До какого возраста лицо является ребенком по закону об образовании

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

До какого возраста лицо является ребенком по закону об образовании

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Статья 1 содержит понятийную базу и направлена на устранение возможностей двусмысленного понимания норм комментируемого Закона. В статье содержится девять ключевых понятий, которые используются в Законе. Некоторые из этих понятий имеют общеправовую природу, т.е.

используются во многих нормативно-правовых актах, помимо данного Закона, например, понятие “ребенок” содержится в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) и является общим для всего гражданско-правового законодательства.

Однако отдельные понятия, такие как “ночное время” или “дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации” в других нормативных актах федерального характера не используются или могут быть использованы в другом смысле.

Остановимся подробнее на каждом из понятий, определение которым дано в комментируемой статье.

Ребенком считается “лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)”. Верно подмечено, что совершеннолетним лицо считается с 18 лет. С этого же возраста оно утрачивает статус ребенка, а соответственно, выходит из-под действия комментируемого Закона, если Законом не предусмотрены какие-либо исключения из этого правила.

Например, в случае эмансипации, предусмотренной ст. 27 ГК РФ о том, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Признание эмансипированным производится в судебном порядке.

Ребенок с момента своего рождения и до 14 лет является малолетним (и несовершеннолетним одновременно), а с 14 до 18 лет – несовершеннолетним. С понятиями “малолетний” и “несовершеннолетний” закон связывает наличие у лица того или иного объема прав и обязанностей.

Так, до 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (например, приобретается право совершать мелкие сделки), и, наконец, с 18 лет – полная дееспособность.

Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ).

2. “Собирательным” понятием является понятие “дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации”. Он не встречается в других федеральных законах и, в принципе, используется в правовой практике нечасто.

В трудную ситуацию дети обычно попадают или по вине взрослых, например, дети, оставшиеся без попечения родителей, или в силу объективных обстоятельств, как например, дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е.

имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Иногда дети оказываются в бедственном положении вместе с другими членами своей семьи, скажем, если семья получает статус беженцев или вынужденных переселенцев или же признана малоимущей.

Перечень категорий детей, относящихся к попавшим в трудную жизненную ситуацию, не является исчерпывающим.

Определение того, принадлежит ли ребенок к числу попавших в трудную жизненную ситуацию или нет, в некоторых случаях является оценочным, поскольку только в каждом конкретном случае специалист может оценить, нарушена ли жизнедеятельность ребенка в результате сложившихся обстоятельств и может ли данный ребенок преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью своей семьи. Ребенок может находиться в трудной жизненной ситуации, когда его основные права или законные интересы нарушены (например, когда ребенок похищен у родителей и нарушается его право на свободу передвижения и право на общение с родителями) или оспариваются (например, оспаривается право ребенка на жилое помещение), ребенок, подвергшийся незаконному перемещению и невозвращению из-за границы, или похищенный.

3. Социальная адаптация ребенка направлена на “активное приспособление ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы”.

Как видно из самого определения, адаптация необходима детям, находящимся в трудной жизненного ситуации.

Необходимость социальной адаптации может быть вызвана тем, что ребенок находится в постоянном дискомфортном состоянии, которое может быть вызвано психическими и культурными отклонениями, психическим расстройством.

В частности, ребенок-инвалид в силу своего физического состояния (недостатков развития и т.п.) нуждается в особом уходе, лечении, зачастую – в посещении специальных (коррекционных) образовательных учреждений, где с ним будут проводить работу специалисты.

Ребенок, нуждающийся в социальной адаптации, может быть эмоционально неустойчив, вспыльчив, может совершать насилие над другими, скажем, обидеть словом или ударить.

Иногда причиной такого поведения может стать обстановка в семье или поведение других подростков – друзей, с которыми общается ребенок.

Чаще всего выявлением того, нуждается ли ребенок в социальной адаптации, занимаются школьные преподаватели, воспитатели детских садов или работники социальных служб.

Соответственно, они же чаще всего принимают меры о социальной адаптации, к которым могут относиться беседы с психологом, педагогом или врачом, перевод на иную форму обучения или на надомное обучение.

4. Социальная реабилитация ребенка включает в себя мероприятия, направленные на восстановление социальных связей и функций, утраченных ребенком, а также восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Например, ребенок-инвалид практически всегда может испытывать трудности в общении со сверстниками, особенно когда он не посещает обычный детский сад или школу, а находится на надомном обучении или обучается в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Точно так же не приспособленными к нормальной жизни оказываются подростки, которые отбывали наказание в местах лишения свободы.

Реабилитационные мероприятия, как правило, осуществляются комплексно и включают в себя следующие аспекты:

медицинский (вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана);

физический (вопросы, связанные с применением физических факторов (физиотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия), с повышением физической работоспособности);

психологический (ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений);

социальный (вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, взаимоотношение ребенка с семьей, сверстниками, обществом).

5.

Понятие социальные службы для детей объединяет различные организации (государственные, муниципальные учреждения, фонды, некоммерческие партнерства, иные некоммерческие организации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), а также граждан, осуществляющих без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Все они заняты осуществлением мероприятий по социальному обслуживанию детей в различных сферах их жизни: в бытовой сфере, в области медицины, психологии, права и материального обеспечения, в сфере отдыха и оздоровления, обеспечения занятости и некоторых других. Например, к числу социальных служб, созданных в виде государственных учреждений практически в каждом из регионов России, относятся центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома.

Центры социальной помощи семье и детям занимаются выявлением несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их социальной реабилитацией, принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в т.ч.

путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и круглосуточно принимают несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившихся или подкинутых и некоторых других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

6. Под “социальной инфраструктурой для детей” в комментируемой статье понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям.

В частности, спортивные залы, катки, стадионы строятся с целью привлечения детей и молодежи к занятию спортом и ведению здорового образа жизни. Детские сады и образовательные учреждения служат воспитательным и образовательным целям, а деятельность больниц, детских поликлиник, лечебно-профилактических учреждений направлена на обеспечение здоровья детского населения страны.

7. В комментируемой статье дается определение понятию “отдых детей и их оздоровление”. Мероприятия, связанные с отдыхом детей и их оздоровлением, направлены на укрепление их иммунитета, а также улучшение физического самочувствия и тонуса организма, которое является важным для формирования гармоничной личности.

Дети могут осуществлять свое право на отдых и оздоровление в детских центрах досуга, в кружках и в секциях, в т.ч. в спортивных, на “слетах”, в детских оздоровительных лагерях и здравницах и т.п. Дополнительные занятия с детьми соответствующей направленности могут проводиться в школах и детских садах.

Детские оздоровительные лагеря, специализированные (профильные) лагеря, туристические лагеря и все другие организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, обобщены в понятии “организации отдыха детей и их оздоровления”. При этом в понятие “организации” входят и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере оказания услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, что в принципе не типично для российского гражданского права.

8. Определение понятия “ночное время” было введено в комментируемый Закон Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”.

Поправка была необходима в связи с введением в действие ст. 14.1., абз. 3 ч. 3 которой говорит о недопущении нахождения детей “в ночное время в общественных местах”. Ночным названо время с 22 до 6 часов местного времени.

Аналогичное понятие ночного времени содержится в жилищном законодательстве.

Источник: //kommentarii.org/garant_rebenka/page3.html

Права детей в зависимости от возраста

До какого возраста лицо является ребенком по закону об образовании

Государство уважает и обеспечивает все права,  предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка, за каждым ребенком,  находящимся в пределах его юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо  от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,  национального, этнического или социального происхождения, имущественного  положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных  опекунов или каких-либо иных обстоятельств (ст.2 Конвенции ООН о правах  ребенка).

Ребенком признается лицо, не достигшее  возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (ст. 54 Семейного Кодекса РФ).

Только родившись, человек приобретает по закону  способность иметь права и нести обязанности(правоспособность)
Правоспособность гражданина – способность иметь  гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в  момент его рождения и прекращается смертью. (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).

Однако  реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления  ребенка.

Дееспособность гражданина – способность гражданина своими действиями  приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские  обязанности и исполнять их (ст.21 Гражданского Кодекса РФ). С каждым годом дееспособность увеличивается  и становится полной к 18 годам. Каждый человек, в том числе и Ты становишься совершеннолетним.

Возраст: от 0 месяцев до 6 лет
                            Тебя называют: ребенок
Ты являешься недееспособным, это объясняется тем,  что ребенок в силу своих малых лет, не может понимать и отвечать за свои  поступки.
Имеешь неотъемлемое право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.

1  ст. 20 Конституции РФ).
Ты приобретаешь право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).
Обладаешь правоспособностью по гражданскому праву (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).
Имеешь право на имя, отчество и  фамилию (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58  Конституции РФ).

Имеешь право жить и воспитываться в  семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных  интересов (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного Кодекса РФ).
Право на  пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами  лечения болезней и восстановления здоровья (ст.

24 Конвенции  ООН о правах ребенка). На твое имя может быть открыт счет в  банке.

Имеешь право на посещение дошкольных  учреждений (ст. 18 Федерального закона «Об образовании»).

Все сделки в твоих интересах  совершают родители, либо законные представители (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Возраст: от 6 лет до 14 лет
                            Тебя называют: ребенок  или малолетний.


Твоя  дееспособность: у тебя частичная  дееспособность, то есть ты можешь совершать не все сделки, а только те,  которые необходимы тебе каждый день, то есть мелкие бытовые сделки.

Это  означает, что ты можешь покупать в магазине любые продукты, канцелярские товары,  иные вещи и предметы. Также, ты можешь совершать сделки, направленные на  получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной  регистрации.

В случае, если ты не можешь заключить сделку от твоего имени могут  выступить родители, усыновители или опекуны.
Имущественную ответственность по твоим сделкам, в том  числе по сделкам, совершенным тобой самостоятельно, несут родители, усыновители  или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

Тебе 6 лет.


С 6 лет 6 месяцев ты вправе посещать  школу (по заявлению родителей, усыновителей или опекунов и с разрешения  учредителя образовательного учреждения ты можешь начать обучение в более раннем  возрасте) (ст.

43  Конституции РФ). Ты вправе самостоятельно заключать: – мелкие бытовые сделки; – сделки, направленные на  безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или  государственной регистрации;

– сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными  представителями    (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Тебе 8 лет.
Можешь вступать  в детские общественные объединения (ст. 19 Закона «Об  общественных объединениях»).
С этого возраста наступает ответственность в виде в виде помещения в  специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа(ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним»)

Тебе 10 лет                             С этого  возраста ты:

-даешь согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 134 Семейного Кодекса РФ);           

-даешь согласие на свое усыновление  или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих  родителей (ст. 132 Семейного Кодекса РФ).
Выражаешь свое мнение о том, с кем  из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода (ст. 57 Семейного Кодекса РФ).
Вправе выражать свое мнение при  решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы (ст. 132 Семейного Кодекса РФ).
Вправе быть заслушанным в ходе  любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного Кодекса РФ).

С 11 лет
                            Наступает ответственность в виде помещения в специальное  учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков  (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным)  поведением(ст. 50 Федерального закона «Об образовании,  ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним»).

Возраст: от 14 лет до 18 лет
                            Тебя называют: ребенок или несовершеннолетний.
Твоя дееспособность:
ты набрал уже некоторый жизненный опыт, можешь осознавать и отвечать за  свои поступки.

Поэтому закон дает тебе право самостоятельно распоряжаться  своими заработком, стипендией и иными доходами, совершать мелкие бытовые и  некоторые другие сделки. Ты можешь вносить вклады в кредитные учреждения и  распоряжаться и осуществлять авторские права.

Также ты можешь осуществлять  права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или  иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.

  Остальные же сделки ты можешь осуществлять с письменного согласия родителей,  усыновителей, опекунов.

Тебе 14 лет
                            С этого возраста ты обязан иметь  паспорт гражданина Российской Федерации (Постановление Правительства РФ «Об  утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
С этого возраста ты даешь письменное  согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями (ст.  9 Закона «О гражданстве РФ»). Можешь выбирать себе место  жительства (с согласия родителей).

Можешь самостоятельно обращаться в  суд за защитой своих прав и интересов (ст. 56 Семейного Кодекса РФ).

С письменного согласия родителей  (усыновителей или опекунов) вправе совершать любые сделки (ст. 26  Гражданского Кодекса РФ).
Вправе распоряжаться своими  заработком, стипендией и иными доходами (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Можешь осуществлять права автора  произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого  законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 Гражданского  Кодекса РФ).
Имеешь право на изменение своего  имени, фамилии(ст. 58 Федерального закона «Об  актах гражданского состояния»).
Имеешь право вносить вклады в  кредитные учреждения и распоряжаться ими (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Допускается поступление на работу  для выполнение в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вред  здоровью, при соблюдении следующих условий:

  • работа выполняется лишь в       свободное от учебы время и не нарушает процесс обучения;
  • получено согласие родителя  (законного представителя) и органа опеки и попечительства (ст. 92, 94  Трудового КодексаРФ).

Имеешь право требовать отмены  усыновления (ст. 142 Семейного Кодекса РФ). Имеешь право управлять велосипедом  при движении по дорогам.

Можешь вступать в молодежные  общественные объединения (ст. 19 Закона «Об общественных  объединениях»).

Помни, что:
   С этого возраста ты самостоятельно несешь имущественную ответственность  по совершенным тобой сделкам (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).
Подлежишь уголовной ответственности  за некоторые преступления:

  • умышленное причинение тяжкого       вреда здоровью;
  • умышленное причинение средней       тяжести вреда здоровью;
  • похищение человека,       изнасилование;
  • насильственные действия       сексуального характера;
  • неправомерное завладение       автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения;
  • умышленно уничтожение или       повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
  • заведомо ложное сообщение об       акте терроризма;
  • хулиганство при отягчающих       обстоятельствах;
  • хищение либо вымогательство       оружия боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств;
  • хищение либо вымогательство       наркотических средств или психотропных веществ;
  • приведение в негодность       транспортных средств или путей сообщения (ст. 20 Уголовного       Кодекса РФ).

Тебе 15 лет.
Имеешь право  соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья  граждан).
Имеешь право заключать трудовой  договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью, если:

  1. получил общее образование;
  2. продолжаешь освоение программы       общего образования по иной, чем очная, форме       обучения;
  3. оставил        общеобразовательное  учреждение до получения общего образования с       согласия   родителя (законного представителя), комиссии по делам       несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления       образованием (ст. 63 Трудового КодексаРФ).

Тебе 16 лет.


Ты можешь быть объявлен полностью  дееспособным (эмансипация), если работаешь по трудовому договору, в том числе  по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимаешься  предпринимательской деятельностью (ст. 27 Гражданского Кодекса РФ).
Можешь быть членом кооператива (ст.  26 Гражданского Кодекса РФ). Имеешь право на управление  мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами.

Имеешь право на заключение трудового  договора (можешь работать не более 36 часов в неделю) (ст. 92 Трудового  КодексаРФ).

Можешь вступить в брак, но при  наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешение  органов местного самоуправления (ст. 13 Семейного Кодекса РФ).

Помни, что:
с этого момента ты подлежишь  административной ответственности; несешь уголовную ответственность за любые  преступления (ст. 2 Кодекса об Административных правонарушениях РФ).
Возникает  обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской  обязанности и военной службе»).

Тебе 17 лет

Обязанность  юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить  приписное свидетельство) (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Тебе исполнилось 18 лет!

Поздравляем! Ты теперь совершеннолетний, а это  значит, что ты становишься полностью дееспособным и можешь своими действиями  приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Источник: //rtdety.tatarstan.ru/rus/prava-detey-v-zavisimosti-ot-vozrasta.htm

Пример – Законодательное запрещение детского труда

До какого возраста лицо является ребенком по закону об образовании

“Ст. 34. Запрещение детского труда. Лица моложе 15 лет, а также те, кто подпадает под действие положений Ст. 13 Закона от 13 июня 1969 г. (N 24) “О базовом школьном образовании”, обязаны посещать школьные занятия. Эти лица не могут быть приняты на работу, предусмотренную положениями данного закона, за исключением случаев, оговоренных в Ст. 35.

Ст. 35. Исключения. Несмотря на положения Ст. 34:

(а) лица, достигшие 13 лет и старше, могут привлекаться для выполнения легких работ, не причиняющих какого-либо ущерба здоровью, развитию или школьному обучению.

Инспекция труда определяет виды деятельности, которые могут подпадать под действие данного положения.

Выполняя свои задачи в этом направлении, Инспекция труда может принимать положения, определяющие продолжительность рабочего дня и условия труда;

(б) лица, достигшие 15 лет и старше, еще не завершившие обязательного школьного образования, могут приниматься на работу, не причиняющую ущерба их здоровью, развитию и школьному образованию.

Инспекция труда определяет виды деятельности, в рамках которых допускается трудоустройство несовершеннолетних лиц с учетом данного положения.

Инспекция также устанавливает правила относительно продолжительности рабочего дня и условий труда;

(в) лица, достигшие 14 лет и старше, могут трудоустраиваться в рамках стажировочных программ при условии, что выполнение соответствующих трудовых обязанностей не будет наносить какого-либо ущерба здоровью или развитию этих лиц. Стажировочные программы такого рода должны утверждаться соответствующими образовательными властями. Условия привлечения учеников для выполнения тех или иных видов трудовой деятельности могут предписываться Инспекцией труда;

(г) при условии согласия Инспекции труда лица, моложе 15 лет, а также лица, получающие обязательное школьное образование, могут привлекаться к тем или иным видам трудовой деятельности, связанным с производством кинофильмов, театральных постановок и иных представлений, не причиняющих какого-либо ущерба их здоровью, безопасности, развитию и школьному образованию.

[Норвегия, Закон о защите прав работников и производственной среде 1995 г.]

“Ст. 43. Запрещение детского труда

(1) Никто не вправе нанимать на работу ребенка,

(а) которому не исполнилось 15 лет, или

(б) возраст которого ниже минимального возраста для получения обязательного школьного образования, установленного законом (если этот возраст равен 15 годам или старше)”

[Южная Африка, Закон об основных условиях занятости 1997 г.]

“Ст. 180. Возраст для трудоустройства . Запрещается нанимать на постоянную работу лиц, которым не исполнилось 15 лет.

Школьники, достигшие 13 лет и старше, могут привлекаться для выполнения работ, не наносящих какого-либо ущерба их здоровью, развитию или школьному образованию, с разрешения родителей или лиц, их опекающих. Перечень видов деятельности, в рамках которых запрещено привлекать школьников моложе 15 лет, утверждается Советом министров…”

[Латвия, Трудовой кодекс, Cт. 180]

“Ст. 23.8. Дети не могут наниматься на предприятие, даже в качестве учеников, до 14-летнего возраста, за исключением отступлений, предписываемых подзаконными актами.”

[Кот-д'Ивуар, Кодекс законов о труде 1995 г.]

“Ст. III.- Детский труд

Ст. 99 Дети не могут наниматься на предприятие, даже в качестве учеников, до 14-летнего возраста, за исключением случаев, предписываемых декретом, после распоряжения консультативной комиссии по труду с учётом местных условий и задач, которые могут от них требоваться.

Декрет устанавливает характер работ и категории предприятий, запрещённых для молодых людей и предельный возраст, к которому применяется запрет.

Ст. 100 Инспектор по труду может потребовать освидетельствования детей дипломированным врачом, чтобы проверить, что порученная им работа не превышает их сил. Это требование правомерно по просьбе заинтересованных лиц.

Ребенок не может оставаться на должности, признанной превышающей его силы, и должен быть назначен на подходящую должность. Если это невозможно, контракт с ребенком должен быть расторгнут с выплатой выходного пособия.”

[Нигер, Кодекс законов о труде 1996 г.]

“Ст. 104. При использовании труда лиц моложе восемнадцати лет должны учитываться их возраст, состояние здоровья и физическое развитие.

Ст. 105.  Запрещается использование труда лиц моложе восемнадцати лет на опасных и вредных для здоровья работах.

Однако, допускается использование труда несовершеннолетних, достигших шестнадцати лет в том случае, если полностью гарантировано обеспечение их здоровья, безопасности и морали,  и они получили соответствующее образование или специальную техническую подготовку в определенной отрасли.

Виды использования или работы, к которым применяется настоящая статья, определяются положениями настоящего кодекса  на основе предварительной консультации с Высшим советом по труду.

Запреты и ограничения, относящиеся к занятости несовершеннолетних, не применяются к  труду,  осуществляемому  в средних образовательных, профессиональных или технических школах, или других учебных заведениях.

Ст. 106. Опасными работами считаются те, которые могут   вызвать смерть или  причинить непосредственные серьезные повреждения трудящемуся.

Выводы об опасности, которая заключается в таких работах,  могут основываться  на их характере или виде  материалов, которые используются, обрабатываются или получаются, или виде  отходов, которые эти материалы оставляют, или обращении  с  воспламеняющимися или взрывчатыми, вызывающими коррозию веществами, или накоплении в любой форме, которое имеет место в этих веществах.

Опасными работами считаются, например,  следующие:

a) Смазка, чистка, осмотр или ремонт движущихся механизмов;

б) Любая работа, для которой используются автоматические пилы, циркулярные или ленточные; ножницы, гильотины, резцы, молоты и другие механические аппараты, обращение с которыми требует мер предосторожности и обладания специальными знаниями, за исключением    инструментов, используемых на кухне, орудий производства на бойне или других подобных работах.

в) Подземные или подводные работы;

г) Работы, во время производства  которых  разрабатываются или используются взрывчатые, детонирующие, вредные или токсичные, или воспламеняющиеся вещества; и другие подобные работы;

д) Любые строительные работы и работы по слому, ремонту, консервации  и другие аналогичные работы;

е) Работы в шахтах и каменоломнях;

ж) Работы в море, погрузочно-разгрузочные работы на дебаркадерах; и

з) Другие работы, указанные в законах, нормах техники безопасности и гигиены,  коллективных договорах и соглашениях, индивидуальных договорах и правилах внутреннего трудового распорядка.

Ст. 107. Работа в барах, закусочных, бильярдных залах и других подобных заведениях считается опасной работой для  несовершеннолетних моложе восемнадцати лет.

Ст. 108. Вредными работами являются  те, которые  по условиям, в которых они осуществляются,  или по своему характеру могут причинить вред здоровью трудящихся;  а также такие работы,  при производстве которых вред может быть причинен видом  используемых, обрабатываемых или получаемых материалов, или образующимися твердыми, жидкими или газообразными остатками, такие, как:

a) Те, которые представляют опасность отравления при обращении с токсичными веществами или веществами, которые их выделяют;

б) Любая промышленная операция, при  выполнении которой выделяются  ядовитые газы или пары, или образуются вредные выделения;

в) Любая операция, при выполнении которой выделяется  опасная или вредная пыль;  и

г) Другие виды работ, указанные в законах,  нормах безопасности и гигиены, коллективных соглашениях и договорах, индивидуальных договорах  и правилах внутреннего трудового распорядка.

Ст. 109. Для судебных или административных целей в случае сомнения относительно того, является ли работа опасной или вредной, следует обращаться к  оценке  данного вида деятельности,  предоставляемой Генеральной дирекцией   социального прогнозирования.”

[Сальвадор, Трудовой кодекс]

“Ст. второй: Труд несовершеннолетних

Ст. 117. Запрещается использование труда:

1. несовершеннолетних моложе четырнадцати лет.

2. несовершеннолетних до пятнадцати лет, не окончивших начальную школу.

Ст. 118. Запрещается лицам моложе восемнадцати лет выполнение работ, которые по своему характеру или условиям, в которых осуществляются, являются опасными  для жизни, здоровья или морали лиц, которые их выполняют, в частности, следующие работы:

1. Работы в клубах, закусочных и других местах, где отпускаются в розницу алкогольные напитки.

  2. Перевозка пассажиров и товаров по  шоссе, железным дорогам, авиационным транспортом, внутренним водным путям и работы на дебаркадерах, пристанях и  складах.

3. Работы, связанные с выработкой, преобразованием и передачей электрической энергии.

4. Обращение с взрывчатыми или воспламеняющимися веществами.

5. Подземные работы в шахтах, каменоломнях, туннелях или  аналогичных местах.

6. Обращение с веществами, механизмами или приборами, которые подвергают воздействию радиоактивности.

//www.youtube.com/watch?v=IYlghsgytxI

Положения парагр.ов 2.o, 3.o, 4.o и  5.o  настоящей ст. не применяются к труду несовершеннолетних в профессионально-технических училищах при условии, что этот вид работы одобрен и находится под контролем компетентных властей.

Ст. 119. На сельскохозяйственных работах несовершеннолетние  от двенадцати до пятнадцати лет  могут использоваться  только для выполнения легкого труда  и  не во  время часов, отведенных для учебы в школе

Ст. 120. В равной степени запрещается  работать  лицам моложе восемнадцати лет:

1. в ночное время  от шести часов вечера до восьми часов утра.

2. сверхурочные дни или во время выходных дней или  национальных праздников или национального траура

Ст. 121. Договоры, относящиеся к труду лиц моложе восемнадцати лет, должны заключаться с участием  родителей или их законного представителя.  В случае их отсутствия договоры заключаются непосредственно заинтересованными несовершеннолетними с одобрением административного органа по труду.

Ст. 122. Для определения рабочего дня должны приниматься во внимание  потребности несовершеннолетнего в учебе, и рабочий день не может превышать: 

1. шесть часов в день и тридцать шесть часов  в неделю  для  лиц моложе шестнадцати лет.

2. семь часов в день и сорок два часа в неделю для лиц моложе восемнадцати лет.

Ст. 123. Несовершеннолетнему старше двенадцати  лет разрешается выполнять работу в качестве рабочего по дому  на легких работах  при наличии предварительного разрешения Министерства труда   и социального благосостояния и выполнении положений ст. 119 относительно образования несовершеннолетнего.

Является обязательным для работодателя, у которого работает несовершеннолетний школьного возраста, отправлять его в учебное учреждение до тех пор, пока он, по крайней мере, не окончит начальную школу.

Ст. 124. Любой работодатель, который  использует услуги трудящихся моложе восемнадцати лет, должен вести специальный журнал, в котором указывается в отношении каждого несовершеннолетнего:

1. Имя и фамилия, имя и фамилия родителей,  опекунов или попечителей, если они есть

2.Дата рождения.

3. Местожительство.

4. Вид выполняемой работы.

5. Количество часов работы.

6. Расписание работы.

7. Получаемая зарплата.

8. Уровень полученного образования.”

[Панама, Трудовой кодекс]

“Ст. 96. Минимальный возраст.  На всей территории Республики устанавливается возраст в четырнадцать (14)  в качестве минимального возраста для  выполнения работы.  Орган национальной исполнительной власти может на основании закона устанавливать  минимальный возраст, кроме указанного предела, для опасных или вредных работ.

Первый парагр.: Лица, которые достигли минимального возраста, но моложе восемнадцати лет, не могут выполнять никакой вид работы, который явно запрещен законом.

Второй парагр.: В случае нарушения требования относительно минимального возраста для  выполнения работы  дети и подростки пользуются всеми правами, привилегиями и возмещением, причитающимися им в связи с работой.

Третий парагр.: Совет по защите может разрешить  при определенных обстоятельствах, должным образом обоснованных, труд подростков  ниже минимального возраста, причем выполняемая деятельность не должна ущемлять их право на образование, являться опасной или вредной для их здоровья или целостного развития, или явно запрещена законом.

Четвертый парагр.: Во всех случаях  до   выдачи разрешения подросток должен пройти  комплексный медицинский осмотр, подтверждающий его здоровье  и его физическую и умственную способность  для выполнения работы. Также, необходимо узнать мнение самого подростка  и, если возможно, мнение его родителей, представителей или ответственных лиц.”

[Венесуэла, Органический закон по защите ребенка и подростка 1998 г.]

Источник: //www.ilo.org/legacy/russian/dialogue/ifpdial/llg/ch8/ex8-1.htm

Права и обязанности детей: вопросы и ответы

До какого возраста лицо является ребенком по закону об образовании

Права и обязанности детей

Права детей

Декларация прав ребёнка 1959 г.

провозгласила, что ребенок ввиду его фи­зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, на­циональные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резо­люция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

Кто такой ребёнок?

                                             Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (приме­чание редакционной комиссии).

2.Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

·         с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

·         в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

·         при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

    Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:                                                                         

·         с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

·         на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

·         на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

·         на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

·         на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

·         на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет.

Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);

·         на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей.

Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке.

Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

·         на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов.

Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет.

Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

·         на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

·         на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

·         на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

                                                Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

·         на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

·         жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;

·         на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

·         на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;

·         на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

·         на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);

·         на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

·         ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

·         дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

·         жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

·         помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

·         при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

·         право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

·         право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

Источник: //vrn-sch60.edusite.ru/p61aa1.html

Императив
Добавить комментарий