Граждане пожилого возраста это кто

1 октября отмечается Международный день пожилых людей

Граждане пожилого возраста это кто

Социальная защита населения

Одним из ключевых вопросов государственной социальной политики в Российской Федерации является политика в отношении граждан пожилого возраста.

В настоящее время в России насчитывается 37,3 млн граждан старше трудоспособного возраста.

С целью повышения уровня и качества жизни граждан пожилого возраста и совершенствования их образа жизни в 2016 году была утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, а также План мероприятий на 2016 – 2020 годы по реализации первого этапа Стратегии.

Одной из ключевых задач Стратегии является создание общества для всех возрастов, включая формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, проявление заботы о таких гражданах и оказание им необходимой помощи.

С целью повышения продолжительности жизни граждан пожилого возраста разработан Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода, который утвержден Правительством Российской Федерации.

В сентябре 2018 года утвержден национальный проект «Демография», подготовленный во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Структурой национального проекта предусмотрен Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение», в котором содержатся мероприятия по активному долголетию граждан пожилого возраста.

Проводимые в стране мероприятия уже привели к качественным преобразованиям в сфере социального обслуживания граждан.

Так, значительно сократилась очередность в стационарные организации социального обслуживания. На 1 января 2018 года она составила 3,2 тыс. человек (на 1 января 2014 года – 16,6 тыс. человек).

Широкое развитие получили стационарозамещающие технологии, благодаря чему количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий по состоянию на 1 января 2018 года составило 143 тыс. человек (на 1 января 2014 года –
77,2 тыс. человек).

Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности на 1 января 2014 года составлял 0,7 %, по состоянию на 1 января 2018 года – 6 %.

Кроме того, значительно сократился удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий – с 6,1 % на 1 января 2014 года до 1,6 % на 1 января 2018 года.

Пенсионное обеспечение пожилых людей

Сегодня в России пенсии получают 46,5 млн человек или 32 % населения страны.

В 2018 году средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров составляет 14,4 тыс. рублей.

С целью увеличения размера пенсий Госдумой России принят проект федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Вся экономия от повышения пенсионного возраста, что предусмотрено законопроектом, а это свыше 3 трлн руб. за шесть лет, будет направлена на повышение пенсий.

Принятие законопроекта позволит увеличить средний ежемесячный размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2019 году на 1 тыс.

рублей, то есть индексация составит не менее 7 %, что более чем в два раза превышает прогнозируемый уровень фактической инфляции на конец 2018 года.

При этом прибавка к пенсии конкретного гражданина будет рассчитываться исходя из размера его страховой пенсии.

К 2024 году средний уровень пенсии для неработающих пенсионеров достигнет 20 тыс. рублей.

Содействие занятости пожилых людей

Содействие занятости граждан старшего поколения является одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации и имеет большое значение как с позиции обеспечения их доходов, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения социализации и интеграции в жизнь общества.

Стимулирование занятости граждан старшего поколения является важным направлением Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. 

Одной из основных задач Стратегии является создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих недопущение дискриминации граждан старшего поколения и способствующих стимулированию пожилых людей к продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах в соответствии с их пожеланиями, профессиональными навыками и физическими возможностями.

Федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография» включает раздел по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста, направленному на поддержку их занятости, в том числе в части обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.

Поручение по утверждению специальной программы по повышению квалификации для граждан предпенсионного возраста дано Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в его обращении к гражданам России 29 августа 2018 года.

С учетом планируемого повышения пенсионного возраста реализация мероприятий по обучению отдельных категорий работников востребованным в экономике навыкам и компетенциям предусмотрена для лиц предпенсионного возраста за пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

В 2019 году планируется обучить не менее 75 тыс. человек из числа граждан данной категории, к 2021 году – не менее 225 тыс. человек, к 2024 году – не менее 450 тыс. человек.

С 2019 года из федерального бюджета на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста будет направляться по 5 млрд рублей ежегодно.

Источник: https://rosmintrud.ru/social/28

Отделения соц обсл. на дому | kcson

Граждане пожилого возраста это кто
Методическая деятельность

            Отделения созданы в целях оказания гражданам пожилого возраста и инвалидам помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Основные задачи отделений:

  1. Содействие    повышению    качества    жизни    пожилых    граждан  и    инвалидов;

   2. Осуществление деятельности, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса.

 Основные функции отделений:

   – Выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании на дому, проживающих на территории муниципального района Омской области;

   – Консультирование граждан по вопросам, связанным с социальным обслуживанием на дому;

   – Прием заявлений и документов для принятия решения о социальном обслуживании на дому;

   – Проведение обследований социально-бытовых условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании на дому;

   – Учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в предоставлении социального обслуживания на дому, согласно порядку ведения учета граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в предоставлении социального обслуживания на дому;

   – Оказание гражданам пожилого возраста и инвалидам социально-бытовых, социально- медицинских, социально-психологических, социально-экономических, социально- правовых услуг на дому (далее – социальные услуги) в соответствии с федеральным и областным законодательством;

   – Участие в социально-культурных мероприятиях, организация досуга граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых на дому;

   – Ведение учета граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых на дому,   в государственной информационной системе Омской области «Электронный социальный регистр населения Омской области»;

   – Ведение учетной документации Отделения;

   – Проведение анализа и прогнозирования работы Отделения, внедрение новых форм и методов социального обслуживания на дому;

   – Проведение мероприятий по повышению профессионального мастерства работников Отделения;

   – Иные функции, связанные с организацией социального обслуживания на дому в соответствии с законодательством.

      Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании (далее — гражданин) согласно порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг (далее — порядок). 

           Для социального обслуживания граждан, признанных получателями социальных услуг, составляется индивидуальная программа.

Индивидуальная программа – это документ, имеющий рекомендательный характер, разрабатывается одновременно с признанием в нуждаемости в социальном обслуживании, отражает: форму, виды, объем социального обслуживания, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. 

           Социальные   услуги   в   форме   социального   обслуживания   на   дому предоставляются бесплатно:

  • несовершеннолетним;
  • пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вооруженного межнационального (межэтнического) конфликта;
  • гражданам, среднедушевой доход которых на дату обращения ниже предельной величины или равный предельной величине среднедушевого дохода, соответствующий полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Омской области для основных социально-демографических групп населения;
  • участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

            Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за частичную плату или платно, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода, который равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Омской области

   Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг при социальном обслуживании на дому рассчитывается в соответствии с договором и на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода.

   Социальные работники исполняют множество различных разовых поручений своих подопечных  Их  так много  и  они  такие  разнообразные, что все их не перечислить. Основную часть клиентов этого отделения

составляют лица в возрасте 65-80 лет, одинокие или одиноко проживающие.

   Активная работа проводится социальными работниками по расширению объема и характера бытовых услуг. Большое внимание уделяется качеству оказания социальных услуг в соответствии с государственными стандартами. Качество социального обслуживания во многом зависит от личности социального работника, его ответственности, порядочности, отзывчивости, уровня профессионального мастерства.

            Сегодня профессиональная социальная работа является важнейшим средством сохранения и укрепления социального благополучия. Все услуги оказываются с учётом индивидуальных потребностей клиентов.

            Платные услуги, не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляются Учреждением гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной оплаты в соответствии с тарифами, утвержденными БУ “КЦСОН Шербакульского района”.

            Большое значение при работе с клиентами в отделениях надомного обслуживания придается положительному эмоциональному фону, который способствует активизации жизнедеятельности пожилых людей.

 Социальный работник – это не домработница, а государственный человек, который выполняет гарантированные государством услуги клиенту, являясь проводником социальной политики по отношению к людям,  является практически реализатором эффективной социальной политики государства в отношении слабозащищенных граждан.

р.п. Шербакуль, ул. Ленина, 111

Источник: https://www.kcson.info/otdeleniya-soc-obsluzhivaniya-na-do

Отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста

Граждане пожилого возраста это кто


ГРИШЕЛЬ НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
Заведующий отделением

Минский район, г. Заславль, ул. Советская, 122, каб. 12

тел. (017) 542 08 16

Предназначено для оказания гражданам пожилого возраста, сохранившим способность к самообслуживанию и передвижению, консультационно – информационных, социально – бытовых, социально – медицинских, социально – педагогических и социально – посреднических.

Основным направлением деятельности отделения является: обеспечение дневного присмотра за нуждающимися пожилыми гражданами.

Социальные услуги, оказываемые нетрудоспособным гражданам без взимания платы в форме полустационарного обслуживания:

Консультационно-информационные услуги:

консультирование и информирование по вопросам оказания социальных услуг и социальной поддержки (при необходимости); – содействие в оформлении необходимых документов для реализации права на социальную поддержку и социальное обслуживание (при необходимости); – содействие в истребовании необходимых документов для реализации права на социальную поддержку и социальное обслуживание (при необходимости);

– проведение информационных бесед (2 раза в неделю)Социально-бытовые услуги: – оказание помощи в одевании, снятии одежды, переодевании (2 раза в день в дни посещений учреждения);

– оказание помощи в приеме пищи (кормлении) – для граждан, имеющих ограничение жизнедеятельности (способности осуществлять самообслуживание), соответствующее ФК 3 и ФК 4 (1 раз в день в дни посещений учреждения) – причесывание (при необходимости в дни посещений учреждения); – смена подгузника (при необходимости в дни посещений);

– организация прогулки на свежем воздухе (1 раз в день в дни посещений учреждения).

Организация и проведение занятий по восстановлению и (или) развитию социальных навыков (при необходимости в дни посещений учреждения):

– навыков личной гигиены, ухода за собой; – бытовых навыков, навыков пользования бытовой техникой; – коммуникативных навыков;

– навыков самостоятельного проживания (обучение правилам поведения в транспорте, на улице, в магазине и других общественных местах, обращению с деньгами и другое).

Оказание услуг культурно-массового и досугового характера:

– обеспечение книгами, журналами, газетами (при необходимости в дни посещений учреждения);- чтение вслух журналов, газет, книг (при необходимости в дни посещений учреждения); – обеспечение работы клубов по интересам (1 раз в месяц);- организация и проведение культурно-массовых мероприятий (1 раз в месяц);

– оказание помощи в посещении храма, организация встреч и духовных бесед со служителями храма (1 раз в месяц).

Социально-посреднические услуги:

– содействие в восстановлении и поддержании родственных связей (при необходимости); – представление интересов в государственных органах и организациях для защиты прав и законных интересов (при необходимости);- содействие в восстановлении (замене) документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы (при необходимости);- содействие в получении льгот и материальной помощи, предусмотренных законодательством (при необходимости);- содействие в получении социальных услуг, предоставляемых организациями, оказывающими социальные услуги (при необходимости);- содействие в назначении (получении) пенсии и других социальных выплат (при необходимости) – Содействие (оказание помощи) в доставке и обратно в учреждения (организации): – здравоохранения, образования, культуры (1 раз в месяц); – социального обслуживания (для инвалидов)

(при необходимости в дни посещений учреждения).

Социально-психологические услуги:

– психологическое консультирование (при необходимости); – психологическая коррекция (при необходимости); – психологическая профилактика (1 раз в месяц); – психологическое просвещение (1 раз в месяц);

– психологическая помощь с использованием средств электросвязи с учетом специфики учреждения (при необходимости).

Социально-реабилитационные услуги:

– содействие в выполнении реабилитационных мероприятий (в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалида); – помощь в обеспечении техническими средствами социальной реабилитации, включенными в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида или заключением врачебно-консультационной комиссии); – обучение пользованию техническими средствами социальной реабилитации (при необходимости); – проведение мероприятий по развитию доступных трудовых навыков (для молодых инвалидов с особенностями психофизического развития) (дни посещений учреждения); – помощь в подборе и выдача технических средств социальной реабилитации во временное пользование (при необходимости); – оказание первой помощи (при необходимости);

– оказание помощи в выполнении назначений, рекомендаций медицинского работника (при необходимости).

Социально-педагогические услуги:

обучение пользованию компьютерной техникой, мобильным телефоном (при необходимости), обеспечение работы кружков по интересам (5 раз в неделю) оказываются: без взимания платы – инвалидам I и II группы, малообеспеченным одиноким неработающим гражданам в возрасте 60 лет и старше, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим право на государственную пенсию. на условиях частичной оплаты – одиноким неработающим гражданам в возрасте 60 лет и старше, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим право на государственную пенсию, среднедушевой доход которых не превышает 200 процентов утвержденного в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (размер частичной оплаты для одинокого гражданина составляет 60 процентов тарифа на социальные услуги).на условиях полной оплаты – неработающим гражданам в возрасте 60 лет и старше, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим право на государственную пенсию, за исключением граждан, указанных выше.

Кружок «Рукодельница» функционирует по адресу: Минский район, г. Заславль, ул. Советская д.122 каб.

12, целью которого является обучение различным техникам рукоделия (вязание на спицах и крючком, вышивка, шитьё, аппликация, плетение из газетных трубочек и т.п.

) для поддержание активности граждан пожилого возраста, которые способны творчески мыслить и воплощать свои мысли в творчестве.

Руководитель кружка: Веревкина Людмила Степановна

Клуб «Здоровье» деятельность которого направлена на оздоровление граждан с использованием комплекса современных методик физкультурных занятий, элементов дыхательной гимнастики и других методик; получение информации по здоровому образу жизни.

Заседания клуба проводит медицинский работник отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста: Гиль Наталья Владимировна.

Группа «Скандинавская ходьба» – ставшее самостоятельным подразделение клуба «Здоровье». Данный вид оздоровительной физкультуры особенно показан при следующих заболеваниях: остеохондроз, сколиоз, бронхиальной астме, хронической боли в спине.

Ходьба такого вида подходит людям любого возраста, пола и уровня физической подготовки. В настоящее время численность клуба составляет более 20 человек и количество желающих постоянно увеличивается.

Занятия проходят в сопровождении и под контролем медицинского работника – Гиль Натальи Владимировны.

В тёплое время года занятия проводятся ежедневно, в холодное время – три раза в неделю.

Клуб «Арт-терапия» – программа состоит из групповых занятий с использованием арт-терапевтических техник. Цель занятий – оптимизация психоэмоционального состояния пожилых людей.

Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств и событий, происходящих в межличностных отношениях.

Арт-терапия с пожилыми людьми направлена на решение следующих задач: преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека и реализация им своего творческого потенциала.

Занятия в клубе проводит психолог отделения социальной адаптации и реабилитации Центра – Лупач Светлана Ивановна.

Кружок «Школа танца», деятельность которого направлена на изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки.

С использованием комплекса современных методик физкультурных занятий, элементов дыхательной гимнастики и других методик, танцы способствуют физическому развитию, оздоровлению граждан пожилого возраста.

Актуальность нашего кружка можно подтвердить мыслью, высказанной еще Сократом: «Танцы – это, прежде всего, упражнения, необходимые, для здоровья, способствующие уменьшению веса тела и рассчитанные на формирование гармонии между телом и душой».

Кружок проводит хореограф отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста – Потанейко Екатерина Евгеньевна.

Клуб «Надежда» – целью которого является предоставление возможности интересно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских отношений. На заседания клуба приглашаются различные интересные люди, готовые поделиться своими знаниями и умениями в различных сферах жизнедеятельности. В рамках клуба организуются различные поездки по Беларуси, в театры и т.п.

Заседание клуба проводит заведующий отделением – Гришель Наталья Анатольевна.

В сентябре 2015 года создана волонтёрская группа «Помощь ближнему» из числа пожилых граждан, посещающих отделение в количестве 5 человек. Пожилыми оказывается помощь одиноким пожилым гражданам, посещающим отделение, в уборке жилых помещений, оказывается, так называемая, взаимопомощь.

Для заключения договора оказания социальных услуг в форме полустационарного социального обслуживания в отделении дневного пребывания для граждан пожилого возраста представляются следующие документы:

  • письменное заявление (установленной формы);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана ВОВ и т.п.);

Источник: http://mrik.gov.by/ttsson/strukturnye-podrazdeleniya/otdelenie-dnevnogo-prebyvaniya-dlya-grazhdan-pozhilogo-vozrasta

Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов

Граждане пожилого возраста это кто

С целью создания благоприятных условий проживания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде, обеспечения круглосуточного полноценного ухода и снижения очередности в стационарные учреждения в муниципальных образованиях Красноярского края в июле 2010 года был принят Закон Красноярского края от 08.07.

2010 № 10-4866 «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае» (далее – Закон края о приемных семьях), в рамках реализации которого ведется работа по созданию приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов путем организации совместного проживания и ведения общего хозяйства на основании договоров лиц, нуждающихся в социальных услугах, и лиц, изъявивших желание организовать приемные семьи.

Приемная семья является формой оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам путем организации совместного проживания и ведения общего хозяйства лиц, нуждающихся в социальных услугах, и лиц, изъявивших желание организовать приемные семьи, на основании договоров об организации приемной семьи с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения лицам, организовавшим приемные семьи.

ЛИЦАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГАХ  –  признаются имеющие место жительства на территории Красноярского края, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, в том числе состоящие на учете для помещения в дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов, одиноко проживающие дееспособные граждане пожилого возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) и инвалиды первой и второй групп, не имеющие супругов, близких родственников, усыновителей и усыновленных, а также одиноко проживающие супружеские пары из их числа и семьи, состоящие из указанных граждан и детей-инвалидов.Размер ежемесячного денежного вознаграждения зависит от географического положения муниципального образования края, подлежит индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги, и устанавливается ежегодно законом края о краевом бюджете.Создание приемной семьи не влечет за собой возникновения притязаний одной стороны на имущество другой. За лицом, нуждающимся в социальных услугах, сохраняется право на причитающиеся ему социальные выплаты: пособия, компенсации, субсидии, а также право собственности на жилое помещение и иное имущество. Вопросы формирования совместного бюджета определяются договором по согласованию сторон.Организация приемных семей для граждан пожилого возраста   и инвалидов является дополнительной мерой социальной помощи  для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края.Развитие института приемной семьи позволяет значительно улучшить «социальное самочувствие» пожилых людей, укрепить связь поколений, поддержать социальную мобилизацию общества, снижать очередность в стационарные учреждения социального обслуживания.
ОРГАНИЗОВАТЬ ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ МОЖЕТ –  имеющий место жительства  на территории края совершеннолетний дееспособный гражданин, изъявивший желание проживать совместно с лицом (или лицами), нуждающимся (или нуждающимися) в социальных услугах, в целях оказания ему (или им) общего ухода, помощи в удовлетворении основных жизненных потребностей, в том числе путем приготовления и подачи пищи, оказания разносторонней помощи в соблюдении правил гигиены, содержания в чистоте предметов одежды и обуви, оказания иной необходимой помощи.
ОРГАНИЗАЦИЮ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ –  уполномоченные органы местного самоуправления в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения (муниципальные органы социальной защиты населения) в соответствии с Законом края от 09.12.2010 № 11-5397 о наделении данными государственными полномочиями.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАЗМЕР ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ –  от 8,7 тыс.руб. до 14,1 тыс.руб. В случае организации приемной семьи с инвалидом I группы или признанным до 1 января 2010 года имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени до очередного переосвидетельствования размер ежемесячного денежного вознаграждения повышается на 50 процентов. Выплата вознаграждения устанавливается за каждое принятое в приемную семью лицо, нуждающееся в социальных услугах.

Источник: https://szn24.ru/node/10435

Как регионы России создают систему долговременного ухода за пожилыми людьми

Граждане пожилого возраста это кто

МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Создание системы долговременного ухода за инвалидами и пожилыми людьми, которые не могут самостоятельно за собой ухаживать, началось в 2019 году в рамках национального проекта “Демография”.

Пилотный проект по внедрению такой системы был запущен в шести российских регионах годом ранее.

Индивидуальный подход, профилактика заболеваний, обучение родственников правильному уходу стали основными направлениями работы в регионах, сообщили ТАСС представители региональных властей.

По данным демографического прогноза Росстата, доля граждан старше трудоспособного возраста в России увеличится к 2025 году до 27,7% и составит 40,5 млн человек. В 2017 году из 146,9 млн человек каждый четвертый (37,4 млн. человек) находился в возрасте старше трудоспособного.

“В связи с этим вопросы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста занимают одно из ключевых мест в системе социальной защиты населения”, – сказали ТАСС в пресс-службе Минтруда.

Пилотный проект

Минтруд России совместно с Минздравом, Минфином, Минэкономразвития и Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов с 2018 года реализует пилотный проект, направленный на внедрение системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Благотворительный фонд “Старость в радость” выступил в роли разработчика методологии, на основании которой определялась необходимость тех или иных мер поддержки. Чтобы сформировать комплекс мер, аналитическая служба фонда провела масштабное исследование международного опыта.

цель будущей системы – обеспечить людям, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь как на дому, так и в стационаре, а также поддержать их семьи и научить их оказывать помощь своим близким самостоятельно.

По официальной статистике на начало 2018 года в России действовало 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживали свыше 79 тысяч человек. Более 1,1 млн человек являются получателями социальных услуг на дому. Однако проблема доступности и качества социального обслуживания остается актуальной.

Около 80 интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов на начало прошлого года находились в ветхом и аварийном состоянии или требовали реконструкции.

Кроме того, большинство существующих зданий стационарных организаций постройки 50-60-х годов XX века не предоставляют комфортное проживание граждан, возможность получения инвалидами, в том числе с ментальными нарушениями, навыков самостоятельного проживания, отмечается в докладе Минтруда о результатах мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2017 год.

В эксперименте по построению системы долговременного ухода 2018 года приняли участие шесть субъектов – Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская и Тульская области.

Для всех из них проблема долговременного ухода стоит особенно остро.

К примеру, в Псковской области пенсионером является каждый третий житель, в Костромской – порядка 27% населения относятся к людям старшего поколения.

В рамках пилотного проекта шести регионам предстояло разработать и провести апробацию дорожных карт по внедрению системы долговременного ухода, а также дать оценку обеспеченности социальными услугами на сегодняшний день.

Работа на опережение

Система долговременного ухода будет способствовать изменению самого механизма социального обслуживания. Как сообщили ТАСС в пресс-службе администрации Костромской области, главная особенность новой системы – так называемый “выявительный принцип”.

“Если раньше социальные и медицинские услуги пожилым и инвалидам предоставлялись по обращениям и заявлениям граждан, то теперь сотрудники социальных служб сами определяют необходимость в той или иной помощи”, – подчеркнули в областной администрации.

К примеру, при посещении на дому специалисты стали оценивать способность человека к самообслуживанию, определять, какие именно социальные услуги ему нужны. Таким образом, в пилотных регионах пожилых граждан смогли разделить на несколько категорий в зависимости от функциональных нарушений и нуждаемости в услугах.

В регионах России открываются гериатрические кабинеты в поликлиниках, куда можно обратиться с вопросом о профилактике и лечении болезней старческого возраста. Для пожилых проводятся бесплатные медицинские обследования.

К примеру, в Костромской области выявляют старческую астению – патологию, характеризующуюся снижением физической и функциональной активности.

Небольшой тест из семи вопросов позволяет врачу-гериатру составить для пожилого человека индивидуальную программу, чтобы он оставался здоровым и активным как можно дольше.

В Новгородской области за год реализации пилотного проекта организовали офтальмологическое обследование для почти тысячи человек, которые живут в домах-интернатах. После обследования людям купили необходимые медикаменты, очки, некоторым провели операции по коррекции зрения.

“Школы по уходу” для родственников

Важным направлением создаваемой в России системы долговременного ухода за пожилыми является проведение специальных занятий для их родственников.

“В волгоградском регионе обучение проходит на базе областного геронтологического центра.

Курс состоит из теоретической и практической части – участники отрабатывают навыки обеспечения безопасной среды, организации жизненного пространства, предупреждения осложнений, связанных с длительным постельным режимом и другие. Также волгоградцы знакомятся с особенностями питания”, – сказали ТАСС в комитете социальной защиты Волгоградской области.

Там добавили, что большое внимание во время обучения уделяется индивидуальным вопросам, которые возникают у родственников при осуществлении ухода. При необходимости специалисты совершают выезды на дом для консультации. Занятия проводятся по понедельникам и пятницам, в другие дни тренеры обучают сотрудников стационарных учреждений.

Аналогичные курсы также будут проводиться и в других регионах. В Псковской области “школы по уходу” за пожилыми людьми и инвалидами появятся в большинстве муниципалитетов региона. Лекции и практические занятия будут вести медики и социальные работники. В Новгородской области родственному уходу обучилось уже более ста человек.

В рамках пилота в субъектах РФ также открываются пункты проката технических средств реабилитации – для пожилых людей и инвалидов, родственники которых ухаживают за ними дома.

Новые формы

Система долговременного ухода предполагает создание новых механизмов, которые со временем позволят как можно больше уйти от стационаров к предоставлению социальных услуг на дому.

К примеру, в Тульской области получило развитие семейное сопровождение, соответствующий закон в январе 2019 года приняла Тульская областная дума. Эта форма предполагает проживание граждан, которым постоянно нужна помощь посторонних, с теми, кто взял на себя обязательство за ними ухаживать.

Воспользоваться такой помощью могут одинокие пожилые люди или инвалиды I и II групп, заботятся о них совершеннолетние дееспособные граждане России, зарегистрированные в Тульской области, для которых законом предусмотрены выплаты. Близким родственникам оформить семейное сопровождение не разрешат.

“Семейное сопровождение поможет частично решить проблему нехватки мест в домах-интернатах, так как фактически станет заменой социального ухода в стационарах. Для того, чтобы официально оформить семейное сопровождение, необходимо заключить трехсторонний договор с участием органа социального обслуживания”, – сказали ТАСС в пресс- службе облдумы.

В Рязанской области тем временем будут оказывать социальные услуги в обстановке, максимально приближенной к домашней, сообщили в областном министерстве труда и социальной защиты населения. За пожилыми людьми и инвалидами будут присматривать в специально оборудованных двух- и трехкомнатных квартирах, расположенных на первых этажах многоквартирных домов.

В Псковской области возводится первый в России социальный городок для пенсионеров и инвалидов, социальное учреждение нового типа, которое принципиально отличается от государственных интернатов.

Социальный городок, который планируется открыть в начале 2020 года, будет представлять собой что-то вроде санатория: это комплекс малоэтажных многоквартирных домов, где смогут разместиться около 130 человек.

Количество квадратных метров на одного человека будет существенно больше установленных нормативами, которые существуют в современных домах-интернатах.

Кроме жилых домов в социальном городке возводятся административные здания с круглосуточным медицинским постом, массажным и процедурным кабинетами, а также дневным стационаром на три места с необходимыми помещениями.

Здесь также разместится тренажерный зал, библиотека, центр по обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов, парикмахерская, аптека и часовня.

Строительство всего комплекса ведется с учетом создания безбарьерной среды.

Масштабирование опыта

С 2019 года мероприятие по созданию системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами вошло в федеральный проект национального проекта “Демография”.

В этом году решать задачу будут уже 12 регионов: Республики Мордовия и Татарстан, Камчатский и Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская, Тульская области и Москва. К окончанию нацпроекта, к концу 2024 года, система будет создана во всех субъектах РФ.

В общей сложности на внедрение системы долговременного ухода в России на ближайшие шесть лет предусмотрено 10,7 млрд рублей из федерального бюджета.

“Система долговременного ухода, которая сейчас начинает выстраиваться в регионах, должна поддержать каждого человека, который или из-за болезни, или из-за возраста нуждается в долговременном уходе.

Речь идет именно о полноценной жизни людей, возможности даже при наличии разных степеней зависимости от посторонней помощи максимально сохранять и реализовывать свои социальные функции.

Принципиально важно, чтобы уход, реабилитация, социализация позволяли человеку оставаться полноценным членом общества, поддерживать качество жизни”, – сказала ТАСС директор благотворительного фонда “Старость в радость” Елизавета Олескина.

По ее словам, человек может жить в социальном учреждении – доме-интернате, психоневрологическом интернате, в отделениях сестринского ухода, может жить у себя дома или в сопровождаемом проживании. Это не должно приводить к разнице в условиях жизни. Кроме того, система должна поддержать и семьи, близких, которые берут на себя основную часть заботы и ухода, считает Олескина.

“Дома престарелых должны перестать быть закрытыми учреждениями с устаревшими подходами к уходу и организации жизни в них, с недостаточным количеством персонала, не имеющего к тому же достаточных компетенций, и инфраструктурой, не позволяющей обеспечивать людям комфортную жизнь”, – заключила директор фонда.

В новость была внесена правка (20:01 мск) – передается с уточнением формулировки в 4-м абзаце 5-го раздела, верно – будут оказывать, будут присматривать.

Источник: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6212167

Императив
Добавить комментарий