпенсионного возраста, если в организации есть обособленные подразделения

Все работодатели сдают отчет в центр занятости о численности сотрудников — мужчин 1959 г. р., женщин 1964 г. р., которые не являются пенсионерами (письмо Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР).

При этом работодатели должны представлять отчет в центры занятости по месту нахождения организации. Никаких уточнений насчет обособленных подразделений нет.

Поэтому заполняйте и подавайте единый отчет в центр занятости по месту регистрации юридического лица.

Ответственность

Какая ответственность будет, если не сдать отчет о численности сотрудников предпенсионного возраста

В настоящее время в законах нет правила, которое обязывает работодателей сдавать отчет о численности сотрудников предпенсионного возраста. В центр занятости работодатели обязаны ежемесячно представлять только следующие данные:

Об этом говорится в статье 25 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032–1.

Если не предоставить эти сведения в центр занятости, то организацию оштрафуют на сумму от 3000 до 5000 руб., а ее руководителя — от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП).

Таким образом, сейчас работодателя не оштрафуют, если не сдать новый отчет, поскольку он необязательный.

Однако в связи с пенсионной реформой требования к работодателям меняют. Поэтому обязанность работодателей предоставлять отчеты о численности сотрудников предпенсионного возраста в службу занятости скоро пропишут в Законе от 19.04.1991 № 1032–1 (письмо департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 19.09.2018 № 21–01–82/5027).

Также Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который введет для работодателей уголовную ответственность за увольнение сотрудников предпенсионного возраста. Для этого в УК введут отдельную статью. Статья предусматривает штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты за 18 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов.

Источник: http://ufimrn.bashzan.ru/posts/103660

Отчеты в центр занятости – 2018

Какие работадатели должны сдавать отчеты в службу занятости

Основной документ, который регулирует отношения работодателей с ЦЗН, — это Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения РФ» (в ред. от 03.07.2018). В соответствии с п. 2 и 3 ст. 25 работодатели обязаны сообщать в центр занятости населения следующее:

— данные о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

— информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

— сведения о применении процедур о несостоятельности (банкротстве);

— сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;

— сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

Зачем это нужно? Ведь во времена интернет-технологий предприятия могут сами искать себе сотрудников, объявлять о банкротстве у себя на сайте и пр., не прибегая к услугам ЦЗН.

Требования ФЗ № 1032-1 призваны поддержать государственную политику в области занятости населения, которая способствует трудоустройству граждан, предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы, поддерживает предпринимательскую инициативу и мн. др.

Отчет о вакантных местах. Точного определения, что такое вакансия, в трудовом законодательстве нет. Традиционно под этим термином подразумевается наличие незанятого рабочего места или должности, на которую может быть принят новый работник.

Не важно, новая ли это штатная единица или вы ищете замену уволенному человеку. При этом должности, которые освободились из-за того, что сотрудник ушел в декрет или временно переведен на другую работу, вакантными не считаются.

Сообщать о них в центр занятости не нужно.

Формируйте отчет о вакансиях в программе Контур.Персонал

Узнать больше

А если речь идет о постоянном наборе сотрудников? Когда в организации «текучка» или работодатель хочет усилить состав отдела высококлассным специалистом? По таким вакансиям тоже нужно представлять сведения и следить за их своевременным обновлением.

Иногда бывает так, что в штатном расписании есть свободная единица, а потребности в таком сотруднике в настоящее время нет. Рекомендуем либо декларировать эти должности как вакантные, либо приводить внутренние документы в соответствие с актуальным состоянием штата.

На профильных форумах частенько возникает вопрос: а надо ли подавать нулевой отчет о вакансиях? Исходя из формулировки закона, сведения об отсутствии свободных рабочих мест подавать не нужно. Но работодатель должен уведомить ЦЗН о закрытии вакансии, если нашел сотрудника.

Важно! Сведения о свободных рабочих местах не должны ограничивать права или устанавливать преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Единой даты для сдачи статистической отчетности нет. Единственное требование — не реже одного раза в месяц. Каждый регион вправе самостоятельно утвердить крайний срок подачи сведений. Его можно узнать в региональном отделении центра занятости населения.

Шаблон отчета «Сведения о потребности в работниках, наличии вакантных мест» опубликован в приложении № 11 к Приказу Минтруда России от 26.02.2015 № 125н. При этом регионы могут дорабатывать его по своему усмотрению. Актуальную форму можно запросить в своем отделении ЦЗН.

По указанным работодателем в отчете критериям ЦЗН подбирает соискателей и направляет их в организацию. Принимая в штат соискателя, работодатель в пятидневный срок возвращает его направление в ЦЗН с указанием дня оформления на работу. В случае отказа в трудоустройстве работодатель делает в направлении ЦЗН отметку о дне явки, причине отказа и возвращает направление соискателю.

Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такие сведения работодатель должен сообщать в ЦЗН, если на предприятие распространяется требование ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов».

Если в штате больше 100 человек, устанавливается квота для трудоустройства инвалидов — от 2 до 4 % от среднесписочной численности. Дополнительно к этому регионы могут нормативным актом определить квоту не более 3 % для организаций со штатом от 35 до 100 человек.

Игнорировать квоты и отказывать инвалидам в трудоустройстве обходится дорого — штраф от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц. Статья 5.42 КоАП РФ расценивает это как нарушение прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Сведения о работающих инвалидах представляются ежемесячно. Единой утвержденной формы нет, региональные центры занятости устанавливают ее самостоятельно. Обычно в ней содержится информация о самой организации, общем количестве сотрудников, установленной квоте и фактически созданных рабочих местах. При необходимости в ней же можно указать вакансии, доступные инвалидам.

Сведения о применении процедур о несостоятельности. О применении процедуры банкротства работодатель обязан информировать службу занятости ежемесячно.

И если сначала к работодателю применяется процедура наблюдения, о ней следует сообщить сразу. Если ее действие распространяется и на следующий месяц, об этом тоже требуется сообщить в ЦЗН.

Сведения представляются в произвольной форме, если иное не утверждено региональным нормативным актом.

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства.

Когда работодатель меняет организационные или технологические условия труда (производственные изменения, реорганизация компании и др.

), зачастую это ведет к корректировке условий трудового договора по инициативе работодателя. ТК РФ допускает такой вариант, главное, чтобы не менялась трудовая функция сотрудника.

Однако серьезные изменения могут повлечь за собой массовое увольнение работников. В целях сохранения рабочих мест работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

После того как решение принято, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней.

Унифицированная форма для такого сообщения не установлена, но может быть определена, например, региональными нормативными актами. В противном случае информация подается в произвольной форме.

Отчет должен содержать данные о количестве простаивающих работников или тех, кому установлено неполное рабочее время, а также время, на которое работодатель установил такой режим.

Сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

Организация обязана уведомить службу занятости о сокращении штата за два месяца, а о предстоящем массовом увольнении — за три месяца (п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1).

Форма этого отчета установлена Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99. Она содержит сведения о каждом из сотрудников, подлежащих увольнению:

  • полные ФИО;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • средняя заработная плата.

При этом у регионов есть право дорабатывать отчетную форму по своему усмотрению.

Информация о штрафах. Непредставление, неполное или несвоевременное представление сведений в ЦЗН по любому из отчетов влечет административную ответственность. Должностные лица должны будут выплатить штраф от 300 до 500 рублей; юридические лица — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Вместо заключения. Не стоит забывать, что в отношении службы занятости у работодателей есть не только обязанности. Сотрудничество с региональным ЦЗН может быть полезно.

Самое очевидное — это, конечно, подбор персонала согласно обозначенным требованиям. А кроме того, любая организация вправе запрашивать у органов службы занятости информацию о положении на рынке труда.

Сделать это можно в любой удобной форме: по электронной почте или через МФЦ государственных и муниципальных услуг совершенно бесплатно.

Источник: https://kontur.ru/articles/5228

Отчет о предпенсионерах: новая обязанность кадровиков?

Какие работадатели должны сдавать отчеты в службу занятости

Ольга Аверина

Внутренний аудитор отдела контроля качества услуг и методологии Интеркомп

специально для ГАРАНТ.РУ

3 октября 2018 года был принят закон о повышении пенсионного возраста в России (Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий”). Помимо основного изменения, появились новые обязанности и ограничения для работодателей.
 

Запросы от центров занятости населения

Сразу после принятия закона работодатели стали получать письма из центров занятости (в личном кабинете работодателей на официальном сайте регионального центра занятости или Роструда, а также в программах сдачи электронной отчетности) с просьбой (не требованием!) предоставить сведения об организации и численности работников, не являющихся пенсионерами. Так, в 2018 году необходимо подать информацию о работниках-мужчинах 1959 года рождения и работниках-женщинах 1964 года рождения. Как правило, речь идет о предоставлении информации ежеквартально. В разосланных письмах также указан срок подачи данных – в разных регионах он различается, например, в Рязанской и Московской областях необходимо предоставлять сведения до 5 числа месяца, следующим за отчетным, в Москве – до 3 числа, а в Санкт-Петербурге – до 8.

Кадровики активно в Интернете обсуждают законность данного требования, вопрос о том, нужно ли подготавливать данный “отчет” или нет, а также какие последствия для работодателя повлечет его непредоставление. Попробуем разобраться.

Предпосылки

Началось все с того, что в июне в Госдуму был внесен законопроект о повышении пенсионного возраста. После принятия его в первом чтении Роструд подготовил ко второму слушанию письмо от 25 июля 2018 г. № 858-ПР, в котором просит:

  • организовать проведение ежеквартального мониторинга сведений о работодателях и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами (форма 1);
  • организовать ежемесячный мониторинг реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста (форма 2).

Кому направлено это письмо из самого документа неясно. Однако из его текста следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, должны организовать сбор сведений о работниках предпенсионного возраста и о мерах, которые проводятся по трудоустройству данных граждан.

Поскольку центры занятости населения не владеют информацией не только о численности работающих граждан предпенсионного возраста, но и вообще о численности работников в компаниях в целом, они могут получить такую информацию от работодателей. Именно поэтому для центров занятости и была разработана форма 1, которую должны заполнить работодатели.

На мой взгляд, наиболее достоверную информацию могли бы предоставлять в центры занятости территориальные органы ПФР, которые имеют доступ к информации обо всех трудящихся гражданах как предпенсионного возраста, так и пенсионеров, а также о трудоустроенных инвалидах.

Но, поскольку административного регламента взаимодействия между ПФР и Рострудом по предоставлению и обменом данной информации пока нет, Роструд, в лице региональных служб занятости населения, просит предоставлять эти сведения работодателей, при этом одновременно выполняя одну из своих задач в сфере занятости, – оценку состояния и прогноз развития занятости населения, а также разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы (ст. 7-7.2, ст. 15 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032 “О занятости населения в Российской Федерации”). Будет ли в дальнейшем разработан административный регламент по взаимодействию Роструда с ПФР в настоящее время неизвестно. Скорее всего, не стоит этого ожидать, поскольку это будет связано с увеличением бюджетных расходов на выполнение данных мероприятий – создание базы данных, найм и подготовку новых работников и т. д.

Для чего нужен отчет о “предпенсионерах”?

При этом между дискуссией о необходимости и правомерности предоставления такого отчета для центров занятости населения мало кто из работодателей задумывается, для чего нужен данный отчет.

Из неофициального общения с представителями центров можно предположить, что путем сбора информации государство пытается посчитать количество работников предпенсионного возраста с целью формирования бюджета.

Бюджет нужен для выделения средств на случаи потери работы по любым законным основаниям, а также на возможное и необходимое переобучение сотрудников предпенсионного возраста и направление их на работу.

Ведь в настоящее время планируется выплачивать пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста, максимальный размер которого может составить 11 280 руб., и выплачивать его не менее одного года1. Согласитесь, это существенные затраты. И планировать такие расходы Правительство РФ просто обязано.

Есть ли ответственность за непредставление информации?

Какая-либо ответственность за непредоставление данной информации в настоящее время отсутствует, поскольку ни один действующий нормативно-правовой акт не закрепляет обязанность работодателей по предоставлению такой информации.

А письма, в частности Роструда, не относятся к нормативно-правовым актам и не порождают юридических последствий (абз. 2 п. 2 Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. № 1009).

И не стоит забывать, что Роструд не обладает законотворческими полномочиями (ст. 114 Конституции РФ).

Что делать?

Стоит или нет игнорировать сдачу данных сведений? Я и мои коллеги не рекомендуем отказываться от предоставления сведений о работниках предпенсионного возраста, несмотря на то, что это не является обязательным.

Взаимодействие работодателей с органами власти, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения, можно отнести к одной из форм социального партнерства.

Это одна из составляющей трудовых отношений, а также качественный показатель, “лакмусовая бумажка” отношения работодателей к своим работникам.

Также не исключено, что необходимость предоставления такой информации в будущем, возможно, будет закреплено на законодательном уровне, что в дальнейшем повлечет за собой и установление административной ответственности за ее непредоставление, но только после того, как такая ответственность будет законодательно закреплена в КоАП.

Напомню, что многие работодатели в настоящее время сдают сведения о работниках, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, – работниках, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, в районах Крайнего Сервера и приравненным к ним местностям.

Важно заметить, что предоставление данных сведений также законодательно не урегулировано. Однако без этих сведений работникам будет невозможно предоставить право на досрочную пенсию по старости.

Поэтому работодатели активно участвуют в формировании пенсионных сведений о таких работниках и дополнительно формируют и предоставляют в ПФР Перечень льготных профессий и Поименный список к нему2.

При этом прямого наказания за непредоставление таких сведений в ПФР также не существует, однако, отдаленные негативные последствия для работодателя все же не исключены.

В какие сроки необходимо сдать форму?

Первая волна предоставления сведений уже прошла.

Следующий отчет, содержащий сведения за IV квартал текущего года, возможно, потребуется сдать уже в декабре, поскольку установленные сроки предоставления таких сведений выпадают на новогодние каникулы.

Если вы не успели предоставить сведения по состоянию на 1 октября, то в декабре 2018 года сдавать их одновременно со следующим отчетом не требуется, если только центр занятости прямо вас об этом не попросит.

Рекомендую следить за информацией, размещаемой на официальном сайте Роструда и в личных кабинетах.

Важно помнить, что требования к предоставляемой информации, скорее всего, будут меняться, как и периодичность сдачи отчета.

Возможно, в целях дальнейшего планирования переобучения и профориентации высвобождаемых работников предпенсионного возраста в форму 1 будут добавлены столбцы для указания уровня образования и профессии (должности) или видах выполняемой работы, так в настоящее время, на мой взгляд, отчет не очень информативен именно для планирования возможностей переобучения работников.

Работодателям остается пожелать не оставаться безучастным в вопросах оформления документации, связанной с пенсионным возрастом работников, ведь социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение касается каждого.

______________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год” можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/06-18/00081419).

2 Поскольку предоставление данных сведений законодательством не предусмотрено, унифицированные формы не разработаны.

Для их подготовки ПФР предлагает воспользоваться разработанной специалистами Красноярска программой для предоставления Перечня льготных профессий и Поименного списка, размещенной на сайте ПФ (http://www.pfrf.ru/branches/krasnoyarsk/info~program/2418).

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/averina/1226262/

Императив
Добавить комментарий