Как определить срок полезного использования автомобиля

Срок полезного использования б/у автомобиля — Audit-it.ru

Как определить срок полезного использования автомобиля

Т. Кочнова, к. э. н., заместитель директора Департамента бухгалтерского учета Минобрнауки РФ

Журнал “Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение” № 10/2016

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н1 сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.

2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п.

 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н).

То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п.

 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета.

Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) – 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/883742.html

Как определить срок полезного использования основных средств

Как определить срок полезного использования автомобиля

Сегодня рассмотрим тему: “как определить срок полезного использования основных средств”, постараемся выделить самое главное и, при необходимости алгоритм действий.

При этом, вам доступны эксклюзивные комментарии нашего эксперта. Все вопросы вы можете задать в специальной форме после статьи.

Обращаем внимание, что перед заданием вопросов стоит внимательно прочитать статью, потому что большинство ответов там уже есть.

Правила установления срока полезного использования (СПИ) для целей налога на прибыль установлены статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Они близки к таковым для бухгалтерского учета, но все-таки отличаются.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества (п. 1 ст. 258 НК РФ).

(кликните для воспроизведения).

Для налога на прибыль, установление срока полезного использования предусмотрено только во временном выражении. Не предусматривается установление срока полезного использования в объеме произведенной продукции (такой способ возможен в бухгалтерском учете).

НК РФ распределяет все основные средства по 10 Амортизационным группам. Поэтому, как правило, основная задача определить, к какой амортизационной группе относится наш объект основных средств, после чего, устанавливаем срок полезного использования исходя из сроков, установленных для этой группы.

Амортизируемое имущество объединяется в следующие десять амортизационных групп (п. 3 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации):

Все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно.

Имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно.

Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.

Имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно.

Имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно.

Имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно.

Имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Пример

Определяем срок полезного использования нежилого кирпичного здания. Выяснили, что здание относится к 9-й амортизационной группе. Соответственно, мы вправе установить срок полезного использования здания в интервале от 25 лет и 1 месяц, до 30 лет.

Для каждой амортизационной группы установлен срок полезного использования в виде интервала. Например, для 7-й амортизационной группы – свыше 15 лет до 20 лет включительно. Это означает, что мы вправе своим решением выбрать любой срок полезного использования в пределах этого интервала.

Пример

Для 7-й амортизационной группы можно установить СПИ от 15 лет и 1 месяца и до 20 лет включительно.

Обратите внимание, что нижний интервал сформулирован как “свыше”, то есть срок в 15 лет относится не к 7-й амортизационной группе, а к 6-й. Седьмая амортизационная группа начинается со СПИ 15 лет и 1 месяц.

Мы вправе установить любой СПИ в пределах интервала для амортизационной группы.

Иногда это решение определют в учетной политике организации. К примеру, в учетной политике можно записать, что организация устанавливает минимальный (максимальный, иной) СПИ в пределах каждой группы.

Тогда организация должна следовать своей учетной политике. Если же в учетной политике не определить такого порядка, то принимать решение о СПИ можно каждый раз исходя из ситуации.

Вы можете один объект основных средств принять к учету в составе 7-й группы, как 16 лет и 2 месяца, а другой, как 19 лет.

СПИ устанавливается в месяцах, поэтому срок может быть не равен целым годам.

Для прибыльных компаний обычно выгоднее устанавливать СПИ минимальный из возможных. Для убыточных, возможно лучше устанавливать максимальный СПИ.

Алгоритм определения срока полезного использования

Алгоритм определения срока полезного использования следующий:

1) Определяем амортизационную группу объекта основных средств по Классификации основных средств

(кликните для воспроизведения).

Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Это довольно объемный документ, в котором основные средства распределены по амортизационным группам. В Классификации указывается Код ОКОФ (общероссийский классификатор основных фондов), наименование и примечание.

В пределах амортизационных групп, основные средства сгруппированы по подгруппам – Машины и оборудование, Средства транспортные, Сооружения и передаточные устройства, Здания, Жилища, Насаждения многолетние, Скот рабочий.

Пример

Определяем амортизационную группу персонального компьютера.

В Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 во Второй амортизационной группе указано:

Код ОКОФ 330.28.23.23 – Машины офисные прочие (включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей).

Соответственно, персональный компьютер относится ко второй амортизационной группе. Срок полезного использования Персонального компьютера устанавливается в интервале от 2 лет и 1 месяца и до 3 лет.

Обратите внимание, что активы стоимостью до 100 000 рублей могут списываться на расходы единовременно (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 Налогового кодекса России (НК РФ)).

Пример

Определяем срок полезного использования легкового автомобиля Ниссан альмера. В Классификации основных средств находим:

Читайте так же:  Смена юридического адреса в 2019 году

К третьей амортизационной группе (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет) относятся:

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

Соответственно, включаем легковой автомобиль в третью амортизационную группу и установливаем любой срок в интервале от 3 лет и 1 месяц и до 5-х лет.

Пример

Определяем срок полезного использования грузового автомобиля грузоподъемностью 0,4 т. В Классификации основных средств находим:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)

Соответственно, включаем грузовой автомобиль в третью амортизационную группу и установливаем любой срок в интервале от 3 лет и 1 месяц и до 5-х лет.

Если мы нашли свой объект основных средств в Классификации основных средств, то задача решена. Если не нашли, то переходим к следующим пунктам нашего алгоритма действий.

2) Определяем амортизационную группу объекта основных средств с помощью ОКОФ

Может оказаться, что Вашего объекта основных средств нет в Классификации основных средств. Это связано с тем, что в Классификации основных средств основные средства детализированы до уровня класса. А каждый объект основных средств является одним из видов, который входит в какой-либо класс.

В такой ситуации нам потребуется Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). В ОКОФ основные средства указаны до уровня вида.

Поэтому, нередко нужно сначала определить код ОКОФ основного средства. Затем, по коду ОКОФ определить класс основных средств.

После чего, согласно Классификации основных средств найти амортизационную группу и, соответственно, установить срок полезного использования.

Определяем амортизационную группу приобретенной Цифровой видеокамеры.

В Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы такого объекта ОС нет (так как там указаны укрупненные позиции основных средств до уровня группы).

В ОКОФ находим под кодом 330.26.70.13 “камеры цифровые”. Этот вид основных средств входит в группу “Приборы оптические и фотографическое оборудование “, код ОКОФ 330.26.70.

По коду ОКОФ 330.26.70 находим в Классификации ОС в третьей амортизационной группе:

Приборы оптические и фотографическое оборудование (код ОКОФ 330.26.70)

Соответственно, Цифровая видеокамера относится к 3-й амортизационной группе (срок полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно).

3) Определяем СПИ объекта, отсутствующего к ОКОФ и в Классификации ОС

Следует отметить, что не все виды объектов основных средств можно найти в Классификации и в ОКОФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этих справочниках, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 Налогового кодекса России).

Автокраны не указаны в Классификации. В свидетельстве о приемке (сертификате) было указано, что срок службы крана установлен при 1,5 сменной работе в паспортном режиме 10 лет. Исходя из этого, налогоплательщик правомерно отнес основное средство к 5-й группе.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2010 N Ф03-3239/2010 по делу N А16-1033/2009).

Прорезь для провозки живой рыбы не указана в Классификации. “Прорезь для провозки живой рыбы” является водоходной емкостью, используемой в процессе вылова рыбы, как на реке, так и на море. Исходя из существовавших у налогоплательщика документов, основное средство было отнесено к 5-й амортизационной группе.

Источник: https://bvi-en.ru/kak-opredelit-srok-poleznogo-ispolzovaniya-osnovnyh-sredstv/

Амортизационные группы автотранспортных средств

Как определить срок полезного использования автомобиля

Грузовые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа.

Как определить срок полезного использования автомобиля

Большая их часть относится к 3 — 5 амортизационным группам.

Обоснование

С 01.01.2017

К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)

К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Средства автотранспортные грузовые автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 310.29.10.4).

К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)

Средства автотранспортные специального назначения автомобили-тягачи седельные (код ОКОФ 310.29.10.5)

Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)

Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (Код ОКОФ 15 3410191)

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (Код ОКОФ 15 3410195 — 15 3410197), а именно:

15 3410195 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т;

15 3410196 — Автомобили грузовые общего назначения свыше 8 до 15 т;

15 3410197 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т.

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили-тягачи седельные (Код ОКОФ 15 3410210 — 15 3410216), а именно:

15 3410211 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т;

15 3410212 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т;

15 3410213 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т;

15 3410214 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т;

15 3410215 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т;

15 3410216 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т.

К 4-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 15 3410020) кроме транспортных средств с Код ОКОФ — 15 3410191, 15 3410195 — 15 3410197, 15 3410211 — 15 3410216.

Кроме того, могут быть специализированные автомобили.

Дополнительно

К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?

Третья амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Четвертая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно

Пятая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно

Материалы по теме “Амортизационная группа”

К какой амортизационной группе относится основное средство?

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Как определить амортизационную группу премиум-авто? (Селедцова Е.)

Амортизационная группа (срок полезного использования) Автотранспортные средства
Третья группа (свыше 3 лет до 5 лет включительно) • Автомобили легковые; • автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т; • мотоциклы, мотороллеры, мопеды и прицепы к ним; • электропогрузчики
Четвертая группа (свыше 5 лет до 7 лет включительно) — • Автомобили легковые малого класса для инвалидов; • автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы); • автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно; • автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел, химических веществ; • автомобили специализированные для лесозаготовок; специализированные прочие; специальные прочие; • прицепы и полуприцепы, кроме прицепов и полуприцепов для автомобилей и тракторов грузоподъемностью более 8 т; • средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки
Пятая группа (свыше 7 лет до 10 лет включительно) • Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса; • автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 15 т; • автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло до 7,5 т; • автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно; • троллейбусы; • автомобили специальные
Шестая группа (свыше 10 лет до 15 лет включительно) • Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т; • автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 т; • автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно

Объектами для начисления амортизации являются транспортные средства, находящиеся в АТП на праве собственности, хо-

зяиственного ведения, оперативного управления, а также пе данные по договору аренды.

По транспортным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 г., амортизация начисляется тем же способом, который был установлен ранее .

Амортизационная группа: автомобиль легковой

\

В основу исчисления норм амортизационных отчислений на полное восстановление вышеуказанного подвижного состава положен пробег автомобилей.

Это относится ко всем группам подвижного состава, за исключением грузовых автомобилей малой грузоподъемности (до 2 т), автобусов особо малого класса (вместимостью менее 15 пассажиров), легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси) и специальных автомобилей.

Нормы амортизационных отчислений на полное восстановление по основной группе подвижного состава автомобильного транспорта — автомобилям транспортного назначения — установлены в процентах от балансовой стоимости на 1000 км пробега; для остальных автомобилей нормы устанавливаются в процентах от балансовой стоимости из расчета на год независимо от пробега.

Норма амортизации на восстановление (#в) для основной группы автомобилей рассчитывается по формуле

Нп = (сб-сл)\Сб*La*100%

(6-8)

где Сб — балансовая стоимость основных фондов;

Сл — ликвидационная стоимость основных фондов;

£а — амортизационный пробег автомобиля, км. Норма амортизационных отчислений на восстановление по пробегу определяется в процентах от стоимости автомобиля по формуле

HВПР=100- а о\La (6.9)

где HВПР — норма на восстановление, % на тыс. км;

а0 — процент остаточной стоимости;

Lа — амортизационный пробег, км; Норма амортизационных отчислений на восстановление на один год работы определяется по формуле

НВГОД = 100-ao\Ta

где НВГОД — норма на восстановление, % на год;

Тя — амортизационный период эксплуатации, лет. Для второй группы автомобилей норма на восстановление рассчитывается по формуле

(6.11)

где Ап — амортизационный период.

Нормы амортизационных отчислений по подвижному соста­ву, выпущенному до 1 января 2002 г., установлены без учета моделей, относящихся к четырем группам автомобилей:

1) автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов;

2) специализированные автомобили, прицепы и полуприцепы;

3) легковые автомобили;

4) автобусы.

В первой группе нормы амортизации построены в зависимо­сти от грузоподъемности, в третьей и четвертой — в зависимос­ти от вместимости автомобилей.

Затраты на переоборудование и модернизацию автомобиля любого года выпуска увеличивают его первоначальную стоимость.

Под модернизацией понимается работа, которая вызвана из­менением технологического или служебного назначения авто­транспортного средства: у объекта появились новые потребитель­ские свойства, увеличилась мощность двигателя, срок полезно­го использования, изменилось его назначение.

При изменении первоначальной стоимости изменяются и ежемесячные амортизационные отчисления на его восстановление.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем при­нятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. Кроме того, начисле­ние амортизации в течение срока полезного использования мо­жет быть приостановлено в случае консервации объекта на срок более трех месяцев или нахождения объекта основных средств в капитальном ремонте свыше 12 мес.

гие основные фонды, а также тарифов на перевозки. Поэтому при ее расчете следует учитывать данный фактор и пользоваться сопоставимыми ценами и тарифами.

Фондоотдача — важнейший обобщающий показатель использования основных фондов. В общем виде она свидетельствует о том, насколько эффективно используются подвижной состав, производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование — все без исключения группы основных фондов .

Уровень и динамика фондоотдачи характеризуются совокупным влиянием технических, технологических, организационных и экономических факторов — с одной стороны, формирующих масштабы, техническое и технологическое совершенство и уровень использования основных производственных фондов, а с другой стороны, определяющих объем и структуру производства (тарифы, объем перевозок).

Величина, обратная фондоотдаче, называется фондоемкостью транспортных услуг. Она показывает стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на единицу произведенной продукции (услуг).

При оценке эффективности использования производственных основных фондов можно пользоваться фондовооруженностью труда (Фв), которая рассчитывается путем деления их стоимости на число работающих на предприятии (Лу:

Фв= С0.ф/NР- (6-17)

Большое значение в условиях рыночных отношений имеет оценка эффективности использования основных производственных фондов с помощью рентабельности (Л), получаемой как отношение прибыли предприятия (Л) к среднегодовой стоимости фондов:

R=П/Соф. (6.18)

Улучшение использования основных производственных фондов АТП в современных условиях связано прежде всего с повышением уровня коэффициента технической готовности и особенно коэффициента выпуска подвижного состава, с увеличением продолжительности его использования. В этой связи на каждом предприятии должны проводиться постоянная рекламная работа и другие маркетинговые мероприятия, направленные на повышение спроса на услуги, активное использование аренды подвижного состава и др.

Улучшение использования основных фондов автомобильного транспорта может быть достигнуто за счет увеличения межремонтных пробегов автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В комплексе мер, способствующих улучшению использования основных фондов, существенное значение имеет правильное применение экономических рычагов и стимулов. На это же направлены совершенствование оперативного планирования, автоматизированный учет работы и всесторонний анализ использования средств труда, повышение квалификации работников.

Глава 7. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА

Источник: https://obd2bluetooth.ru/amortizacionnye-gruppy-avtotransportnyh-sredstv/

Срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору – Юрист Владислав Анохин

Как определить срок полезного использования автомобиля

19 апреля 2018      Амортизация

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Как узнать в налоговом учете по Классификатору?

Источник: https://praktibuh.ru/buhuchet/vneoborotnye/os/amortizatsiya/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya.html

Срок полезного использования автомобиля легкового, грузового, автобуса — от чего зависит

Срок полезного использования автомобиля легкового или грузового – это срок, в течение которого использование транспортного средства безопасно и наиболее оптимально.

Его устанавливают фирмы-изготовители, основываясь на нескольких параметрах: объеме двигателя, используемом материале и других тонкостях.

Легковые автомобили

Знать срок эксплуатации транспорта полезно всем владельцам – и физическим, и юридическим лицам.

Это позволяет оценить стоимость машины при продаже и подаче налоговой декларации, вычислить необходимость дорогостоящего ремонта: если срок службы автомобиля подходит к концу, имеет смысл приобрести новый, а не ремонтировать старый.

Узнать срок службы можно, исходя из его амортизационной группы.

Легковые машины делятся на 5 групп:

  • особо малый класс: объем двигателя будет составлять 1,2 литра;
  • малый класса: объем достигает 1,8 литров;
  • средний класс: до 3,5 литров;
  • большой класс: объем более 3,5 литров;
  • высший класс.

: пятая группа рассматривается отдельно, так как для нее объем двигателя не играет никакой роли.

Срок службы 1-3 групп составляет 3-5 лет, четвертой – 5-7 лет. Пятый класс может служить до 10 лет.

Грузовые автомобили и автобусы

Срок службы есть не только у легковых машин, но и у грузовых и автобусов, но он определяется иначе.

Амортизация этих типов зависит не от объема двигателя, а от грузоподъемности автомобиля:

  1. К третьей группе относится транспорт общего назначения грузоподъемностью до 0,5 тонн – он может служить 3-5 лет.
  2. В четвертую группу входят грузовики общего назначения грузоподъемностью 0,5-5 тонн, а также дорожные тягачи для полуприцепов, автомобили-тягачи и самосвалы, фургоны (Газели, Хендай и др.). Срок их службы составляет до 7 лет.
  3. Пятая группа включает в себя транспорт, поднимающий более 5 тонн, и седельные тягачи. Их можно использовать до 10 лет.

Знаете ли Вы, что: у каждой группы грузовых автомобилей существует свой код по Классификации – его необходимо указывать в налоговом реестре.

От чего зависит

Срок эксплуатации автомобиля – это не просто абстрактная величина, на которую можно не обращать внимание. Чем старше техника, тем больше с ней возникает проблем (она ломается, требует замены деталей) и тем меньше ее реальная стоимость.

Последнее может пригодиться организациям при составлении налоговых отчётов и определении стоимости при продаже.

Примите к сведению: не всегда срок эксплуатации автомобиля совпадает с настоящим сроком службы: при бережном обращении машина легко может служить и несколько десятков лет.

Реальный срок «годности» у каждого транспорта свой.

На него влияют многие факторы, включая:

  • объем двигателя, выносливость ходовой части, эксплуатационные возможности отдельных деталей, их «изношенность»;
  • использованные материалы, их толщина, химический состав, тип соединения частей между собой, наличие защиты от ржавчины;
  • пробег за год и общий: при этом поездка по ровным дорогам и по дорогам без асфальта по-разному отражается на состоянии автомобиля;
  • климат и условия «хранения» техники: одно дело, если машина ночует в обустроенном и теплом гараже, другое – мокнет под постоянными дождями;
  • своевременное проведение технического обслуживания и ремонта, замена масла, фильтров, ремней ГРМ и других расходных материалов;
  • водительский стаж владельца: на состоянии машины плохо отражаются маневры, резкое торможение, превышение грузоподъемности.

! Существует ли срок хранения моторного масла

Что такое высший класс автомобиля

Сюда относятся все легковые авто, указанные в пятой группе из списка выше. Они могут служить до 10 лет, однако объем двигателя в этом случае не важен.

Фактически, любой автомобиль может быть отнесен к высшему классу, если это указано в его технических характеристиках, поскольку какие-либо критерии для отнесения транспорта к этой категории, кроме срока эксплуатации, отсутствуют в нормативных документах.

Традиционно к пятой группе относят автомобили представительского класса, однако и это понятие крайне расплывчато.

: машины российского производства можно узнать по номеру модели: первой должна стоять цифра «5».

На определение высокого класса влияют:

  • репутация производителя, его престиж;
  • технические характеристики: автомобиль должен быть способен прослужить до 10 лет;
  • индивидуальность: изготовление каких-либо деталей на заказ, бронированный кузов;
  • скорость и разгон;
  • стоимость.

Но все эти данные крайне субъективны, а потому ориентироваться приходится на общее «впечатление».

! Аптечка автомобильная: что должно входить в состав и каков её срок годности

Как определить срок полезного использования б/у автомобиля

При покупке автомобиля с рук важно понять, сколько тот еще сможет прослужить.

Для этого необходимо вычислить срок его полезного использования.

Проще всего определить это, вычтя из общего срока амортизации, указанного в документах, срок его использования.

Стоит учесть: если автомобиль был «законсервирован» больше 3 месяцев или находился на ремонте больше года, этот срок не засчитывается в качестве амортизации.

Пример: в феврале 2018 года гражданин приобрёл автомобиль 4 класса, купленный прошлым владельцем в сентябре 2014 года. На что можно рассчитывать и какой срок автомобиль можно эксплуатировать?

Решение: транспорт 4 класса можно использовать до 7 лет или 84 месяца. Машина находилась во владении 29 месяцев, значит, ее можно использовать еще 55 месяцев. Если окажется, что в 2015-2016 годах автомобиль зимой не использовался (с ноября по апрель – больше 3 месяцев), то из 29 месяцев нужно будет вычесть месяцы «консервации».

! Как установить газовое оборудование на автомобиль: плюсы и минусы монтажа

Аналогичным образом определяется срок эксплуатации партии объектов основных средств, закупленных предприятием для осуществления своих целей и деятельности. Начисление амортизации таких автомобилей осуществляется в общепринятом порядке, производится до момента 100 %-го погашения либо до списания транспортного средства с учёта.

Но все же при покупке больше внимания стоит обратить на состояние техники и ее владельца: возможно, что, несмотря на небольшой срок езды, машина разваливается на части.

Указанный фирмой-производителем срок эксплуатации автомобиля – это не просто цифра. По окончании этого срока фирма больше не несет никакой ответственности за свой «товар», даже если причиной поломки стал брак.

Источник: http://vlad1.ru/srok-poleznogo-ispolzovaniya-legkovogo-avtomobilya-po-klassifikatoru/

Срок полезного использования легкового автомобиля

Как определить срок полезного использования автомобиля
5/5 (4)

Амортизация применяется не только при ведении бухгалтерского учета и налоговой отчетности, но и для выяснения того, какой максимальный срок составляет эксплуатация автомобильного транспорта, и какую сумму денежных средств следует предусматривать в смете расходов на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

07 июля 2016 года Правительство Российской Федерации приняло изменения в Классификационных требованиях к основным фондам, включаемым в амортизационные фонды, вступившие в действие с наступлением 2017 года.

Данные изменения позволяют применить новые подходы к определению срока полезного использования транспортных средств легкового и грузового назначения.

От чего зависит амортизационная группа легковых автомобилей

Согласно принятой в Российской Федерации классификации, легковые автомобили подразделяют на пять классов. Отнесение легкового автомобиля к тому или иному классу транспортных средств происходит, в зависимости от объема его двигателя.

Так:

  • к первому классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя до 1.2 литра;
  • ко второму классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя от 1.2 до 1.8 литра;
  • к третьему классу относятся автомобили с объемом двигателя от 1.8 до 3.5 литров;
  • к четвертому классу – автомобили, у которых объем двигателя превышает 3.5 литра;
  • пятый класс — представительский. Объем двигателя никакого значения не имеет.

 В течение какого времени можно вернуть машину в салон?

Срок полезного использования авто по классам

Принятый с 01 января 2017 года новый классификатор делит автомобили на две амортизационные группы, которые устанавливают полезный срок их использования:

  • первый, второй и третий класс автомобилей относится к третьей амортизационной группе. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 3 до 5 лет;
  • к пятой амортизационной группе относятся легковые транспортные средства, входящие в большой и высший класс. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 7 до 10 лет;
  • транспортные средства в виде автомобилей малого класса, которые используются инвалидами для передвижения, в выше приведенную классификацию не включаются, однако, относятся к четвертой амортизационной группе со сроком их полезного использования в пределах от 5 до 7 лет;
  • транспортные средства представительского класса относятся к высшему классу или классу люкс. Четких критериев для объема двигателя данные автомобили не имеют.

Первостепенное значение имеют:

  • размеры автомобиля: длина от 5 метров, ширина от 1,7 метра;
  • марка автомобиля. К ним относятся автомобили премиум-класса: BMW, Mercedes, Lexus и тому подобные.

К второстепенным показателям относятся:

  • стоимость транспортного средства;
  • вид формы кузова автомобиля;
  • быстроходные качества;
  • наличие или отсутствие бронирования;
  • условия комфортабельности.

Есть определенные транспортные средства, которые по физическим показателям относятся к категории автомобилей высшего класса, но по другим показателям не относятся к премиальным маркам. Поэтому их место — в третьем или четвертом классе легковых автомобилей.

Чтобы отнести легковой автомобиль к категории транспортных средств высшего класса, получите заключение специального эксперта.

Национальная классификация отличается от европейской. Так, в отечественной классификации в качестве основного значения применяется объем двигателя. В европейской же главную роль имеетразмер автомобиля.

Например, национальная классификация позволяет узнать класс модели в зависимости от полного названия транспортного средства. Так, в автомобиле ВАЗ 2114 первая цифра 2 отображает класс. Следовательно, объем двигателя может быть от 1.2 до 1.8 литра. Автомобиль относится к малому или второму классу. Сухой вес составляет 900-1000 килограммов.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства

Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.

Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.

Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.

От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.

Как определить срок полезного использования автомобиля б/у

Особый порядок предусмотрен для определения срока и порядка проведения расчета износа в отношении транспортного средства, которое было приобретено в подержанном состоянии.

При таких условиях, срок оставшейся службы автомобиля, определенный с помощью Классификатора, уменьшите на показатель временного периода, в течение которого он подвергался эксплуатации со стороны прежнего владельца.

Время эксплуатации рассчитывается, исходя из данных технического паспорта транспортного средства, а не со слов прежнего владельца.

 Что делать, если дилер долго ремонтирует машину?

Кроме того, достоверно установить время предыдущей эксплуатации транспортного средства можно по следующим документам:

  • акт приема-передачи;
  • инвентарная карточка или ее заверенная копия.

В тех случаях, когда срок эксплуатации автомобиля прежним собственником приблизился к значению верхней границы периода, который определяется Классификацией, либо превысил ее, то новый владелец транспортного средств может определить оставшееся время эксплуатации по своему усмотрению. Однако требования, относящиеся к технике безопасности транспортного средства, должны быть соблюдены.

Так, если рассмотреть следующий пример, то выяснится:

  • учредитель внес в уставной фонд предприятия легковой автомобиль, относящийся к третьей группе Классификации. Согласно требованиям нормативных актов, срок его полезного использования составляет в границах 3-5 лет;
  • согласно переданным документам, транспортное средство пребывало в эксплуатации четыре с половиной года.

Вывод: срок эксплуатации автомобиля необходимо устанавливать по усмотрению нового собственника транспортного средства, принимая во внимание срок предыдущей эксплуатации и техническое состояние автомобиля.

В результате анализа изложенных фактических обстоятельств, юридическое лицо приняло решение – установить срок эксплуатации автомобиля, равный 36 месяцам. А это означает, что автомобиль через три года не будет ничего стоить.

Посмотрите видео. Как амортизировать купленный автомобиль:

Когда необходимо применять понижающий коэффициент амортизации

На законодательном уровне установлено, что при покупке дорогостоящего оборудования или объектов применяется понижающий коэффициент износа.

Так, коэффициент со значением 0,5 подлежит применению:

  • в отношении легковых автомобилей, первоначальная стоимость которых превышает 600 тысяч рублей;
  • в отношении микроавтобусов с первоначальной стоимостью выше 800 тысяч рублей.

Следует иметь в виду, что такое требование установлено для ведения налогового учета. А для ведения бухгалтерского учета такое требование не является обязательным.

Кроме того, в результате применения понижающего коэффициента, предельное значение стоимости транспортного средства периодически меняется, и приходит время, когда стоимость транспортного средства становится меньше, чем установленные законом значения. Как быть в такой ситуации?

С точки зрения Министерства финансов РФ, установленный способ начисления амортизационного износа имущества не должен меняться в течение всего срока амортизации. С практической стороны, применение или неприменение коэффициента не влияет на амортизацию имущества.

Таким образом, в результате изменение лимита стоимости транспортного средства, юридическое лицо, являющееся собственником автотранспорта, может принять решение о прекращении применения понижающего коэффициента. Однако такое решение чревато судебными разбирательствами.

 Чем может обернуться экономия на покупке машины?

Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто

Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий.

Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств.

Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.

Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:

  • в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности;
  • в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете

Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.

Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:

  • линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями;
  • способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора;
  • способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.

Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.

В практической деятельности наиболее часто применяется первый и четвертый способы амортизационных отчислений. Юридическое лицо может в начале каждого года изменить применяемый способ амортизации.

Однако закон устанавливает следующее требование: если первоначально стал применяться нелинейный способ амортизационных отчислений, то перейти на другой можно только через пять лет.

Применяя амортизационные отчисления, руководствуйтесь нормами, которые прописаны в статье 259 Налогового кодекса Российской Федерации.

Посмотрите видео. Износ автомобиля и методика его расчета:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Источник: https://potreb-prava.com/avtotransport/srok-poleznogo-ispolzovaniya-legkovogo-avtomobilya.html

Императив
Добавить комментарий